Формирование ученического коллектива презентация

Содержание

План лекции 1. Понятие о коллективе. 2. Признаки, функции и структура коллектива. 3. Стадии развития коллектива. 4.

Слайд 1Формирование
ученического коллектива


Слайд 2

План лекции 1. Понятие о коллективе. 2. Признаки, функции и структура коллектива. 3. Стадии развития коллектива. 4. Пути формирования коллектива.

Слайд 318 век - идею совместной коллектив-ной жизни реализовал в организо-ванных им

приютах И.Г. Песталоцци. Русские педагоги Каптерев, Пирогов, Ушинский говорили о необходимости поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи.

Слайд 4В русской педагогике теория коллективного воспитания получила реализацию в опыте работы

школ-коммун. Одной из первых таких коммун руководил С. Т. Шацкий, с именем которого связано начало теории коллективного воспитания в отечественной педагогике.

Слайд 5 Основоположником теории воспитания в коллективе является

А.С. Макаренко. Опыт работы в коммунах имени М.Горького и Ф.Дзержинского позволил ему сформулировать признаки коллектива, выделить структуру коллектива, обосновать стадии (этапы) становления коллектива и раскрыть основные пути формирования ученического коллектива.

Слайд 6 Что дает человеку коллектив? – Удовлетворяет потребности в общении и самоутверждении;

– Является основной сферой жизнедеятельности человека; – Обогащает эмоциональный и поведенческий опыт человека; – Способствует самопознанию через сравнение с окружающими; – Позволяет проявить свою индивидуальность, реализовать себя.

Слайд 7

Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) – группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально ценных целей, интересов, совместно выполняемой деятельностью и общением.

Слайд 8

Детский коллектив – группа детей, в которой создается система высоконравственных и эстетических воспитательных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.

Слайд 9А.С. Макаренко выдены признаки коллектива: – наличие у коллектива общественно ценных целей; –

организация деятельности по достижению этих целей; – наличие отношений ответственной зависимости; – функционирование органов самоуправления; – коллектив как составляющая другого, большего коллектива.

Слайд 10Функции коллектива


Слайд 11 Регулятивная функция – коллектив

является носителем и вдохновителем научного мировоззрения, нравственных, гражданских и других социально ценных идей.

Слайд 12 Организационная функция – коллектив является основной

формой организации детской жизни

Слайд 13 Объединяющая функция – коллектив выступает формой объединения, сплочения и

кооперации детей и молодежи

Слайд 14 Стимулирующая функция – побуждение личности к нравственно ценной деятельности,

предотвращение негативных проявлений

Слайд 15 Воспитательная функция – предполагает целенаправленное воздействие на каждую

личность в коллективе под руководством воспитателя и актива коллектива.

Слайд 16Внутренняя структура коллектива
включает в себя:
– актив,
– различные микрогруппы,
– объединения

по интересам в какой-
либо деятельности.

Слайд 17Виды коллективов


Слайд 18По содержанию деятельности коллективы могут быть

трудовыми,
учебными,
научными,
общественно-политическими,


творческими,
спортивными и т. д.

Слайд 19По социально фиксированному положению различают
ф о р м а л

ь н ы е (имеющие юридический статус),
н е ф о р м а л ь н ы е (добровольные, по интересам и симпатиям) коллективы.

Слайд 20По длительности функционирования коллективы бывают

п о с т о я

н н ы е,
в р е м е н н ы е (летний лагерь),
с и т у а т и в н ы е (сводные отряды, творческие группы для выполнения коллективной деятельности).

Слайд 21По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений выделяют:
п е

р в и ч н ы е, где установлены непосредственные межличностные контакты между его членами (учебный класс, студенческая группа);
в т о р и ч н ы е, более сложные по своему составу и состоящие из целого ряда первичных коллективов (коллектив школы, факультета).

Слайд 22А. С. Макаренко выделены стадии развития коллектива.

В основу выделения стадий

развития коллектива положено требование.

В зависимости от того, кто (педагог, актив, член коллектива) и кому (коллективу, его членам, активу) предъявляет требование А. С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива.

Слайд 23 I стадия Педагог предъявляет прямые чёткие и решительные требования всем членам

коллектива. Актив коллектива на этой стадии только выявляется. Уровень самоподготовки в делах очень низкий. Заканчивается первая стадия, когда актив выявлен, сформирован и начинает действовать. Субъектом воспитания выступает педагог.

