Слайд 1Современные педагогические технологии
Кафедра инженерной педагогики
Беломестнова Эмилия Николаевна
emi@tpu/ru
Слайд 2Цели занятия
Стратегическая цель занятия
способность выпускников магистратуры применять современные образовательные/педагогические технологии, включая
технологии дистанционного обучения,
Планируемые результаты обучения
Уметь :
характеризовать педагогические технологии,
выбирать методы обучения способные обеспечить планируемые результаты обучения.
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
Педагогическая технология. (Сл. 4-9)
Формы организации обучения (Сл. 10 - 36)
Методы обучения (Сл. 37 - 57)
Средства обучения (Сл. 58 - 64)
Смешанное обучение (Сл. 65 - 70)
Слайд 4Педагогическая технология. Понятие
Педагогическая технология организационно – методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.
Лихачёв)
Педагогическая технология – совокупность психолого - педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов и средств обучения, обеспечивающих достижение планируемых результатов обучения.
Частно-предметная педагогическая технология – совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках одного учебного предмета. (Г. К. Селевко)
Слайд 5Подробнее
1. Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии.
2.Понятие «педагогическая технология»
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node3.html
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node53.html#ap2
3. Признаки педагогической технологии http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node5.html
4.Классификации педагогических технологий http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node6.html
Слайд 6Классификация педагогических технологий
Классы педагогических технологий различают
По уровню их применения,
По философской основе,
По
концепции усвоения,
По организационным формам,
По типу управления познавательной деятельностью,
По подходу к обучаемому (школьнику, студенту ),
По характеру содержания и структуры,
По доминирующему методу обучения,
И др.
Слайд 7Структура педагогической технологии
1. Концептуальная часть. Концепция.
Философское, психологическое, дидактическое обоснование достижения образовательных
целей.
2. Содержательная часть обучения:
Цели обучения – общие и конкретные,
Содержание учебного материала.
3. Процессуальная часть:
Организация учебного процесса,
Методы, формы и средства обучения и диагностики результатов,
Деятельность преподавателя и студентов.
Слайд 8 Образовательной технологией принято называть комплекс, состоящий из:
• планируемых результатов обучения,
• средств
диагностики текущего состояния обучаемых,
• набора моделей обучения, включающих методы обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы,
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
По Селевко Г.К.
http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
Слайд 9Технологическая карта
Технологическая карта - описание образовательного процесса в виде поэтапной
последовательности действий с указанием применяемых средств.
Технологическая карта занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Дополнительная информация
http://www.soltk.ru/college/nmd/met-rek/tkuz.pdf
Преподавателю о технологической карте занятия http://www.soltk.ru/college/nmd/met-rek/ptkuz.pdf
Слайд 10
Формы и методы организации обучения в высшей школе
Традиции и инновации
Слайд 11
Формы организации обучения
(по А.В.Хуторскому)
Индивидуальные занятия
Репетиторство
Тьюторство
Самообучение
Коллективно-групповые занятия
Уроки
Лекции, Семинары
Конференции, Олимпиады
Экскурсии,
Деловые игры
Индивидуально-коллективные виды занятий
Погружения
Творческие недели
Проекты
В каких формах организации обучения Вы участвовали, обучаясь в вузе?
Слайд 12Технологии обучения в современных университетах мира
Слайд 13Цели освоения ООП
Планируемые результаты освоения ООП
Содержание
учебных курсов
Аудиторные
Внеаудиторные
Формы организации обучения
Методы
Слайд 14Лекция
Практическое занятие
Семинар
Лабораторное занятие
Консультация
Экскурсия
Экзамен
1.Подготовка к
практическим и
лабораторным занятиям.
2.Подготовка к контрольным
3.Выполнение инд. заданий
4. Подготовка курсовой работы или проекта
5. Подготовка к экзамену
6. НИРС
7. Практика (учебная, произ.)
Слайд 15
ЛЕКЦИЯ –
организующее начало учебного процесса
Разновидности лекций
вводная,
мотивационная,
информационная,
обзорная,
Слайд 16Типы лекций
Традиционная лекция –
информационная
Нетрадиционная – «активная» лекция:
Проблемная лекция,
Лекция
– визуализация,
Лекция – вдвоём,
Лекция –пресс –конференция,
Лекция – консультация,
Лекция – диалог, лекция с обратной связью,
Лекция – «мозговой штурм»
.
А.В.Хуторской. Современная дидактика, стр. 329
Слайд 17 ТРАДИЦИОННАЯ лекция,
во время которой
лектор рассказывает и показывает,
студенты слушают и записывают.
На традиционной лекции ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ
навыки восприятия и усвоения учебного материала.
Содержание традиционной информационной лекции вносится преподавателем как подлежащий запоминанию материал.
Слайд 18 На ПРОБЛЕМНОЙ лекции новое знание вводится как «открытие» студентов в процессе
диалога, полемики, дискуссии.
Этот дидактический прием позволяет создать у студентов иллюзию «открытия» уже известного в науке.
Сам догадался!!!
(Вербицкий А.Л. Акт. обучение в высшей школе)
Слайд 191. Для проблемного изложения выбираются важнейшие разделы курса.
2. Разрабатывается система
познавательных задач: учебных проблем, проблемных и информационных вопросов.
3. При конструировании лекции ориентируются на диалогическое общение, формируется банк вопросов/заданий.
Основные этапы подготовки проблемной лекции
Проблемный вопрос – ориентирован на сущность учебной проблемы,
Информационный вопрос - актуализирует уже имеющиеся у студента знания.
Слайд 20Лекция – консультация
Лекция-консультация позволяет
приблизить содержание занятия к интересам обучающихся,
индивидуализировать процесс обучения с учетом понимания материала каждым студентом.
Слайд 21Лекция вдвоем
– эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного
изложения материала в диалоге двух преподавателей.
Диалог преподавателей призван
демонстрировать культуру ведения дискуссии,
вовлекать студентов в обсуждение проблемы.
Слайд 22Лекция-визуализация
ориентирована на реализацию принципа НАГЛЯДНОСТИ
Чтение лекции сводится к комментированию
подготовленных визуальных материалов(слайды, чертежи, рисунки, схемы, фотографии и т.д.), которые должны:
обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
обеспечить усвоение новой информации;
демонстрировать разные способы визуализации.
Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.
Слайд 23Лекция – диалог
Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен
отвечать непосредственно в ходе лекции.
Студенты приобретают интеллектуальный опыт участия в обсуждении научных проблем.
Часто! Традиционная лекция с элементами диалога
Слайд 24Лекция – пресс–конференция
предназначена для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся
и диагностирования уровня их подготовки
Преподаватель называет тему лекции просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме.
Студенты формулируют интересующие их вопросы и передают преподавателю, который сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.
Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы.
В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Слайд 25Обобщение
Нетрадиционные виды лекций ориентированы на
интенсификацию учебного процесса,
активизацию познавательной деятельности студентов,
развитие личностных качеств и общекультурных компетенций студентов.
Слайд 26
Задание. Подготовьте конспект на тему «Современная лекция»
(3-5 баллов)
Материалы для подготовки конспекта
1.Л.В. Коловская «ЛЕКЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ».
http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/137/u_sam.pdf
2.«Нетрадиционные виды лекции, особенности их организации» http://www.profile-edu.ru/netradicionnye-vidy-lekcii-osobennosti-ix-organizacii-i-provedeniya-page-3.html
Слайд 28Практические и семинарские занятия
призваны обеспечить профессиональное использование знаний в учебных условиях.
!!!
Профессиональное использование знаний
предполагает как минимум:
свободное владение языком соответствующей науки,
научную точность оперирования формулировками, понятиями, определениями,
выполнение специальных заданий, расчётов, эксперимента,
обработку результатов эксперимента.
Слайд 29Практические и семинарские занятия
Главные цели
1.Студенты должны уметь
выступать в роли
докладчиков и оппонентов,
отстаивать свою точку зрения,
демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.
2. Студенты должны приобрести навыки постановки и решения интеллектуальных проблем.
Частные цели – подчинённые главным целям:
повторение и закрепление знаний,
контроль уровня усвоения знаний.
Слайд 30Традиционный семинар –
групповая форма организации,
прообраз –школьный урок.
Особенности традиционного семинара:
интеллектуальная инициатива принадлежит преподавателю,
студент ставится в пассивную позицию, речевая активность его минимальна.
См. Вербицкий А.Л. Активное обучение в высшей школе.
Преподаватель
В
з
а
т
ы
л
о
к
Слайд 31Семинар – дискуссия,
активная форма организации – «круглый стол»
Семинар –
дискуссия предполагает диалогическое общение участников.
Практика формирования мыслей на профессиональном языке.
Опыт участия в обсуждении теоретических проблем.
Преподаватель
Слайд 32Уровни лабораторных работ
Ознакомительные лабораторные работы
Экспериментальные лабораторные работы
Проблемно – поисковые лабораторные
работы
!!! См. Чернилевский Д.В. Стр.141- 148.
Слайд 33Самостоятельная работа студентов
Уровни (типы) СРС
1. Тренировочные СРС - выполняются по
алгоритму.
2. Реконструктивные СРС -
предполагают перестройку решений.
3. Творческие СРС -
ориентированы на анализ проблемной ситуации, выбор методов и средств решения проблемы.
Слайд 34
Организация СРС должна обеспечивать:
мотивацию студента,
осознание познавательной задачи ,
! знание алгоритма выполнения,
!!знание сроков, формы отчётности и критериев оценки,
!!!информацию студента о методическом обеспечении СРС.
Слайд 35
Формы организации обучения – важные составляющие
педагогических условий развития личности студента.
Какую
форму организации обучения Вы планируете реализовать?
Укажите лекцию, какого типа представляется целесообразным организовать:
информационную,
проблемную,
лекцию – визуализацию,
лекцию – вдвоём,
лекцию –пресс –конференции,
лекцию – консультации,
лекцию – в диалоговом режиме, с обратной связью
лекции – «мозговой штурм» и тд.
Слайд 36 Введём понятие «Образовательная среда вуза»
Образовательная среда вуза -
целостность специально
организованных педагогических условий развития личности студента.
Слайд 37 Выдающийся чешский педагог Я. Корчак выделял четыре основных типа образовательной
среды, в зависимости от ее влияния на развитие личности:
«догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости;
«карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости;
«безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности;
«творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активной личности.
Слайд 40Метод обучения
это упорядоченная деятельность педагога и учащихся (студентов), направленная на достижение
заданной цели обучения.
(Metodos (греч.) – путь к чему либо.
1. Объективная часть метода отражает законы,
закономерности, принципы, правила дидактики.
2. Субъективная часть метода обусловлена
личностью педагога, особенностями учащихся,
конкретными условиями обучения.
М Е Т О Д Ы О Б У Ч Е Н И Я
Слайд 41Классификация методов обучения
по типу познавательной деятельности студентов (ПДС)
1.Объяснительно - иллюстративный
2. Репродуктивный
4.Частично
- поисковый
3. Проблемное изложение
5.Исследовательский
(Авторы И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
Слайд 42
Объяснительно – иллюстративный
(информационно – рецептивный) метод
Знания предлагаются студентам в «готовом»
виде
Преподаватель организует восприятие знаний
Студенты осуществляют восприятие (рецепцию) знаний, фиксируют их в своей памяти
Достоинство метода - экономия времени и энергии.
Слайд 43Репродуктивный метод обучения
Знания предлагаются в «готовом» виде.
Преподаватедь сообщает знания, и
объясняет их.
Учащиеся сознательно усваивают знания, понимают и воспроизводят их, действует по инструкции.
Прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний.
Метод обеспечивает возможность передачи большого объёма знаний.
Слайд 44Метод проблемного изложения
Преподаватель ставит проблему и показывает путь её решения
Студенты
получают урок
«разрешения познавательных затруднений»
Слайд 45Частично – поисковый метод обучения
Знания студентам не предлагаются в готовом
виде.
Преподаватель организует поиск новых знаний.
Студенты под руководством преподавателя самостоятельно решают познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают.
Знания студентов – осознанные, прочные.
Слайд 46Исследовательский метод обучения
Знания студентам не сообщаются
Преподаватель вместе со студентами формулирует
проблему и управляет процессом решения проблемных задач.
Знания являются продуктом решения проблемных задач.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, развитие творческого потенциала обучаемых.
Слайд 47 По уровню усвоения знаний общедидактические методы обучения подразделяют на две группы:
Репродуктивные (условно-пассивные),
Продуктивные (активные).
Репродуктивные подразделяются на информационные и операционные методы.
Продуктивные включают поисковые и исследовательские методы.
Слайд 48Репродуктивные методы обучения
Информационно - рецептивные
Инструктивно - репродуктивные
Объяснительно-иллюстративное
изложение
Повествовательное изложение
Демонстрационный
метод
Иллюстративный метод
Чтение информативных
текстов
Упражнение
Инструктаж
Репродуктивный диалог
Лабораторно-практический
метод
1. Знакомство с информацией, опознание, запоминание.
2.Формирование умений и навыков для решения типовых (закрытых) задач.
Слайд 49 Для решения творческих (открытых) задач предназначены активные методы обучения.
Отличия творческих
задач
Постановка задачи, как правило, отсутствует.
Способ решения - не указан.
Обучающий пример – отсутствует.
Результат решения, как правило, многозначен и неизвестен преподавателю.
Слайд 50Продуктивные методы обучения развивают способность к творческой деятельности и к самостоятельному
решению проблем.
Неимитационные методы
Проблемное изложение
Диалогическое изложение, дискуссия
Контрольное изложение
Эвристический диалог
Исследовательский метод
Мозговой штурм
Анализ производственных ситуаций
Т в о р ч е с к а я деятельность
Слайд 51Деловая игра
Имитационная игра
Операционная игра
Исполнение ролей (ролевые игры)
«Деловой театр» (метод
инсценировки).
Игровое проектирование
Имитационные - игровые методы обучения
Слайд 52Дискуссия
Творческий диалог
Мозговая атака, мозговой штурм
Беседы по Сократу
Деловая корзина
Прогрессивный семинар
Студия активного случая
Метод аналогии
Анализ конкретных ситуаций.
Кейс-метод (Case-study)
Активные - неигровые методы обучения
Слайд 53 Проведенные в США в 1980-х годах исследования позволили обобщить данные относительно
эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении.
Варианты интерпретации результатов представлены на схемах «Пирамида обучения» и «Конус обучения».
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/Edgar_Dale's_cone_of_learning.png
Эффективность методов обучения
Слайд 54О том же
Эффективность «группового обучения»
значительно выше, чем
эффективность «традиционного
обучения».
Слайд 56На полях пирамиды представлены виды учебной деятельности – справа соответствующий им
уровень запоминания.
Слайд 58Выводы!
Высокий уровень усвоения соответствует интерактивным видам деятельности, таким как:
участие в
дискуссии.
выступление с речью/с презентацией,
участие в игровой ситуации.
выполнение практических действий (чертить, рассчитывать, переводить, выполнять эксперимент, обрабатывать результаты, выполнять упражнения и др.).
реальная работа, практика.
Обучение других, взаимообучение.
Слайд 59Как Вы считаете?
Есть мнение, что будущим студентам никогда не придется ступить
в лекционный зал, так как компьютерные технологии активно продвигают высшее образование далеко от традиционных установок в онлайновый мир.
Слайд 60СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Классика и авангард
Слайд 62Сетевые ЭОР
для дистанционного и смешанного обучения
Основы педагогического дизайна
http://stud.lms.tpu.ru/course/view.php?id=489
Физика. http://stud.lms.tpu.ru/course/view.php?id=476
Слайд 63 Массовый открытый онлайн-курс
(МООК; англ. Massive open online courses, MOOC) обучающий
курс
с массовым интерактивным участием
c применением технологий электронного обучения,
с открытым доступом через Интернет.
Основные учебные материалы курса - видеозаписи лекций и домашние задания.
МООК дают возможность интерактивного общения студентов и преподавателей, а также сдачи экзаменов в режиме онлайн.
Самые популярные массовые онлайн-курсы собирают сотни тысяч студентов.
