Слайд 1Семенцова О.А., ведущий научный сотрудник отдела сопровождения ФГОС ГАУ ДПО «Институт
развития образования Пермского края», кандидат пед.наук, доцент.
email: permmetcenter@mail.ru
конт.тел.: 212-35-29, 8 919 49 26 035
Использование результатов ВПР в целях повышения качества начального общего образования
Слайд 2Какова цель и условия оценивания?
Слайд 3Уважаемые коллеги! Приглашаем учителей начальных классов, зам.директоров по УВР на наши
внебюджетные курсы повышения квалификации
Методические практико-ориентированные внебюджетные курсы повышения квалификации по актуальной проблеме «Подготовка выпускников начальных школ к выполнению Всероссийских проверочных работ в контексте повышения качества начального образования в 2017-2018 учебном году» (работа над ошибками) объемом 40 часов (или 72 часа – по выбору участников).
Курсы состоятся с 07 ноября по 08 декабря 2017г. в два этапа:
- 1 этап (очно-заочный) – с 07 по 10 ноября 2017г.;
- 2 этап (заочный) – с 12 ноября по 08 декабря 2017г. – дистанционное самостоятельное обучение с презентацией итогового проекта.
Место проведения курсов: г. Пермь, ул. Екатерининская, 210 (главный корпус). Начало: в 10.00 часов.
Слайд 4Актуальность курсов
Проведенные в 2017 году Всероссийские проверочные работы по русскому
языку, математике и окружающему миру в 4 классах ОУ Пермского края, а также проведенные Всероссийские проверочные работы в 5 классах по русскому языку, математике, биологии и истории среди пятиклассников ОУ Пермского края, онлайн тестирование на метапредметные результаты учащихся 5-х классов в 2016 году показали большую рассогласованность в достижении образовательных результатов обучающихся.
В ходе мониторинговых обследований качества образования (региональных и федеральных) выявлен ряд проблем в планируемых результатах обучающихся и способах их достижения в соответствии с ФГОС (предметных и метапредметных), игнорировании отдельными учителями современных основ методики преподавания учебных предметов в начальной школе.
По исследованиям Рособрнадзора выявлены отдельные школы муниципалитетов Пермского края как с низкими результатами обучения обучающихся, так и с завышенными результатами выпускников.
Слайд 5
Если никаких последствий для школьников не будет, то для чего тогда
вообще проводить ВПР? Что хотят выяснить — ситуацию в школе, компетенцию учителей?
ВПР - это помощь школам в проведении хорошей, качественной, выверенной, стандартизированной общероссийской работы. Такая работа очень важна, прежде всего, для учителей и родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях и умениях своих детей.
Очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе и вовремя корректировать их. Помочь, не дожидаясь, когда к 6-7 классу проблемы в учебе ребенка вырастут, как снежный ком.
Слайд 6Но в Рособрнадзоре в 2016 году признали, что результаты ВПР пока
трудно назвать объективными: число пятерок в некоторых регионах РФ достигало 50%. Почему так получилось?
- Скорее всего у некоторых школ было желание приукрасить ситуацию!
- Результаты НИКО 2015 года были хуже, чем ВПР в 2016 году!
Маловероятно, что уровень подготовки четвероклассников настолько различен в соседние годы. Поэтому мы делаем вывод, что 50% пятерок в некоторых регионах РФ - это явное преувеличение!
От школ ожидается правда, а не максимальное количество пятерок!
Вполне возможны изменения в процедуре оценивания ВПР в будущем.
Возможно, будет изменяться система заданий в содержании ВПР, проверяющих планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО в сторону усложнения.
Слайд 7Возможности ВПР в качестве итогового оценивания планируемых результатов
ФГОС НОО
ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных образовательных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных и метапредметных результатов обучения.
Слайд 8В ходе выполнения ВПР оценивалась сформированность следующих УУД:
- личностных (личностное, профессиональное,
жизненное самоопределение);
регулятивных (планирование, контроль и коррекция, саморегуляция);
- познавательных (поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели; анализ объектов в целях выделения признаков; синтез; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство);
- коммуникативных (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Слайд 9Анализ результатов ВПР 2017г.
Границы отметок по математике
Слайд 12Анализ результатов выполнения заданий ВПР
по математике 2017г. по проверяемым элементам содержания и проверяемым умениям
У обучающихся хорошо развиты умения: выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями;
работать с таблицами и диаграммами;
представлять, анализировать и интерпретировать данные;
использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Слайд 13Самые сложные задания ВПР по математике
Слайд 15Результаты исследования показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся:
низкий уровень
сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки;
слабое развитие навыков проведения логических рассуждений;
недостаточное развитие у обучающихся умения решать практические задачи;
крайне низкий уровень сформированности навыков геометрического конструирования, умения анализировать чертеж, модель, видеть и использовать для выполнения задания все особенности фигуры.
Слайд 16Проблемы подготовки учащихся в части формирования предметных результатов
по математике
- Недостаточный уровень сформированности групп предметных умений по математике, в том числе:
Решать текстовые задачи, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Пути решения проблемы:
Включение в содержание уроков математики заданий, формирующих умения выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями;
Включать в уроки задания на работу с разными источниками информации, представленной в разных формах;
Организация «адресной» работы над ошибками;
Регулярное выполнение диагностических заданий, приближенных к ВПР;
Выполнение других нестандартных разноуровневых заданий.
Слайд 17Выполнение самого сложного задания в ВПР по математике
Можно констатировать наличие лишь
небольшой доли обучающихся, успешно справившихся с самым сложным заданием. Решение могло быть найдено не только путем нахождения идеи решения, но и путем перебора конечного числа вариантов.
Можно рекомендовать при выполнении заданий повышенной сложности рассматривать с обучающимися различные варианты решения, приучая их к поиску решения, вместо попыток применить готовый алгоритм.
Другая рекомендация является скорее организационной и относится к развитию системы математического образования в школах РФ:
Необходимо уже в начальной школе организовать отдельную работу по поиску и поддержке одаренных детей, имеющих математический талант!
Слайд 18Характеристика содержания ВПР по русскому языку 2017г.
Слайд 19Границы отметок ВПР 2017г.
по русскому языку
(произошла коррекция разбалловки, по сравнению с 2016г.)
Слайд 22Лучше всего справились с заданиями:
Слайд 23Самые сложные задания ВПР по русскому языку
Слайд 27Проблемы подготовки учащихся в части формирования предметных результатов по русскому языку
-
Недостаточный уровень сформированности групп предметных умений по русскому языку, в том числе:
Умения распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;
Умения составлять план прочитанного;
Умения распознавать части речи в предложении, распознавать грамматические признаки;
Соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы.
Пути решения проблемы:
Включение во все уроки учебных предметов заданий на объяснение лексического значения слов, понятий, терминов, употребления их в разных речевых ситуациях;
Создание «банка заданий» для учащихся 1-4 классов, направленных на формирование умений соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
Применение на всех уроках практических заданий разных типов на проверку одного и того же умения, групп умений.
Слайд 28Характеристика содержания ВПР по окружающему миру 2017г.
Слайд 29Границы отметок ВПР
по окружающему миру в 2017г.
Для сравнения: РЕЗУЛЬТАТЫ НИКО ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2015г.
Были парадоксальные ответы:
Выделенную на карте территорию России узнали 52 - 57% участников, Африку - 59 - 66%, Австралию - около 55%.
Участники исследования полагают, что на территории России в естественной среде живут броненосец (примерно 40%,) попугай ара (около 35%), лев (около 30%), бегемот (около 25%), слон (более 22%), жираф (примерно 17%).
Правильно определить на изображении и подписать части тела человека смогли не все: плечо нашли 54 - 61%, голень - 49 - 52%, бедро - 47 - 55% участников.
Почти 30% детей не смогли объяснить правило, обозначенное знаком пешеходного перехода.
Слайд 33Результаты ВПР по окружающему миру 2017г.
Обучающиеся показали хорошие знания материков
Земли, хорошо ориентируются в природных зонах;
Знают нормы здоровьесберегающего поведения;
У обучающихся сформировано уважительное отношение к родному краю, они осознанно строят речевое высказывание в соответствие с задачами коммуникации.
Имеют идентифицировать себя как представителя своего этноса, осознания своего «Я» как члена семьи, представителя своего народа, гражданина России, умеют описывать достопримечательности столицы и родного края, но не осознают свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
- Следует отметить, что не все учащиеся умеют обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Слайд 34Самые сложные задания ВПР по окружающему миру
Самыми сложными для участников оказались
задания, связанные с элементарными способами изучения природы;
Особенно трудным для многих оказалось требование сделать вывод на основе проведенного опыта и показать умение проводить аналогии и строить рассуждения (задание 6 (2) и 6 (3));
Трудными для выполнения оказались задания 9 и 10, направленные на понимание значимости семьи и семейных отношений, образования, государства, знания и своей «малой родине».
Слайд 38Пути решения проблемы:
Изменение содержания и форм, подходов к организации и проведению
мониторинговых процедур на школьном уровне, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся, системность работы ШМО.
Систематическое проведение тренировочных работ в формате ВПР во 2-4 классах, включение разноуровневых заданий в уроки и внеурочные занятия из разных вариантов ВПР 2015-2016гг., НИКО 2015г. по учебным предметам, других пособий, олимпиадных нестандартных заданий, из интерактивной образовательной платформы «Учи.ру».
Слайд 39При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:
Задания должны быть разнообразными, чтобы
не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.
Слайд 40Проблемы подготовки учащихся в части формирования
метапредметных результатов
планомерная работа по
формированию у учащихся регулятивных, познавательных умений, в том числе умений планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, контролировать соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями;
ведение карт индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого учащегося в соответствии с планируемыми результатами;
персональный анализ результатов выполнения ВПР на основе таблиц предметных результатов;
разработка индивидуальных маршрутов для учащихся с низкими результатами выполнения ВПР;
Слайд 41Проблемы подготовки учащихся в части формирования
метапредметных результатов
включение во все
уроки учебных предметов согласно учебному плану заданий по работе с текстами разных стилей, типов, жанров; заданий, развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану;
включение во все уроки учебных предметов согласно учебному плану заданий на соблюдение норм речи, корректировку речевых и грамматических ошибок, нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок.
Слайд 42Проблемы подготовки учащихся в части формирования
метапредметных результатов
включение в содержание
уроков математики заданий, формирующих умения выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями, умения читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин в соотношения между ними, устанавливать зависимость между величинами;
включение в уроки по разным предметам заданий на работу с источниками информации, представленной в разных формах;
организация «адресной» работы над ошибками;
разработка и использование индивидуальных тематических домашних заданий в соответствии с уровнем и характером затруднений учащегося;
выполнение диагностических заданий, приближенных к ВПР.
Слайд 43Использование в образовательном процессе интерактивной образовательной платформы «Учи.ру»
Слайд 481. У Егора дома номер телефона из 7 цифра. Оказалось, что
все цифры идут в порядке убывания, т. е. каждая следующая цифра меньше предыдущей. Егор помнит, что вторая цифра в номере телефона «8», пятая– «5».
1) Какая цифра в номере телефона идёт четвертой?
2) Перечисли все цифры, которые могут последней цифрой номера телефона.
2. В школьном буфете четыре пиццы, один компот и две булочки стоят 62 руб., а три пиццы, шесть компотов и пять булочек – 106 руб. Сколько рублей заплатил мальчик за покупку одной пиццы, одного компота и одной булочки?
Слайд 50Желаем Вам творческих успехов в новом учебном году!
Надеемся на сотрудничество в
рамках проведения совместных семинаров, конференций, форумов и других мероприятий)!
Контакты:
email - permmetcenter@mail.ru
конт.тел.: 212-35-29, 8 919 49 26 035