Слайд 11. Игровые модели организации деятельности детей.
Сюжетно-ролевая модель. Пример: «Три волшебных острова».
Участниками игры становятся жителями «Земли Лукоморье». Игра рассчитана на 21 день, в течение которых происходит исследование трех волшебных островов:
Острова знаний, Острова состязаний и игр и Острова дружбы.
Игровая модель включает три периода:
1. Организационный (или предыгровой) период характеризуется запуском игрового сюжета.
Основные результаты этого периода:
Определение творческих планов групп;
Выявление лидеров и включение их в работу по развитию сюжета игры, корректировка проекта в зависимости от ситуации (интересов, возможностей, проблем) ее участников;
Выбор ролей и видов деятельности, формирование экспедиции для исследования островов.
2. Основной (или собственно игровой) период характеризуется испытаниями для групп и смельчаков-одиночек, которые включают:
Испытания на Острове знаний:
А) занятия в «школе здоровья»;
Б) интеллектуальные состязания (викторины, конкурсы, кроссворды и т.д.);
Слайд 2Продолжение:
В) ключевое испытание – «Олимпиада грамотеев, умников, знатоков», ритуал награждения победителей,
открытие Доски претендентов на присвоение знания «Кавалер ордена Дружбы».
Испытания на Острове состязаний и игр:
А) спортивные состязания (открытие Малой Олимпиады), эстафеты;
Б) русские народные и дворовые игрища;
В) походы и экспедиции;
Г) ключевое испытание – День рекордов, финальные игры, ритуал награждения победителей, демонстрация достижений.
Испытание на Острове дружбы:
А) совместные дела различных групп участников игры;
Б) товарищеские встречи с соседними лагерями;
В) встречи по обмену опытом, День открытых дверей;
Г) ключевое испытание – «Праздник, который придумали мы!», бал «Ты и я», демонстрация достижений, вручение ордена Дружбы, итоговый концерт.
Слайд 3Продолжение:
3. Итоговый (или послеигровой) период – подведение итогов игры, создание участниками
игры программ последействия.
Имитационная модель.
Эта модель в большей степени приемлема для загородного лагеря любого профиля, однако может использоваться и на детской площадке.
Например, имитационно-игровая модель «Говорящая вода», разработанная и апробированная творческим объединением «Росстань» (Башкортостан). Возраст детей
12 – 17 лет.
Модель имеет историко-этнографический характер.
Основной целью является, собственно, не изучение жизни индейцев, а оздоровление и экологическое воспитание.
Основное средство организации лагерной жизни: имитация жизни индейцев.
Эта имитационно-игровая модель – синтез театра, педагогики и военной игры. В каждой смене свой игровой сценарий.
Слайд 4Продолжение:
Динамика его развертывания такова:
1 этап – экскурсионный: моделирование обстановки, освоение повседневных
навыков жизни, моделирование игровых (с элементом театрализации) фрагментов;
2 этап – игровое событие, ведущую организационную роль в котором выполняют инструкторы;
3 этап – игровой сценарий развивается на основе инициативы детей, педагоги координируют ход событий опосредованными приемами.
Обязательную основу составляют модернизированные в условиях лагеря традиционные праздники и обряды индейцев: Праздник первого костра, Обряд очищения шалфеем, Церемония Орлиного Пера.
Слайд 52. Модель деловой игры.
Деловая игра имеет проективную функцию. С одной стороны,
в ней создается имитационная реальность, а с другой, это средство моделирования реальных ситуаций. Деловая игра может использоваться частично в организации смены в загородном лагере (например, может стать моделью проведения организационного периода).
Особенность деловой игры – сочетание дискуссионных (коммуникативных) и имитационных элементов деятельности.
Деловая игра «Наша школа».
Цель: моделирование деятельности школьного коллектива на новый учебный год.
Участники игры – постоянно действующий коллектив.
Подготовка игры.
Сбор организаторов игры, в число которых входят как педагоги, так и старшеклассники.
Разрабатывается замысел игры. Обсуждаются условия игровой ситуации, разрабатывается «черновик» сценария, распределяются роли игротехников (желательно старшеклассников) и аналитиков-экспертов (педагогов), готовятся инструкции для участников игры, обсуждаются организационно-хозяйственные проблемы, назначается руководитель.
Слайд 6Продолжение:
Примерный организационный план:
1-й день. Предыгровой период.
Заезд. Хозсбор: знакомство с режимом
жизни, хозяйственными условиями, техническим персоналом, требованиями в организационно-хозяйственной части, планирование и подготовка к десанту по благоустройству. Расселение. Десант по благоустройству (во время десанта важно распределиться по группам, назначить ответственных, предоставить инициативу, организовать соревнование, критерии которого вырабатываются на общем собрании. Десант является одной из важных установок на коллективно распределенную деятельность). Коллективно-творческое дело «Что наша жизнь? – Игра!»: группы смешанного состава (не по классам) готовят театрализованные сцены из жизни школьного коллектива. Массовка. Дискотека.
2-й день. Установочный день. Общий сбор: организаторы создают игровую ситуацию (например, ученикам необходимо срочно разработать концепцию и программу деятельности школы, так как иначе ей грозит закрытие; концепцию необходимо предоставить родительскому комитету, педагогическому совету, органам народного образования), знакомят с правилами игры, дают классификатор групп (примерный классификатор: что такое школа, мое образование; коллективная жизнь; имидж нашей школы; школьные кружки и клубы; ученики и учителя; праздники нашей школы; школьный коллектив и т.п.).
Слайд 7Продолжение:
Распределение по группам. Выбор пресс-группы, группы аналитиков. Знакомство с игротехниками. Культурная
программа в период проведения деловой игры. Первая работа в группах: уточнение названия, предъявление рабочих целей на период игры, творческое представление группы.
Установка на день. Тема работы в группах: «Как мы докатились до такой жизни?» (анализ деятельности школьного коллектива за предшествующий год). Работа в группах по теме дня. Предъявление отчетов в содержательной и творческой формах на общем сборе.
Выпуск пресс-информации. Заседание аналитической группы. Подготовка первого раздела концепции школы – анализ работы школы. Вечером: или видеокалейдоскоп о жизни школьного коллектива за последний год, или коллективное творческое дело, концерт.
3-й день. Общий сбор. Вопрос дня: что мы понимаем, когда говорим «Наша школа». Установочные выступления. Работа в группах: подготовка к дискуссии. Дискуссия. Работа «круглых столов» по отдельным вопросам. Выпуск пресс-информации. Заседание аналитической группы: подготовка концепции «Образование и жизнь учащихся в нашей школе». Общий сбор. Вечер-дискотека.
Слайд 8Продолжение:
4-й день. Общий сбор. Тема дня: «Что сделать нам предстоит?». Работа
над программой деятельности. Работа в группах. Пленум. Доработка предложений в проектных группах, которые формируются по итогам пленума. Выпуск пресс-информации. Заседание аналитической группы: составление текста программы деятельности школьного коллектива на следующий год. Коллективное творческое дело.
5-й день. Общий сбор: подготовка к встрече с представителями администрации школы и гороно. Утверждение проекта концепции и программы школы. Встреча с администрацией и представителями гороно (представлять гороно и администрацию может кто-то из членов школьного коллектива, который должен «держать» позицию гороно). На встрече школьный коллектив защищает концепцию и программу школы. Программа: взрослые и дети в совместных командах.
6-й день. Общий сбор. Тема: «Кто в школе хозяин?». Формирование творческих групп и органов самоуправления по основным направлениям работы. Работа в творческих группах и органах самоуправления. Защита целей, задач и замысла деятельности. Праздничная дискотека.
7-й день. Общий сбор. «Выход из игры». Рефлексия участников игры. Трудовой десант. Отъезд.
Слайд 9
3. Проектно-исследовательские модели.
Особенность проектно-исследовательских моделей заключается прежде всего в организации поисковой
познавательной деятельности.
Слайд 10 4. Модель организации проектной деятельности.
Методика организации проектной деятельности впервые появилась
в США.
Под проектом понимался целевой акт деятельности, в основе которого – интерес ребенка.
У. Килпатрик дал следующую классификацию проектов:
- созидательный (производительный) проект связан с трудовой деятельностью – уходом за растениями и животными, подготовкой макета, конструкторской деятельностью и т.п.;
- потребительский (его целью является потребление в самом широком смысле, включая развлечения) – подготовка экскурсий; разработка и оказание различного рода услуг (ремонт одежды, обуви, информационные услуги и т.п.); проекты решения проблем жизнеобеспечения лагеря и т.п.;
- проект решения проблемы (научно-исследовательский проект) – исследования влияния условий ухода за растениями на урожайность, физико-математические проекты, технические проекты, проекты решения исторических или литературных проблем (которые, как правило, сочетаются с дискуссионными формами работы) и т.п.;
- проект-упражнение (проекты обучения и тренировки по овладению определенными навыками).
Слайд 11Проекты организации деятельности детей и подростков в летний период Томского Хобби-центра.
Проект
«Экспедиция на Обь-Енисейский канал».
Проект «Выставка настенной живописи».
Проект сооружения памятника «В защиту зеленого друга».
Проект «Легендарные места».
Проект «Детская типография».
Проект «Чистый город».
Проект детского игрового журнала «Хоб-С!».
Слайд 125. Коммуникативные модели организации деятельности.
Цель коммуникативных моделей
организации деятельности – развить коммуникативные способности у подростков, использовать общение в качестве фактора воспитания.