Подробнее. Что такое МООК? http://www.mirovoystudent.ru/what-is-mooc.html
Слайд 64Подробнее читайте о МООК
Что такое МООК? Что такое МООК? http://www.mirovoystudent.ru/what-is-mooc.html
THE MOOC
MODEL FOR DIGITAL PRACTICE: http://davecormier.com/edblog/wp-content/uploads/MOOC_Final.pdf
Самые популярные представлены на таких платформах, как Coursera , Edx , Udacity
Платформы МООК http://portal.tpu.ru/eL/mook_tpu/MOOCs
Слайд 65 «Бумажных книг не будет. Через 10-15 лет их просто не
станет. Они останутся лишь в том виде, в каком сейчас существуют грампластинки и кассеты.
"Печатный труд" так или иначе уступит место электронной книге. Какой она будет – предмет размышления ...»
Страничка «живой книги», см. на сайте журнала: www.vovr.ru/livingbook.html, Mathscinet.ru
Есть мнение!
Слайд 66Cовременная образовательная технология - blended learning
Смешанное обучение, или blended learning, –технология,
в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
Слайд 67Цель - повышение эффективности образовательного процесса
Смешанное обучение позволяет
повысить доступность и
темп освоения учебного материала;
активизировать ПДС обучающихся,
трансформировать роль педагога - перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с учениками, когда преподаватель выполняет роль помощника/наставника, тьютора.
ИНФОРМАТОР МОДЕРАТОР, ТЬЮТОР
Слайд 68Смешанное обучение (blended learning) — это образовательная технология, совмещающая обучение с
участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
https://newtonew.com/discussions/blending-learning-sup-iz-topora
Каково соотношение «обучения лицом к лицу» и онлайн-обучения?
Структура смешанного обучения может варьироваться. Существуют десятки моделей с различной степенью «онлайновости» и степенью участия преподавателя.
Слайд 69«Нам нужно уходить от мудреца на сцене к гиду, стоящему в
стороне».
лауреат нобелевской премии по физике 1969 года Мюррей Гелл-Манн - «за открытия, связанные с классификацией элементарных частиц и их взаимодействий».
Мюррей Гелл-Манн
- преподавателям•
Слайд 70Вопросы и задание
Охарактеризуйте понятие «Педагогическая технология»
С какой целью разрабатываются новые типы
лекций?
Какой тип лекций Вы предполагаете реализовать?
Охарактеризуйте понятие «Метод обучения»?
Как классифицируются методы обучения по типу познавательной деятельности студентов?
Какие средства обучения планируете использовать на занятии?
Задание. Подготовьте презентацию/конспект по работе Л.В. Коловской «ЛЕКЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ». http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/137/u_sam.pdf
Слайд 71 Л.В. Коловская. ЛЕКЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Лекция
– интеллектуально-духовный ресурс вуза
1.1 Лекция как технология
Раздел 2. Разработка лекции
Раздел 3. Лекция как звучащая речь
3.1 Академическое красноречие и речевая компетентность лектора
3.2 Педагогическая риторика
3.3 Тренинг речевой выразительности
Раздел 4. Обратная связь
Слайд 72Задание (дополнительное). Подготовьте краткий конспект по теме «Смешанное обучение»
(EN) 6 баллов
См.
1."6 Models of Blended Learning". Retrieved 2015-10-28. http://www.dreambox.com/blog/6-models-blended-learning
2."Blended Learning Models". Reading Horizons. Retrieved 27 May 2016.
Blended Learning: A Disruptive Model
http://www.readinghorizons.com/webinars/blended-learning-a-disruptive-model
From Instructor to Mentor: Using Blended Learning to Transform the Role of the Teacher
http://www.readinghorizons.com/webinars/from-instructor-to-mentor-using-blended-learning-to-transform-the-role-of-the-teacher
Слайд 73
Рекомендую ознакомиться.
«В закладки: самое важное о когнитивных навыках»
https://newtonew.com/overview/collection-about-thinking
10 материалов, чтобы прокачать
мозг: рассуждать логичнее, запоминать эффективнее, читать осмысленнее и считать быстрее.
Пожелание от составителей
«Берегите свой когнитивный аппарат и развивайте познавательные навыки!»
Слайд 74Цели образования XXI века:
уметь жить;
уметь работать;
уметь жить вместе;
уметь учиться. (Жак Делор)
Слайд 75Формы и методы организации обучения в высшей школе
Традиции и инновации
Формы
и методы организации обучения в высшей школе
Традиции и инновации
Беломестнова Эмилия Николаевна emi@tpu/ru