Слайд 1Формирование
универсальных
учебных действий
в начальной школе
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
Слайд 2 Цели ФГОС начального общего образования второго поколения
Развитие личности обучающегося на
основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества
Слайд 3Системно – деятельностный подход- основа стандарта
Воспитание и развитие личности обучающегося, отвечающее
требованиям инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
В основе - теория деятельности, концепции развивающего обучения, теория учебной деятельности
Слайд 4Планируемые результаты
Это система обобщенных личностно ориентированных целей образования: Предметные
Метапредметные
Личностные
Слайд 5Универсальные учебные действия
Это умение учиться,
т. е. способность субъекта
к саморазвитию
и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального
опыта
Слайд 6Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 7Формирование универсальных учебных действий
Урочная деятельность
в рамках
предметного
обучения
Внеурочная
деятельность
Слайд 8Предметные результаты
Знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности
Оценка предметных результатов осуществляется
на базовом и повышенном уровнях с помощью итоговой работы и портфеля достижений
Слайд 9Метапредметные результаты
Это универсальные учебные действия, или основы компетенций
Включают три группы УУД:
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 10Познавательные УУД
Поиск информации
Анализ и интерпретация информации
Преобразование информации
Моделирование
Анализ, синтез, сравнение
Классификация, обобщение
Установление
аналогии
Постановка проблем, выдвижение гипотез
Слайд 11Виды заданий
Познавательные УУД
«Найди отличия» (можно задать их количество);
«Поиск лишнего»;
«Лабиринты»;
«Цепочки»;
Хитроумные решения;
Составление схем-опор;
Работа с разного вида таблицами, графиками;
Составление и распознавание диаграмм;
Работа со словарями.
Слайд 12Познавательные УУД Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Если вы хотите, чтобы
школьники усвоили материал по предмету, учите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Слайд 13Коммуникативные УУД
Построение монологических высказываний
Аргументация собственного мнения
Владение диалоговой формой коммуникации
Постановка вопросов
Сотрудничество в
группе
Продуктивное содействие разрешению конфликтов
Слайд 14Коммуникативные УУД
Виды заданий
Составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа
по выполнению заданий;
парный опрос;
ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...»,
«опиши устно...», «объясни...» …
Слайд 15Коммуникативные УУД
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Научите школьника высказывать
свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Слайд 16Личностные результаты
Мотивация учебной деятельности
Познавательный интерес
Способность к самооценке
Развитие этических, гражданских
чувств
Ценностные ориентации
Слайд 17Виды заданий
Личностные УУД
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
мысленное воспроизведение
картины, ситуации;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Слайд 18Личностные УУД.
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Помните, что каждый ребенок
– индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Слайд 19Оценка личностных результатов
Неперсонифицированная оценка
Организация мониторинга на уровне школы, муниципалитета, региона, страны.
Слайд 20Регулятивные универсальные учебные действия
Принятие и сохранение цели
Постановка учебных задач
Планирование
Контроль
Оценка
Корректирующие УУД
Слайд 21Виды заданий.
Регулятивные УУД
«Преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
самоконтроль и взаимоконтроль;
взаимный диктант;
диспут;
заучивание материала наизусть в классе;
«Ищу ошибки»;
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Слайд 22Регулятивные УУД.
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Научите школьника контролировать
свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу, правилу, алгоритму.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Слайд 23Оценка метапредметных результатов
Интегрированные итоговые работы
Потрфолио
Уровневая оценка достижений
Слайд 24Портфолио учащегося состоит из трех частей:
портфолио документов: резюме, ведомость успеваемости, оценочные
листы, ведомости оценки деятельности в различных мероприятиях и документы, подтверждающие участие и наличие призовых мест в конкурсах, олимпиадах и т.п.;
портфолио работ: перечень творческих, исследовательских, проектных и других работ и лучшие работы;
портфолио отзывов, рецензий, высказываний.
Оценка достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, является как качественной, так и количественной (в виде рейтинга).
Слайд 25Портрет выпускника начальной школы
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Владеющий основами умения учиться
Любящий
свой край и свою Родину
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за поступки перед семьей и школой
Слайд 26Оценка планируемых результатов
Обобщенная форма
(ученик научится…;
ученик получит возможность
научиться…)
Слайд 27Педагогические технологии
Технологии развивающего обучения
Проектная технология
Технология проблемного обучения
Технология индивидуальных образовательных траекторий
Игровые технологии
ИКТ
Слайд 28
Формирование УУД во многом зависит не
только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного
взаимодействия учителя и
ученика, эффективности их
коммуникативной деятельности.