Слайд 1Информационные технологии в образовании
Лекция 22
Слайд 2План лекции
1.Особенности организации компьютерного обучения.
2.Формы применения компьютера в педагогическом
процессе и виды педагогических программных средств, подходы к их классификации.
3.Модель рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера.
4.Информационные монотехнологии (дистанционное, виртуальное, открытое, электронное обучение).
Слайд 31.Особенности организации компьютерного обучения.
Компьютер - педагогический инструмент, а не его
электронная замена.
Преимущества компьютера по сравнению с другими видами ТСО:
- мультимедийность (сочетание в одной учебной программе учебной информации звука, цвета, анимации, гиперссылок);
- интерактивность (внутренняя активность ученика запланирована самим содержанием учебных программ и не требует внешнего руководства со стороны учителя);
- дружественный интерфейс (обеспечение комфортности работы пользователя, немедленная реакция на его действия, система встроенных советов, справок, рекомендаций);
- адаптивность к обучаемому (возможность выбора в компьютерной программе индивидуальной траектории обучения);
- независимость содержания обучения (равные возможности всех пользователей независимо от социальных и других условий жизни);
- многотерминальность (одновременная работа нескольких групп, в том числе по разным программам, контролируемая и управляемая базовым компьютером);
- доступность (простота тиражирования обучающих программ на CD-, DVD-дисках, сайтах интернета и др).
Слайд 4Возможные учебные задачи компьютерной поддержки урока:
- показ видео- и анимационных фрагментов
для постановки учебных проблем, демонстрации явлений, объектов и т.п.;
- демонстрация классических, а также невоспроизводимых в школьных условиях опытов;
- анализ на компьютерных моделях проведенных в классе «вживую» демонстрационных опытов с возможностью вариаций начальных условий и параметров;
- использование анимированных рисунков, моделей, схем, графиков как средств виртуальной наглядности;
- проведение компьютерных лабораторных работ;
- предоставление вариативных заданий различной сложности для самостоятельной работы с оценкой результатов и разъяснением ошибок через гиперссылки;
- - создание и демонстрация физических моделей процессов, технических устройств в специальных средах;
- создание ученических проектов.
Слайд 5
- проведение многоуровневых самостоятельных и контрольных работ, предъявление нестандартных, творческих заданий
обучающимся;
- предоставление подборок исторического, табличного, справочного материалов;
- построение графиков, диаграмм с использованием встроенных программ м микрокалькулятора;
- решение задач с последующей проверкой результатов;
- пользование предметным словарем (глоссарием);
- проведение тематических учебных компьютерных игр с использованием виртуальным конструктором;
- обращение к электронным энциклопедиям, поиск учебной информации в интернете;
Слайд 6
И.В.Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий :
повышение эффективности и качества процесса обучения;
повышение активности познавательной деятельности;
углубление межпредметных связей;
увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
Слайд 7
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях
информационного общества:
развитие различных видов мышления;
развитие коммуникативных способностей;
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
Слайд 8
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
подготовка информационно грамотной личности;
подготовка
пользователя компьютерными средствами;
осуществление профориентационной работы в области информатики.
Основные методические правила компьютерной поддержки урока.
1. Главная учебная цель: создание активной познавательной среды.
2. Общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать на уроке 10-20 мин в 2-3 приема, при органичном сочетании с другими средствами и видами учебной деятельности.
3. Проблемное, развивающее содержание учебного материала, выявляющее типичные затруднения и ошибки обучающихся.
4. компьютерные материалы – необходимая часть единого комплекса средств обучения по данной теме, который учитель должен дополнять. модернизировать, варьировать способы применения.
5. Сочетание разных средств обучения в свете системного принципа их взаимодействия. Эпизодичность, разрозненность ТСО не концентрирует внимание на главном, утомляет школьников.
Слайд 92.Формы применения компьютера в педагогическом процессе и виды педагогических программных средств,
подходы к их классификации.
использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
Слайд 10организационно-педагогические и методические потребности школьного образования
вычислительные - быстрое и точное
преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Слайд 11По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать:
-
компьютерные учебники (уроки);
- программы-тренажеры (репетиторы);
- контролирующие (тестовые оболочки);
- информационно-справочные (энциклопедии);
- имитационные;
- моделирующие;
- демонстрационные (слайд- или видеофильмы);
- учебно-игровые;
- досуговые (компьютерные игры: аркадные,
квесты, стратегии, ролевые, логические,
спортивные и др. типы).
Слайд 12Педагогические программные средства можно классифицировать по нескольким типам:
1. Интерактивные учебники (программные
комплексы).
2. Тематические программы (по отдельным тема физики как школьного курса).
3. Электронный задачники (комплексные или по отдельным темам).
Слайд 13Классификация ППС происходит по линейной структуре:
1. ППС для применения в конкретном
классе.
2. ППС для применения в рамках изучения конкретной темы.
3. ППС для применения при реализации того или иного педагогического метода.
Слайд 143.Модель рациональной организации самостоятельной работы учащихся на основе применения компьютера.
Самостоятельная работа
учащихся с использованием ИКТ, Интернет-технологий – активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают не только учебную задачу, но и получают необходимые навыки работы с компьютером, с различной информацией.
Слайд 15Требования к организации самостоятельной работы учащихся с использованием ИКТ:
1. Наличие
необходимых навыков работы с компьютером.
2. Наличие умений работы с Интернетом.
3. Наличие конкретной цели.
4. Наличие конкретного задания.
5. Четкая форма выражения результата самостоятельной работы.
6. Определение формы проверки самостоятельной работы.
7. Обязательность выполнения самостоятельной работы каждым учеником, получившим задание.
8. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).
9. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения самостоятельной работы.
Слайд 164.Информационные монотехнологии (дистанционное, виртуальное, открытое, электронное обучение)
Дистанционное обучение (ДО) – технология
обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах.
Слайд 17
Виртуальное обучение — процесс и результат коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов
образования в виртуальной образовательной среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только и во время самого взаимодействия.
Слайд 18
E-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, синоним
таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
Слайд 19
Открытое обучение, способ организации уч. работы в школах (преим. начальных) ряда
заруб, стран. Для О. о. характерны отказ от классно-урочной системы и от оценки успеваемости на основе заданных норм, гибкая, "открытая" организация уч. пространства, подвижный состав уч. групп, а также свободный выбор ребёнком видов и способов уч. работы.
Слайд 20Литература
1. Бершадский, А. М; Дистанционное обучение - форма или метод? /
А.М. Бершадский // Дистанционное образование. - 1998.- № 4.
2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.,1995.
3. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М. : Педагогика, 1987.
4. Иванов, В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование / В.Л. Иванов. - 2002. - №1.
5. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
6. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт. - М. : Школа-Пресс, 1994.
7. Роберт, И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2001. - №5.