Слайд 1Исследовательские и образовательные технологии и методики в структуре общественно-гуманитарного знания
Галутво Л.М.,
канд. ист. наук, доцент
Кубанский государственный университет
Слайд 2Тема 1. ВВЕДЕНИЕ
План.
Особенности учебной дисциплины. Цели, задачи, функции, структура и содержание
учебного курса. Формы учебной деятельности студентов.
Теория и методика обучения как научная дисциплина. Объект и предмет методических исследований. Структура методических знаний. Интегративный характер методических исследований. Связь методики с психолого-педагогическими и общественными науками.
Слайд 3Термины
Дидактика — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения
знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Слайд 4Особенности учебной дисциплины
Цель дисциплины –
теоретико-методическая и организационно-практическая подготовка магистрантов-историков
к самостоятельной педагогической и культурно-просветительской деятельности в образовательных организациях различных уровней по дисциплинам (модулям) общественно-гуманитарного цикла, направленная на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.
Слайд 5Особенности учебной дисциплины
Задачи дисциплины:
Теоретические – формирование системы знаний об исследовательских
и образовательных методиках и технологиях.
Слайд 6Особенности учебной дисциплины
Задачи дисциплины:
Практические – освоение новой парадигмы общественно-гуманитарного образования;
овладение современными технологиями преподавания и просвещения деятельностного типа, направленными на развитие универсальных учебных действий и компетенций
Слайд 7Особенности учебной дисциплины
Функции дисциплины:
Развивающие – развитие профессиональных компетенций в
педагогической и культурно-просветительской деятельности: методического мышления, педагогических способностей, индивидуального стиля педагогического общения; отработка умения самостоятельно работать над постановкой и разрешением профессиональных задач.
Слайд 8Особенности учебной дисциплины
Функции дисциплины:
Воспитательные – формирование ценностных ориентиров, методической культуры
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям страны.
Слайд 9Особенности учебной дисциплины
Функции дисциплины:
Образовательные – осмысление тенденций развития российской
системы общественно-гуманитарного образования в мировом, общекультурном и ретроспективном контекстах начала ХХI века
Слайд 10Особенности учебной дисциплины
Содержание
Основополагающие парадигмы: УУД, системно-деятельностный подход, планируемые результаты
и система их оценивания, индивидуализация образования
Современный урок
Современные УМК
Технологии, методы и приемы в образовании
Опыт общественно-гуманитарного образования в России и за рубежом.
Слайд 11Особенности учебной дисциплины
Результаты
Уметь:
определять цели общественно-гуманитарного образования, его содержание, структуру на
основе нормативных документов
отбирать, разрабатывать учебно-методический материал адекватно целям и содержанию и обосновано использовать приемы, методы и средства обучения
планировать результаты образовательной деятельности на базовом и углубленном уровнях с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся
определять эффективность педагогических технологий и методик деятельностного типа в соответствии с планируемыми результатами
Слайд 12Особенности учебной дисциплины
Результаты
Владеть:
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией
к выполнению профессиональной деятельности
профессиональными компетенциями практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании дисциплин общественно-гуманитарного цикла
аналитическими возможностями оценивания результатов и проблем реформирования образовательных систем, определения их эффективности
Слайд 13Особенности учебной дисциплины
Результаты
Владеть:
лучшим отечественным и зарубежным опытом преподавания общественно-гуманитарных дисциплин
навыками моделирования
разных типов и форм учебных занятий и внеурочной деятельности
алгоритмом анализа продуктивности УМК в условиях конкретной педагогической ситуации
Слайд 14Особенности учебной дисциплины
Результаты
Владеть:
интеллектуально-творческими способностями для формирования универсальных учебных действий и расширения
образовательного пространства
наиболее эффективными средствами формирования личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ
Слайд 15Особенности учебной дисциплины
Компетенции
ПК-6 владение навыками практического использования знаний основ педагогической деятельности
в преподавании курса истории работу в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ПК-8 способность к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности
Слайд 16Методика: ремесло, наука, природное дарование или…?
Обсудите педагогические ситуации и предложите свой
вариант толкования.
Слайд 17Этимология понятия «методика»
Метод (греч. «metodos»)– «путь исследования», «способ познания».
Методика (греч.
«methodike») – способ достижения какой-нибудь цели, решения конкретной задачи.
Слайд 18Вариативность понятия «методика»
Методика – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному
предмету
Методика – нормативная упорядоченность действий в какой-либо конкретной деятельности, а так же ее отражение в форме описания, предписания, представления.
Методика – особый тип (особая область) знаний об осуществлении деятельности в той или иной сфере.
Слайд 19Методика преподавания или обучения?
Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории. (М., 1955).
Вагин
А.А. Методика преподавания в средней школе. (М., 1968).
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. (М., 1988).
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2 ч. М: Владос, 2002.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. (М., 2003).
Слайд 20Методика преподавания или обучения?
Принципиальные Различия по Петру Васильевичу Горе
Преподавание
деятельность педагога
по сообщению, передаче сведений
Обучение
взаимосвязанные и находящиеся в движении факторы и компоненты образовательного процесса:
цели исторического образования
содержание исторического образования
познавательные возможности учащихся
формы и способы обучения истории (преподавания и изучения)
результаты исторического образования.
Слайд 21Понятие «методика» в педагогической науке
Частная дидактика
Общие принципы для всех школьных
предметов
Набор практических советов
Технология
Самостоятельная наука
МЕТОДИКА
История + методы
Слайд 22Понятие «методика» в педагогической науке
Педагогическая наука, частная дидактика в которой действуют
общие принципы, одинаковые для всех предметов. Общие педагогические принципы иллюстрируются примерами из истории. (П.С. Лейбенгруб, Ф.П. Коровкин)
Специальная педагогическая наука, которая решает задачи через содержание предмета, историю (А.И. Стражев, А.А. Вагин, П.В. Гора)
Собрание методических рекомендаций, советов, рецептов, преобладание практической стороны, технологии (В.Н. Бернадский, Н.В. Андреевская).
Слайд 23Понятие «методика» в педагогической науке
Объект – процесс обучения
Предмет – внутренние
закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения.
Компоненты процесса обучения – категории исторические, они изменяются с развитием общества.
Слайд 25Понятие «методика» в педагогической науке
Цели обучения — это намеченные результаты
обучения. Цели обучения, как правило, отражают те изменения, которые происходят в обществе и определяются государством. Четкое определение целей обучения является одним из условий его эффективности. Цели должны быть реальны для тех условий, которые существуют в конкретной школе. Четкое определение целей обучения является одним из условий его эффективности. Методика конкретизирует общие цели и определяет задачи каждого курса, раздела и тем для образования, воспитания и развития учащихся.
Слайд 26Понятие «методика» в педагогической науке
Содержание обучения – определяется целями в
соответствии с возрастными, психологическими и физиологическими особенностями обучающихся.
Требования к содержанию образования:
соответствие содержания образования социальному заказу
соответствие задачам развития личности
обеспечение высокой научной значимости
учет реальных возможностей учебного заведения.
Факторы, влияющие на содержание образования:
цели образования
развитие науки и техники
политика правительства
методологические позиции ученых
традиции государства в области стратегии образования.
Слайд 27Понятие «методика» в педагогической науке
Познавательные возможности обучающихся – деятельность учителя
и учащегося должны совпадать. Методика определяет наиболее эффективные приемы и средства активизиции познавательной деятельности учащихся. Познавательные возможности связаны с возрастом ученика и уровнем исторических знаний.
Факторы, влияющие на познавательную деятельность:
содержание учебного материала (характер и организация)
организация учебного процесса
отношения учитель-ученик и ученик-ученики
Слайд 28Понятие «методика» в педагогической науке
Организация процесса обучения – формы, способы,
приемы и средства обучения, профессиональная деятельность педагога. Способы передачи учебной информации и руководства ее усвоением в органическом сочетании со способами учебной деятельности самих школьников называются методами обучения.
Методы состоят из более частных методических приемов. Хотя в методах обучения проявляются общие для всех учебных предметов принципы дидактики, специфика науки и учебного предмета требует и специфики методов, приемов. Методика исследует объективно существующие зависимости между методами и методическими приемами и другими компонентами обучения и на этой основе разрабатывает их систему.
Слайд 29Понятие «методика» в педагогической науке
Результаты обучения – критерии оценки методов
и процесса обучения в целом служат его результаты, т.е. объем, глубина, научность и прочность знаний, способность ими оперировать, приобретать их самостоятельно из разных источников, а также уровень воспитанности и общего развития учащихся.
Результаты обучения обеспечиваются:
правильно поставленными целями;
научным отбором содержания;
оптимальной организацией процесса обучения.
Слайд 30Понятие «методика» в педагогической науке
Таким образом, методика исследует все компоненты
процесса обучения , чтобы дать учителю ответы на основные вопросы:
Зачем учить школьников, т.е. какие цели нужно и можно ставить с учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся?
Чему учить, т.е. каков оптимальный отбор содержания материала и какова структура курса истории в школе?
Как учить учащихся, т.е. какими способами наиболее эффективно осуществлять учебную деятельность?
Какая познавательная деятельность школьников необходима для усвоения содержания обучения?
Как учитывать результаты обучения для дальнейшего его усовершенствования?
Слайд 31Обучение истории или историческое образование или общественно-гуманитарное образование?
Слайд 32Методологические основы методики
Активные педагогические дискуссии 1950 – 1980 гг.
Основа: классовый
партийный характер
В.Г Карцов: «Неужели методика преподавания истории не должна опираться на методологию самой исторической науки?» «За органическую связь методики преподавания истории с сущностью самого предмета».
А.А. Вагин: «Непосредственной методологической основой методики обучения истории…является марксистско-ленинская педагогическая теория».
(П.В. Гора).
А.И. Стражев: «Методика обучения истории одновременно историческая и педагогическая наука», «в качестве методологической основы руководствуется диалектическим и историческим материализмом».
Слайд 33Методологические основы методики
Общий кризис методологий. 1990-е гг.
«В преподавании общественных дисциплин
сфокусировались все противоречия российского общества, переживающего переходный период своего развития. Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию, отказ от марксистской идеологии. Продолжить разработку новой концепции исторического образования на основе достижений современной науки, исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологических подходов». («Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях». №24/1 от 28.12.1994).
Слайд 34Методологические основы методики
Историческое образование 2000-е гг.
Синтез:
Философия истории
Философия образования
Гуманистическая педагогика
и психология
Теория воспитывающего, личностно-ориентированного и развивающего обучения
Педагогическая аксиология
Педагогическая праксиология
Педагогическая мифология
Слайд 35Методологические основы методики
Историческое образование 2000-е гг.
Педагогическая аксиология - область педагогического
знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека.
Педагогическая праксиология - учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни.
Педагогическая мифология -раздел педагогики, который рассматривает функционирование педагогической реальности, построенной на определенных представлениях — педагогических мифах. в культурно-историческом контексте.
Слайд 36Функции методики
Методика – мост от теории к практике.
Что важнее,
(первичнее) теория или практика?
Описательная – объективное изложение доступных, реальных фактов, данных эмпирически.
Диагностическая – избирательная оценка фактов, их сопоставление, соотнесение с критериями, систематизация, классификация.
Объяснительная – обнаружение причинно-следственных связей в явлениях, выявление тенденций и закономерностей.
Слайд 37Функции методики
Прогностическая – предвидеть возможные последствия практического использования концепций, доктрин,
инновационных технологий. Использование полученного опыта в новых условиях, трансформация практического опыта и фактов в абстрагированное знание, теорию. Междисциплинарность с другими науками и широким международным опытом.
Трансформация теоретического знания в методическое знание. Проектно-конструктивная – перевод теоретических проектов в реальные образовательные конструкции.
Слайд 38Функции методики
Преобразовательная – перевод параметров практики, от которой отталкивается научное
исследование, на более высокий качественный уровень.
Критериально-оценочная – разработка критериев и оценка состоявшихся преобразований.
Коррекционная – обеспечение непрерывного развития образовательно-педагогической деятельности.
Слайд 39Функции методики
Практика – наука – практика.
Б.С. Гершунский: «методическое знание требует
высочайшей научной квалификации, поскольку подлинный методист – это не только специалист, знающий истинные и постоянно развивающиеся потребности практики. Но и способный оценить истинные же возможности науки, способный «состыковать» научные предложения с практическим спросом, сделать их взаимодополняющими и взаимообогащающими».
Слайд 40Свойства методики
Праксиологический (значимый для практики) аспект.
Детерминированность: методика состоит из «элементарных»
операций, процедур педагогической деятельности, для которых известны условия и последовательность их выполнения.
Массовость: решаются типические проблемы.
Избирательность: отбор педагогических задач, в решении которых помогает использование соответствующих методик.
Слайд 41Свойства методики
Методика
субъективна (каждый исполнитель превносит что-то свое)
субъектна (она кому-то адресована).
Технология
системная
последовательность методов (в их прикладном значении), обеспечивающих максимально точный, стандартизированный переход от цели к запланированному результату.
Слайд 42Методы научного исследования в образовании
Педагогическое наблюдение – изучение практики обучения
без вмешательства в процесс:
Посещение и анализ занятий
Изучение имеющихся результатов тестирования и анкетирования
Знакомство с конспектами и протоколами открытых уроков учителей
Знакомство с передовым опытом по материалам школьных методобъединений.
Слайд 43Методы научного исследования в образовании
Констатирующий эксперимент:
Тестирование и анкетирование по собственным
материалам
Формирующий эксперимент – активное вмешательство в процесс:
Подготовка методических разработок
Проверка их эффективности в образовательном процессе.
Изменение организации обучения.
Слайд 44Методы научного исследования в образовании
Слайд 45Методы научного исследования в образовании
Слайд 46Связь методики с другими науками
История
МХК
Источниковедение
Историография
Педагогика
Психология
Физиология высшей нервной деятельности
Дидактика
Философия, философия
истории
Логика
Науковедение
Этнография и этнология
Религиоведение
Регионоведение
Культура речи
Социология, политология, экономическая теория, правоведение