Тема
Коллектив
как объект и субъект воспитания
Презентация на тему Презентация на тему Коллектив, как объект и субъект воспитания, предмет презентации: Педагогика . Этот материал содержит 27 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!
План
1. Понятия «группа», «коллектив», «команда». Стадии развития группы.
2. Основные положения теории коллектива А.С. Макаренко.
3. Проблемы реализации коллективного воспитания в современной российской школе.
Литература
● Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2003. - Гл. 18 .
● Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000. – Часть 3, тема 3.
● Педагогика /под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004. –
Гл. 18.
Дополнительная литература
1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.
(http: //www.pedlib.ru).
2. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. 1992. № 9-10.
3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001.
(http: //www.pedlib.ru)
4. Кондратенков А.Е. Коллектив отвечает за каждого.
Постановка проблемы
► Актуальна ли проблема формирования детского коллектива в условиях конкурентного общества с рыночной экономикой?
► Необходимо ли человеку информационной эпохи умение работать в команде?
Виктор Франкл:
«Смысл и ценность человеческой личности всегда связана с сообществом, в котором она существует. Не только личности необходимо сообщество, ибо лишь в нем существование обретает смысл, но и, наоборот, сообщество, чтобы иметь смысл, не может обойтись без отдельных личностей. Существование личности в полной мере обретает смысл лишь в сообществе.
В этом смысле ценность человека зависит от сообщества»
Лихачев Б.Т.
«Коллектив не есть порождение
той или иной социально-экономической формации, а представляет собой явление нормального совокупного сообщества и, как форма делового товарищеского взаимодействия, решения самых различных проблем, является социальным достижением человеческой цивилизации»
Виды групп
референтные и группы членства
и др.
организованные и спонтанные
формальные и неформальные
реальные и условные
малые и большие
Виды групп (М.Аргайл, 1983):
● семья
● подростково-юношеские
● тренинговые и терапевтические
● комитеты и группы по решению проблем;
● рабочие
Стадии развития группы
Существуют различные подходы, в частности, свои решения предложили:
Макаренко А.С.
Уманский Л.И.
Петровский А.В.
Лутошкин А.Н.
Стенфорд Г. и Роарк А.
Стадии развития группы по Макаренко
требования предъявляет педагог
требования предъявляет
актив группы
требования предъявляет каждый член коллектива
Стадии развития группы по Уманскому
Группа - конгломерат
Группа - ассоциация
Группа - кооперация
Группа - автономия
Группа - коллектив
Стадии развития группы по Лутошкину
Песчаная россыпь
Мягкая глина
Мерцающий маяк
Горящий факел
Алый парус
Стенфорд, Роарк:
1. Начальная стадия (ориентационная)
2. Формирование групповых норм
3. Стадия конфликта
4. Переходная от конфликта к сбалансированности в отношениях
5. Рождение чувства «Мы»
6. Стадия эмоциональной активности (отношения «я – ты»)
7. Актуализация, высокая степень сплочения группы
Коллектив –
(лат. сollectivus – «собирательный»)
группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения
В.А.Сластенин
Признаки коллектива
► общественно-полезная цель;
► совместная деятельность по достижению цели;
► отношения ответственной зависимости;
► наличие органов самоуправления;
► связь с другими коллективами (обществом)
Команда –
группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей; слаженный коллективный субъект
Установка современного менеджмента основана на доминировании идеологии командной работы
Diagram
общее видение
распределение
ответственности и ролей
взаимозаменяемость
мобильность
Характеристики
команды
Основные положения теории коллектива Макаренко:
● общность цели;
● коллективное дело;
● традиции;
● система перспектив;
● самоуправление;
● принцип параллельного действия
● педагогическое требование
● общественное мнение
Коллективное дело –
совместная деятельность учеников, при которой конечный результат зависит от усилий каждого члена группы
Традиции –
(лат. traditio – передача)
устойчиво повторяющиеся и эмоционально привлекательные формы общей жизни, коллективного поведения в определенных ситуациях
Закон движения коллектива -
система перспективных линий
(ближних, средних, дальних)
Перспектива (фр. – «ясно вижу»)
Самоуправление –
форма организации жизни коллектива, при которой ученики принимают активное участие в управлении коллективом;
высший орган самоуправления –
общешкольное собрание, которому подотчетен учком
Принцип параллельного действия -
прием в работе педагога, суть которого состоит в возможности учителя опереться в своих требованиях к личности на группу учащихся, которые его поддерживают,
обеспечивает «скрытую» позицию воспитателя
Развитие теории коллектива
► Иванов Игорь Петрович
(Ленинград, «Орленок», 1960-е г.;
коммунарская методика - методика КТД)
► Сухомлинский Василий Александрович
(Украина, Павлыш, 1950-1970-е гг.)
► Кондратенков Александр Ерофеевич
(Смоленск. обл., 1960-70-е гг.)
► Караковский Владимир Абрамович
(Москва, 1970-2000-е гг.)
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть