Слайд 1 ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,
то она должна прежде всего познать его также во всех отношениях.
К.Д. Ушинский
Слайд 2Базовые понятия
Воспитание, виды воспитания, развитие, методы воспитания, взаимосвязь обучения и воспитания,
методы и приёмы воспитания
Классный руководитель, функции классного руководителя, обязанности классного руководителя
Слайд 3Воспитание как педагогический процесс
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(учитель)
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
ОБЪЕКТ
И
СУБЪЕКТ (учащийся)
Слайд 4Виды воспитания
Трудовое
Умственное
Физическое
По содержанию
Авторитарное
Свободное
Демократическое
По доминирующему принципу и стилю отношения воспитателей и
воспитанников
Семейное
Школьное
Внешкольное
Конфессиональное
Воспитание в детских и юношеских организациях
Воспитание по месту жительства
Воспитание в закрытых и специальных воспитательных заведениях
По институционным признаком
Физическое
Этическое
Правовое
Военно-патриотическое
Экологическое
Интернациональное
Эстетическое
Половое
Экономическое
Трудовое
По аспектам воспитательного процесса
Слайд 5Методы воспитания
(по М.И. Болдыреву)
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПОВЕДЕНИЯ
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЗНАНИЯ
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
Слайд 6Методы формирования сознания
Рассказ
Объяснение
Разъяснение
Лекция
Этическая беседа
Внушение
Инструктаж
Диспут
Доклад
Пример
Слайд 7Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Упражнение
Приучение
Поручение
Педагогическое требование
Общественное мнение
Воспитывающие ситуации
Слайд 8Методы стимулирования
Соревнование
Поощрение
Наказание
Слайд 9Процесс воспитания и его принципы
Процесс воспитания – целенаправленная, организованная деятельность по
формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляющаяся в рамках педагогической системы учреждения.
Слайд 10Компоненты педагогического (воспитательного) процесса
Целевой – определение целей воспитания
Содержательный – разработка содержания
воспитания
Операционно-деятельностный – организация воспитательной деятельности и взаимодействие участников процесса
Оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждения об эффективности процесса
Коммуникативный – отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта воспитания и означает общение, их взаимодействие в процессе воспитания
Слайд 11Принципы (законы) воспитания
1
Гуманистическая направленность воспитания на развитие личности
Направленность воспитания на овладение
культурой, ценностями общества, нормами поведения
Связь воспитания с жизнью и трудом
Слайд 12Принципы (законы) воспитания
2
Воспитание в деятельности
Воспитание с опорой на активность личности
Воспитание
в коллективе и через коллектив
Объединение педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников
Уважение к воспитываемому лицу в соединении в требовательностью к нему
Воспитание с опорой на положительные качества человека
Слайд 13Принципы (законы) воспитания
3
Учет возрастных и индивидуальных особенностей
Единство требований (школы, семьи, общества)
Слайд 14Группы принципов воспитания
Группа 1
Ценностно-содержательные
Группа 2
Педагогические (методические), технологические
Группа 3
Социопсихологические
Слайд 15СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ
Осознание потребности, желания изменить себя, усовершенствовать свои личные качества
Самоанализ
Определение
целей, программ, плана деятельности
Самооценка
Деятельность, направленная на самоизменение, самоусовершенствование
Методы, приемы, средства деятельности, направленные на самовоспитание
Слайд 16Принцип целостного подхода к воспитанию
Слайд 18Критерии оценки воспитанности учащихся
Слайд 23Обучение = воспитание
1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно
осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они будто сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как обучение, которое воспитывает
Слайд 24Обучение = воспитание
2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определённой системы или
учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественный труд, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения и оно в свою очередь должно действовать на воспитание
Слайд 25Обучение = воспитание
3. Воспитание осуществляется вне (в соответствии с его общими
целями) семьей, трудовым коллективом, группой, сообществом, где происходит и некоторое стихийное обучение
4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, сообществами, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением
Слайд 26 Классное руководство
Классный руководитель – работник, осуществляющий педагогическую деятельность с коллективом учащихся
класса, отдельными учащимися, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы, способствующий взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в создании надлежащих условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развития учащихся (воспитанников) , их социального развития
Слайд 27Функции классного руководителя
Воспитательная
Педагогическое руководство развитием и формированием каждого учащегося класса и
коллектива в целом
Организационно-административная
Руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов
Координирующая
Установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса
Слайд 28Функциональные обязанности классного руководителя
Всестороннее изучение и воспитание учащихся
Оказание учащимся помощи в
учебе и развитии
Взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач
Решение проблем учебного и профессионального самоопределения учащихся
Контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением учащихся
Взаимодействие с родителями и оказание им помощи в воспитании детей
Развитие внутригрупповых и межличностных отношений учащихся
Слайд 29Цикл воспитательной работы классного руководителя (1-2)
1. Изучение учащихся класса: получение демографических,
медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности)
2. Формулирование воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учащихся класса, типичных для определенного периода обучения и индивидуальных
Слайд 30Цикл воспитательной работы классного руководителя (3-5)
3.Планирование воспитательной работы – составление плана,
оперативного документа, содержащего перечень заданий и дел по их решению и путей их реализации
4.Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с заданиями и планами: проведение классных часов, экскурсий, вечеров, походов, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, состоящих в уровне воспитанности учащихся. Наблюдение, опрос и прочие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личном росте классного руководителя как воспитателя
Слайд 31Варианты форм планов воспитательной работы классного руководителя
А)
Б)
Слайд 32Права классного руководителя
Посещать уроки, занятия по теоретическому и практическому обучению, производственной
практике и внеклассные занятия в своём классе (группе), присутствовать на мероприятиях, проводимых для учащихся (воспитанников) учебными, культурно-просветительскими заведениями, другими юридическими или физическими лицами
Вносить предложения на рассмотрение родительского собрания класса (группы) о материальном обеспечении организации и проведения внеурочных мероприятий в порядке установленном законодательством
Инициировать рассмотрение администрацией учебного заведения вопросов социальной защиты учащихся (воспитанников)
Слайд 33Права классного руководителя
Вносить предложения на рассмотрение администрации учебного заведения и педагогического
совета относительно материального и морального поощрения учащихся
Посещать учащихся (воспитанников) по месту их проживания (с согласия родителей, опекунов, попечителей), изучать условия их быта и воспитания
В соответствии с целью выбирать содержание, средства, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в классном коллективе
Слайд 34Права классного руководителя
Право на защиту профессиональной чести, достоинства в соответствии с
действующим законодательством
Материальное поощрение за достижение весомых результатов в выполнении возложенных на него задач
Выбирать формы повышения педагогической квалификации по проблемам воспитания
Слайд 35Обязанности классного руководителя
Осуществлять педагогический контроль за соблюдением учащимися(воспитанниками) устава и правил
внутреннего распорядка учебного заведения, других документов, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса
Выбирать адекватные средства реализации задач обучения, воспитания и развития учащихся (воспитанников)
Соблюдать педагогическую этику, уважать достоинство учащегося (воспитанника), защищать его от любых форм физического или психического насилия
Слайд 36Обязанности классного руководителя
Информировать о состоянии воспитательного процесса в классе и уровне
успеваемости учащихся (воспитанников) педагогический совет, администрацию учебного заведения, родителей
Своей деятельностью утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали, пропагандировать здоровый образ жизни
Вести документацию, связанную с исполнением полномочий классного руководителя (классные журналы, личные дела, планы работы и пр.)
Постоянно повышать профессиональный уровень, педагогическое мастерство, общую культуру
Слайд 37Технология индивидуальной работы со сложными подростками
Слайд 38Техника поведения педагога
Прояви интерес к собеседнику, научись смотреть ему в лицо
и слушать его
Дай высказаться, умей держать паузу, молчать, попробуй понять состояние и проблемы учащегося
Умей выразить сочувствие, понимание его состояния и проблем
Умей ставить вопросы, чтобы всё понять, получить необходимую информацию
Направь собеседника к осознанию им самого себя и его проблем и к их решению. Не поучай и не давай советов: «Я бы на твоём месте…», но пробуди его собственную решимость.