Слайд 24 II стадия Требования педагога поддерживает актив, который предъявляет

их ко всем членам коллектива; требования педагога становятся опосредованными. Организационная функция педагога переходит постепенно к активу. В коллективе начинают действовать органы самоуправления. Устанавливается устойчивые межличностные отношения, начинают формироваться отношения ответственной зависимости. Субъект воспитания – актив.

Слайд 25 III стадия Большинство членов коллектива предъявля-ют требования к себе и другим, помогают

педагогу в воспитании отдельных членов и коллектива в целом. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Общественное мнение коллектива – это совокупность оценочных суждений, выражающих отноше-ние коллектива к чему/кому-либо. Данной стадии характерна высокая мотивация деятельности и гуманистические отношения. В коллективе наблюдается полное самоуправление. Роль педагога – поддержка, консультации, стимулирование деятельности и поведения. Субъект воспитания – коллектив.

Слайд 26 IV этап Каждый воспитанник сам предъявляет к себе определённые требования, разумно соотносит

личное и коллективное, свои дей-ствия и поступки с нормами поведе-ния. Процесс воспитания переходит в самовоспитание. Педагог совместно с активом поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовос-питании и самосовершенствовании. Субъект воспитания – личность.

Слайд 27Процесс развития коллектива не
идет всегда плавно, от одной стадии
к другой.

Бывают остановки, скачки,
движение вспять. Между стадиями
нет чётких границ. Каждая последую-
щая стадия не сменяет предыдущую,
а присоединяется к ней.
Коллектив не должен останавливать-
ся в своём развитии, даже если он
достиг высшего уровня развития.
А.С. Макаренко считал, что движение
вперёд – это закон жизни детского
коллектива, а остановка – смерти
подобна.

Слайд 28Пути
формирования
коллектива


Слайд 29Разносторонняя совместная
деятельность учащихся:
учебная
разнообразная внеклассная работа,
трудовая,
общественная
культурно-массовая

деятельность учащихся.

Слайд 30Умелое предъявление требований.

С первых дней необходимо чётко
определить нормы и

правила
поведения и требовать их
выполнения, соблюдая меру в
предъявлении требований и
учитывая эмоциональный фон.

Слайд 31Работа с активом.
При подборе актива класса
необходимо изучить детей.
Должно

происходить постоянное
расширение актива через поручения
и организацию разных видов
деятельности.
В актив входят: староста, его
заместитель и ответственные по
направлениям деятельности
(учебная, информационная,
культурно-массовая, спортивная и др)

Слайд 32Организация перспектив.
Практическую цель, которая способна
увлечь и сплотить воспитанников, А.С.


Макаренко назвал перспективой.
Перспективы бывают близкими,
средними и дальними. Близкие – это
перспективы близкие по времени для
их достижения, «завтрашняя радость».
Средняя перспектива требует больших
усилий и времени, она отодвинута во
времени. Дальние перспективы –
сложные цели, достижения которых
требует от коллектива сил и времени.
Непрерывная смена перспектив,
постановка новых, всё более трудных
задач – обязательное условие
движения коллектива вперед.

Слайд 33Становление и развитие традиций.
По А.С. Макаренко, ничто так не
укрепляет

коллектив, как
традиция. Традиции – это
устойчивые формы коллективной
жизни, которые эмоционально
олицетворяют нормы, обычаи,
желания учащихся. Они помогают
вырабатывать общие нормы
поведения, развивают
коллективные переживания,
украшают жизнь. Традиции бывают
большие и малые. Большие – это
яркие массовые события, малые –
скромнее по масштабам.

Слайд 34
Формирование общественного мнения.

Благодаря общественному мнению,
в коллективе “работает” принцип “
параллельного

воздействия” (А.С.
Макаренко). В основе принципа
параллельного воздействия –
одновременное воздействие на
учащихся со стороны воспитателя,
опосредованно через актив и через
других членов коллектива. Принцип
применим уже на второй стадии
развития коллектива.

Слайд 35
Связь младших и старших школьников.

Связь младших и старших
школьников осуществляется

через
шефскую работу, а также участие в
общешкольных мероприятиях.
Для укрепления этой связи
целесообразно один раз в году
проводить день самоуправления.

Слайд 36
При правильно организованной работе по
воспитанию коллектива, развитию
самодеятельности, демократизма и

здорового
общественного мнения учащихся в нем
формируется определенный стиль жизни и
деятельности. наиболее существенными
психолого-педагогическими и нравственными
чертами этого стиля и тона выступают: мажор,
оптимизм, высокая содержательность и
духовность коллективной жизни, развитие
чувства собственного достоинства и
защищенности каждого учащегося, активность и
самодеятельность во всех совместных
начинаниях, развитие способностей и творческих
задатков.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика