Слайд 1Тема
Коллектив
как объект и субъект воспитания
Слайд 2План
1. Понятия «группа», «коллектив», «команда». Стадии развития группы.
2. Основные положения
теории коллектива А.С. Макаренко.
3. Проблемы реализации коллективного воспитания в современной российской школе.
Слайд 3Литература
● Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2003. - Гл.
18 .
● Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000. – Часть 3, тема 3.
● Педагогика /под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004. –
Гл. 18.
Слайд 4Дополнительная литература
1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.
(http: //www.pedlib.ru).
2.
Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. 1992. № 9-10.
3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001.
(http: //www.pedlib.ru)
4. Кондратенков А.Е. Коллектив отвечает за каждого.
Слайд 5Постановка проблемы
► Актуальна ли проблема формирования детского коллектива в условиях конкурентного
общества с рыночной экономикой?
► Необходимо ли человеку информационной эпохи умение работать в команде?
Слайд 6Виктор Франкл:
«Смысл и ценность человеческой личности всегда
связана с сообществом, в котором она существует. Не только личности необходимо сообщество, ибо лишь в нем существование обретает смысл, но и, наоборот, сообщество, чтобы иметь смысл, не может обойтись без отдельных личностей. Существование личности в полной мере обретает смысл лишь в сообществе.
В этом смысле ценность человека зависит от сообщества»
Слайд 7Лихачев Б.Т.
«Коллектив не есть порождение
той или иной социально-экономической формации, а представляет собой явление нормального совокупного сообщества и, как форма делового товарищеского взаимодействия, решения самых различных проблем, является социальным достижением человеческой цивилизации»
Слайд 8 Группа –
человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака
Слайд 9
Виды групп
референтные и группы членства
и др.
организованные и спонтанные
формальные и неформальные
реальные
и условные
малые и большие
Слайд 10Виды групп (М.Аргайл, 1983):
● семья
● подростково-юношеские
● тренинговые и терапевтические
● комитеты и
группы по решению проблем;
● рабочие
Слайд 11Стадии развития группы
Существуют различные подходы, в частности, свои решения предложили:
Макаренко А.С.
Уманский
Л.И.
Петровский А.В.
Лутошкин А.Н.
Стенфорд Г. и Роарк А.
Слайд 12Стадии развития группы по Макаренко
требования предъявляет педагог
требования предъявляет
актив группы
требования предъявляет
каждый член коллектива
Слайд 13Стадии развития группы по Уманскому
Группа - конгломерат
Группа - ассоциация
Группа - кооперация
Группа
- автономия
Группа - коллектив
Слайд 14Стадии развития группы по Лутошкину
Песчаная россыпь
Мягкая глина
Мерцающий маяк
Слайд 15Стенфорд, Роарк:
1. Начальная стадия (ориентационная)
2. Формирование групповых норм
3. Стадия конфликта
4. Переходная
от конфликта к сбалансированности в отношениях
5. Рождение чувства «Мы»
6. Стадия эмоциональной активности (отношения «я – ты»)
7. Актуализация, высокая степень сплочения группы
Слайд 16Коллектив –
(лат. сollectivus – «собирательный»)
группа детей, которую объединяют общие, имеющие
общественный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения
В.А.Сластенин
Слайд 17
Организационная
Воспитательная
Стимулирующая
Функции коллектива
Слайд 18Признаки коллектива
► общественно-полезная цель;
► совместная деятельность по достижению цели;
► отношения ответственной
зависимости;
► наличие органов самоуправления;
► связь с другими коллективами (обществом)
Слайд 19
Команда –
группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе
достижения поставленных целей; слаженный коллективный субъект
Установка современного менеджмента основана на доминировании идеологии командной работы
Слайд 20
Diagram
общее видение
распределение
ответственности и ролей
взаимозаменяемость
мобильность
Характеристики
команды
Слайд 21Основные положения теории коллектива Макаренко:
● общность цели;
● коллективное дело;
● традиции;
● система
перспектив;
● самоуправление;
● принцип параллельного действия
● педагогическое требование
● общественное мнение
Слайд 22Коллективное дело –
совместная деятельность учеников, при которой конечный результат зависит
от усилий каждого члена группы
Слайд 23Традиции –
(лат. traditio – передача)
устойчиво повторяющиеся и эмоционально привлекательные формы общей
жизни, коллективного поведения в определенных ситуациях
Слайд 24Закон движения коллектива -
система перспективных линий
(ближних, средних, дальних)
Перспектива (фр. –
«ясно вижу»)
Слайд 25Самоуправление –
форма организации жизни коллектива, при которой ученики принимают активное
участие в управлении коллективом;
высший орган самоуправления –
общешкольное собрание, которому подотчетен учком
Слайд 26Принцип параллельного действия -
прием в работе педагога, суть которого
состоит в возможности учителя опереться в своих требованиях к личности на группу учащихся, которые его поддерживают,
обеспечивает «скрытую» позицию воспитателя
Слайд 27Развитие теории коллектива
► Иванов Игорь Петрович
(Ленинград, «Орленок», 1960-е
г.;
коммунарская методика - методика КТД)
► Сухомлинский Василий Александрович
(Украина, Павлыш, 1950-1970-е гг.)
► Кондратенков Александр Ерофеевич
(Смоленск. обл., 1960-70-е гг.)
► Караковский Владимир Абрамович
(Москва, 1970-2000-е гг.)