Классификация методов педагогического исследования презентация

Содержание

План 1.Способы классификации. 2. Сущность познания.

Слайд 1 Тема 3 (Г) КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Цель:

раскрыть сущность, структуру понятий, охарактеризовать систему связей.




Слайд 2


План
1.Способы классификации.

2. Сущность познания.




Слайд 3

Список литературы
_ Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика.

[Гриф минобрнауки ] – М., 2010.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 3-е изд. – М., 2010.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Метологические основы психологии. – СПб., 2011.




Слайд 4

Вопрос 1.


Способы классификации





Слайд 5

Классификация – метод.
Классификация – распределение предметов, явлений и понятий по классам,

отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

















Слайд 6

Наука логика:
Классификация – многоступенчатое, разветвлённое деление логического объёма понятия. Результатом К.

– система соподчинённых понятий: делимое понятие является родом, новые понятия – видами, видами видов (подвидами) и т.д.
Д.Менделеев,
К. Линней






















Слайд 7



К. подразделяется на естественную и искусственную.
Природные объекты и каталог в библиотеке.
Далеко

не всегда удаётся при классификации существенное отделить от несущественного, особенно в обществе.

















.




Слайд 8



Центральным аспектом изучения педагогической науки является рассмотрение её как

системы знаний особого рода.
Особенности эти определяют подходы к пониманию сущности научно-педагогического метода








Слайд 9

Классификация методов

Метод – достижение к-л цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов

и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности

Совокупность методов, порядок и правила их применения – методика конкретного исследования




Слайд 10

-Прежде чем говорить о методике, необходимо проанализировать систему методов педагогического исследования.


«От

метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».
(И.П. Павлов)













Слайд 11

Три группы методов
1.Всеобщий метод – диалектический метод. Присутствует во всех других.
2.

Общенаучные методы
3. Частнонаучные. У каждой науки свои.

Принцип классификации: единство общего, особенного и единичного
















Слайд 12


-В педагогике деление на теоретические и эмпирические – условно.
Общенаучные логические методы

исследования (анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация) органически вплетаются в метод беседы, эксперимента, анализа результатов деятельности и др.
Сравнительно-исторические методы: генетический, исторический и сравнительный.
Совокупность методов, идей – научный подход (система методов, средств, приёмов)






















Слайд 13


Системность предполагает упорядоченность научного знания как внутри теории, так и в

отдельной научной отрасли, в науке в целом.
Наука как система включает в себя естественные,общественно-гуманитарные, технические, логики-математеческие науки.
Науки бывают фундаментальными и прикладными.











Слайд 14

Проблемный подход предполагает наличие исследований комплексного, междисциплинарного характера, концентрирующихся

вокруг одной проблемы.
Методология (система методов –часть методологии) включает на высоком уровне обобщения закономерности научного познания, научные знания об образовании (педагогические знания) и знания о способах связи науки, образования и практики.










Слайд 15

Законы науки – это законы той реальности, той идеализированной модели, которая

сконструирована учёным.
Они не являются простой копией материальных связей и зависимостей.
Методы – для познания закономерностей и использования знаний на практике.










Слайд 16
ФУНКЦИИ научных методов (научной теории):
-описание фактов, явлений;
-объяснение (т.е. выявление существенных характеристик

предмета, нахождение общей закономерности);
-предсказание существования неизвестных объектов, связей между ними, результатов процессов;
-синтезирующая функция ( объединение знаний в систему);
-методологическую.













Слайд 17


ВОПРОС 2.
Сущность познания.











Слайд 18

ПОЗНАНИЕ – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о

мире.
Гносеология ( эпистемология) – теория познания.
Её основная вопрос – проблема возможности адекватного познания.
В зависимости от ответа – позиции:
-позиция познавательного оптимизма;
-скептицизма;
-агностицизма.










Слайд 19

Формы познания
-обыденное;
-мифологическое;
-религиозное;
-художественное;
-философское;
-научное.








Слайд 20


Истина – универсальная цель познания;
Познание – это творческая деятельность;
Познание

– форма опережающего отражения действительности;
Познание – преодоление сомнения,обеспечивает уверенность субъекта в своих силах (прагматизм).






Слайд 21

Совокупность теоретических методов – семантический подход.
Семантический подход к познанию реализуется

сегодня в рамках феноменологии и герменевтики:
познание понимается как смыслообразование, что позволяет познающему понять самого себя.
Аналитический подход – рассматривает познание как научный анализ знаковых структур.












Слайд 22

В структуре познавательного процесса выделяют чувственный и рациональный уровни.
Формы чувственного познания:

ощущение,восприятие, представление.
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.











Слайд 23


Чувственное познание особенно важно в искусстве
Рациональное - в науке.

Интуиция – на

уровне бессознательных процессов психики.
Особый вид познания – познание самого себя.




Слайд 24

Теоретическое познание предполагает использование методов познания.
Метод – это совокупность приёмов, применяемых

в той или иной сфере деятельности.
Метод разрабатывается на основании определённой теории; метод – это теория в действии.












Слайд 25

Процесс научного познания осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.
На эмпирическом уровне

объект фиксируется со стороны его внешних, доступных наблюдению проявлений.
Логическая форма выражения эмпирических знаний: суждение,констатирующее факт, или система суждений, описывающих явление.












Слайд 26

Теоретическое знание основной своей функцией имеет не описание, а

объяснение, выявление законов, связей, управляющих классом объектов.

На теоретическом уровне используются такие приёмы, как абстрагирование,идеализация, моделирование.









Слайд 27

Наука включает в себя определённые приёмы своего осознания, поэтому теоретический уровень

исследования можно разделить на собственно теоретический и метатеоретический уровень методологии.
Метатеоретический уровень включает:
-представления об идеалах и нормах научности;
-представления о научных методах;
-научную картину мира.
Метатеоретический уровень – это особый уровень мировоззренческих оснований науки.










Слайд 28

Сущность теоретических знаний

Теоретические знания включают компоненты:

проблема, гипотеза, собственно

научная теория.
научный текст, символы, иллюстративный материал.




Слайд 29

Проблема - результат противоречий, возникающих либо внутри самой теории, либо при

столкновении теории с фактами, либо при столкновении двух теорий.
Гипотеза – теоретическое предположение, возникающее в результате проблемной ситуации, его истинное значение не определено и нуждается в обосновании.






Слайд 30
:

Теория должна удовлетворять требованиям:
непротиворечивости;
сопоставимости с опытом;
должна

описывать круг фактов, на которые она опирается;
иметь определённую предсказательную и объяснительную силу.




Слайд 31

Основные компоненты теории:
-исходные понятия;
-принципы;
-основополагающие законы;
-абстрактная модель изучаемого предмета («идеализированный объект»);
-совокупность

научных положений, вытекающих из постулатов теории.






Слайд 32

Вывод
Сознание способно осознавать познавательные акты, оценивать их познавательную ценность. Это делает

познание осознанным, контролируемым.
Мыслящее «Я» познаёт и одновременно контролирует своё собственное познание..






Слайд 33
хххххххххххххххххххххххххххх


СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика