Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине и измерений величин предметов презентация

В содержание формирования у детей этого возраста элементарных математических представлений входит формирование представлений о величине (большой, маленький), о параметрах величины (длина, ширина, высота, толщина), умений различать, называть и показывать эти параметры,

Слайд 1Выполнил:
Слушатель первого года обучения гр.ДО-166 факультета переподготовки специалистов образования ИПКиП специальность

«Дошкольное образование»
Сидло Юлия Васильевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на тему: « Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине и измерений величин предметов»


Слайд 2В содержание формирования у детей этого возраста элементарных математических представлений входит

формирование представлений о величине (большой, маленький), о параметрах величины (длина, ширина, высота, толщина), умений различать, называть и показывать эти параметры, сравнивать по ним объекты действительности и обозначать результат сравнения словами «длиннее», «короче», «шире», «уже», «выше», «ниже», «больше», «меньше», «одинаковые по…», «равные по…»; строить упорядоченные (сериационные) по высоте, по длине, по ширине ряды из 3-5 предметов.



Слайд 3 Когда мы организуем знакомство детей с величиной (параметрами величины: длина,

ширина, высота, толщина), необходимо помнить, что различать параметры ребенок способен с помощью глазомера, если размерная разница между объектами составляет не менее одной пятой части большей величины. Обучая ребенка словесному обозначению результата сравнения, следует добиваться использования слов : «длиннее», «короче», «одинаковые (равные) по длине»; «шире», «уже» и т.д., а не использования слов «больше», «меньше». Выражения «больше», «меньше» должны использоваться только при сравнении объектов по величине в целом, а не по отдельным параметрам.

Слайд 4
В процессе реализации содержания образовательного
компонента «Величина» используются
следующие алгоритмы обучения:
Сравнение

объектов по параметрам величины
Построение сериационного ряда из 3-5 объектов.

Обучение сравнению объектов по параметрам величины:
Для обучения выделения параметров и сравнению по ним используется специально подготовленный дидактический материал - разноцветные полоски, плоские изображения различных предметов, разноцветные геометрические фигуры разной величины. Данный материал может использоваться для сравнения по величине приемами наложения и приложения.



Слайд 5

Алгоритм обучения:
Предъявляется персонаж (персонажи), объекты для сравнения (полоски)
и

создаем проблемную ситуацию. Например, пришли куклы Аня и Соня.
Принесли ленты. Аня хочет взять ту ленту, которая длиннее, а Соня –
ленту покороче. Но они не знают, кому какую взять. Надо им помочь.
Рассматриваем одну полоску, задаем вопрос: какого цвета? (красного).
Показываем длину (проводим пальцем или рукой справа налево или слева
направо и говорим: «Вот длина ленты, вот она какая длинная». Просим
детей показать длину, сказать «длинная», «длина». Те же действия
проводим со второй полоской (желтой).
Предлагаем сравнить ленты по длине, способом наложения
(положить одну полоску на другую, соединив один край). Задаем вопросы:
«красная полоска длинней или короче желтой, кому какую отдадим?
Почему?». Ширина показывается движениями от себя или к себе,
высота только движением снизу (от основания) вверх (до вершины), и
толщина – сведением и разведением пальцев или рук по горизонтали,
величина в целом (большой, маленький) показывается круговыми
движениями пальцев, рук.
Важно, чтобы дети почувствовали, что такое «параметры величины»!
.

Слайд 6 Обучение построению сериационного (упорядоченного) ряда:
Применяется при формировании

у детей умений строить
сериационный (упорядоченный) ряд по образцу или словесному указанию.
В процессе обучения учим сравнивать по величине элементы ряда
и оформлять в речи специальными словами выявленные отношения. Для обучения следует подготовить специальный материал
– полоски разного цвета, отличающиеся по одному параметру.
Алгоритм обучения: вариант 1.
Используется при обучении построению сериационного ряда по образцу.
Рассказывается начало сюжета, используется демонстрационный материал. Например, на доске располагается изображение дерева с нарисованным вверху дуплом. На ветке дерева расположено съемное изображение белочки. Рассказываем историю белочки, то, как она заготавливает в лесу на зиму орехи, грибы и т.д.
Создается проблемная ситуация. Например, белочка ушла в лес,
а когда возвращалась, то ушибла лапку, и ей очень трудно запрыгнуть в дупло. Надо ей помочь и построить лестницу.
Предъявляются «разбросанные» в произвольном порядке полоски – бревнышки, из которых надо построить лестницу.


Слайд 7

Анализируем качественные признаки полосок по вопросам:
«Сколько полосок – бревнышек? (много, мало),

«Разный цвет у полосок или одинаковый?», «Чем отличаются?» (длиной и цветом), «Назови цвет каждой полоски бревнышка».
Показываем построение ряда на демонстрационном материале
с объяснением правил построения. Из всех полосок-бревнышек надо выбрать самую длинную. «Какого она цвета? (Красного). Надо положить ее на землю и придвинуть к стволу дерева так, чтобы не было между ними щели.
Из оставшихся полосок надо выбрать опять самую длинную.
«Какого она цвета? (желтого). Желтую полоску-бревнышко надо положить сверху на красную полоску и придвинуть к стволу дерева, чтобы не было щели. Далее выбирается из оставшихся самая…и кладется в ряд. Например, синяя и зеленая. Дети выбирают, сравнивая полоски с помощью глазомера, предлагаем ребенку воспользоваться не глазомером, а освоенным ранее практическим способом сравнения величин (приложением или наложением).
Даем задание: из полосок на своем рабочем месте построить для белочки лестницу. Построенный ряд остается как образец.
Самостоятельное построение ряда детьми. Для того, чтобы действия
детей носили более осознанный характер, а не были
подражанием действия взрослого, нужно дать детям полоски другого цвета, нежели на демонстрационном материале.





Слайд 8Алгоритм обучения: вариант 2
Используется при обучении построению
сериационного ряда по названному

условию (по правилу),
то есть анализ качественных признаков полосок и показ построения ряда на демонстрационном материале с объяснением правил построения отсутствуют. Детям сразу предлагается построить ряд и называется правило(от самого длинного до самого короткого; от самого высокого до самого низкого и т.п.). В процессе обучения воспитанники усваивают некоторые алгоритмы действий.
Из всех предметов выбираем самый…(большой, маленький, длинный, короткий и т.д. – в зависимости от названного условия).
Откладываем предмет (надеваем на стержень, приставляем к ориентиру). Вновь из оставшихся предметов выбираем самый…
Откладываем предмет (приставляем к ориентиру) и т.д.


Слайд 9
В процессе реализации содержания образовательного
компонента «Величина» во второй младшей группе


используются дидактические игры : «Веселые фигуры»,
«Разноцветные полоски», «Новогодние игрушки»,
«Поезд», «Жили-были», «Волшебный платочек»,
«Расскажи сказку», «Закрой окошко», «Три медведя» и другие.
Родители же могут «играть» с ребенком везде: по дороге домой или в детский сад (сравнивая предметы, встречающиеся по пути), дома (играя со строительным материалом – кубиками, конструктором), в поликлинике, магазине, на детской площадке (рассматривая и обсуждая окружающие предметы и постройки).


Слайд 10Игра «Закрой окошко»
Задачи: формировать умения сравнивать фигуры по величине; группировать фигуры

по величине, форме, цвету; сравнивать фигуры по величине; различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник; развивать внимание, мышление, память.
Дидактический материал: 3 игровые карты, на которых изображены домики разного цвета с окнами – геометрическими разной формы и разного размера в два этажа; два набора карточек – геометрических фигур трех видов (круг, квадрат, треугольник – по три штуки разного размера и разного цвета).
Игровые правила: закрыть окошки домика геометрическими фигурами соответствующей формы и указанного цвета.
Игровые действия: сравнение фигур с образцом, подбор фигур соответствующей формы, выбор фигур названного цвета.


Слайд 11ХОД ИГРЫ:
Ребенок играет с одной игровой карточкой и

полным набором карточек – геометрических фигур. Предлагаем ребенку выбрать себе игровой домик и закрыть в нем окошки геометрическими фигурами («шторами») такой же формы, как окошки, но все большие фигуры должны быть красными. Просим назвать геометрические фигуры, на которые похожа форма окошек в его доме. В процессе игры взрослые должны называть геометрические фигуры, не упрощая названия и не используя уменьшительно-ласкательных слов (квадратик, кружочек и т.п.)
Что бы помочь ребенку добиться правильного решения игры взрослый должен задавать наводящие вопросы: На каком этаже закрыли окна фигурами одинаковой формы: на нижнем или на верхнем? Чем они отличаются? Зеленая фигура – самая большая или самая маленькая? Красная фигура – самая большая из них или самая маленькая? Желтая фигура больше или меньше красной? Она больше или меньше зеленой? и т.д.


Слайд 19

Важно помнить, что внимание и терпение должны стать основными спутниками на

увлекательном пути в сложную и интересную науку – МАТЕМАТИКУ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика