Слайд 1Формирование психолого-педагогических компетенций преподавателя технического вуза в системе повышения квалификации
Литвиненко Н.С.,
доцент кафедры психологии, к.п.н.
Слайд 2Формирование психолого-педагогических компетенций преподавателя технического вуза в системе повышения квалификации
Парадигма образования требует перехода от предметно-знаниевого подхода к компететностному, реализация которого предполагает формирование личностных и профессиональных качеств выпускника технического вуза, необходимых для успешного решения профессиональных задач в интенсивно развивающихся социально-экономических условиях современного общества.
Переход к компетентностному подходу предполагает обновление содержания образования, корректировку учебного плана и программ, использования современных форм обучения и воспитания студентов, расширение сферы образовательных услуг вуза.
Выполнение поставленных задач возлагается на преподавателей вуза, профессиональная компетентность которых позволит обеспечить качественную подготовку успешных и мобильных специалистов.
Слайд 3Формирование психолого-педагогических компетенций преподавателя технического вуза в системе повышения квалификации
Повышение профессиональной
компетентности преподавателей технического вуза определяется требованиями Международного общества по инженерной педагогике (IGIP). В соответствии с этими требованиями преподаватель вуза, наряду с высокой научно-технической составляющей, должен иметь педагогическую составляющую квалификации.
Преподаватели технического вуза, как правило, являются высококвалифицированными специалистами в той или иной профессиональной сфере, но, к сожалению, не имеющими серьезной психолого-педагогической подготовки и не всегда осознающими, что качество педагогического процесса зависит от психолого-педагогической компетентности организаторов этого процесса.
Опираясь на теоретические положения И.А.Зимней, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Ю.Г. Фокина и других, а также на практический опыт работы вуза, мы пришли к выводу, что психолого-педагогические компетенции являются одной из главных составляющих профессиональной компетентности преподавателя технического вуза.
Слайд 4Формирование психолого-педагогических компетенций преподавателя технического вуза в системе повышения квалификации
Наличие негативной
установки преподавателя на того или другого студента можно определить по следующим признакам:
преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»;
не использует наводящие вопросы и подсказки;
при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает сам;
чаще порицает и меньше поощряет;
не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов;
иногда вообще не работает с ним на занятии.
Слайд 5Формирование психолого-педагогических компетенций преподавателя технического вуза в системе повышения квалификации
Соответственно, о
наличии позитивной установки можно судить по таким деталям:
дольше ждет ответа на вопрос;
при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядом;
при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его;
чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т. п.
Специальные исследования показывают, что «плохие» студенты в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем «хорошие»;
они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.
Слайд 6Формирование психолого-педагогических компетенций преподавателя технического вуза в системе повышения квалификации
Каждый человек
осуществляет общение типичными для него средствами и способами. Совокупность относительно устойчивых и характерных для данной личности приемов и методов организации общения называется индивидуальным стилем общения, который, в свою очередь, определяется чертами личности и характера.
Традиционно выделяются три основных стиля педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократический (Курт Левин).