Слайд 1 Сетевой пилотный проект
«Формирование читательской компетентности обучающихся средствами
урочной деятельности»
Слайд 2Цель проекта
Определить комплекс методов, приемов, педагогических техник, обеспечивающих формирование читательской компетентности
обучающихся средствами урочной деятельности.
Слайд 3Задачи проекта
1.Провести анализ состояния проблемы формирования читательской компетентности обучающихся ОУ.
2. Определить
комплекс методов, приемов, педагогических техник, обеспечивающих формирование читательской компетентности обучающихся средствами учебных предметов базисного учебного плана.
Слайд 4Задачи проекта
3.Разработать диагностический инструментарий формирования читательской компетентности обучающихся ОУ и провести
диагностику уровня сформированности читательской компетентности обучающихся ОУ на различных этапах реализации проекта .
4. Обобщить и распространить опыт по формирования читательской компетентности обучающихся средствами урочной деятельности и разработать методические рекомендации для внедрения в образовательную практику
Слайд 5Научно-методическая основа проекта
ФГОС ООО («Стратегия смыслового чтения»)
«Национальная программа поддержки и развития
чтения» (2007-2020г.г.);
труды по философии и психологии читательской деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.);
Слайд 6Основные методы исследования
анализ психологической, педагогической, методической литературы;
педагогическое наблюдение;
изучение
и обобщение опыта формирования читательской компетентности обучающихся;
педагогическое тестирование.
Слайд 7Подготовительный
январь 2012-март2012
Изучение состояния проблемы, анализ нормативной, методической и научной литературы;
Анализ
существующего опыта и выявление конкретных затруднений;
Организация диагностики, сбор и анализ материалов, организационные мероприятия;
Создание творческих групп ;
Разработка программы и плана мероприятий.
Слайд 8Практический этап
апрель 2012-август2014
реализация программы экспериментальной работы
Слайд 9Обобщающий этап
сентябрь 2014-сентябрь2015
Разработка методических рекомендаций;
Трансляция опыта.
Слайд 10
Ожидаемые результаты
Организационно- управленческие и нормативно-правовые
Личностные
Научно-методические
Слайд 11
Организационно- управленческие и нормативно-правовые результаты
Издан приказ о создании творческих групп на
основе программы ОЭР;
Созданы творческие группы педагогов;
Разработан план мероприятий творческих групп;
Проведены заседания кафедр, педагогический совет, семинар- практикум, конференция.
Слайд 12Работа над проблемой
Учителя гуманитарного цикла - технология продуктивного чтения;
Общественных и
естественных наук – технологию критического мышления;
Учителя математики –пути и методы перевода текста на язык символов;
Учителя иностранного языка –чтение учебного текста с извлечением полной информации.
Слайд 13Личностные результаты обучающихся
Увеличение количества участвующих в мероприятиях проекта обучающихся, педагогов ,
родителей;
Увеличение количества обучающихся в конкурсах, олимпиадах;
Увеличение количества участвующих в социальных проектах;
Слайд 14Публичные выступления школьников
Линейка, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова;
Митинг к 70-летию
Победы, посвященный герою Советского Союза Д.М. Карбышеву.
Слайд 15Участие в конкурсах
Конкурс авторских стихов о войне;
Сочинения к 200-летию со дня
рождения М.Ю. Лермонтова;
Презентация книги о войне;
Защита читательского формуляра.
Слайд 18Участие в социально-значимых мероприятиях
Изучение жизни и подвига ветеранов ВОВ Зауралья (
героев 4танковой и 32 лыжного полка)
Слайд 19Работа с родителями
анкетирование (интересы семьи к чтению);
собеседование с родителями (формирование
навыков чтения у детей);
Родительские собрания
«Роль родителей в приобщении детей к чтению»;
«Защита читательского формуляра»
Слайд 20Работа с родителями
Семейный проект «Создание семейной библиотеки на перспективное чтение»;
«Моя семья в годы ВОВ» (Чтение, обсуждение, презентация и оформление материала).
Слайд 21Личностные результаты педагогов
Создание «Портфолио» педагогами школы;
Повышение профессиональной компетентности по данной проблеме.
Слайд 22Педагогический совет
«Формирование читательской компетентности обучающихся в урочной деятельности в рамках ФГОС
в общеобразовательных и классах (специальных) 7 вида»
( ноябрь 2013г.)
Слайд 23 Выступление Кустовой Н.А.(ноябрь2012)
Слайд 25Семинар-практикум
«Формирование читательской компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Открытые уроки,
выступления
( присутствовало 30 педагогов области, март2013г.)
Слайд 27Конференция 2013год
«Формирование читательской компетентности обучающихся средствами урочной деятельности в условиях перехода
на ФГОС»
Слайд 33Конференция (апрель2014 года)
Формирование читательской компетентности в условиях перехода на ФГОС
Слайд 34ТРЕБОВАНИЯ ОГЭ и ЕГЭ
Текстовая информация
Извлечение конкретной информации
Предъявление информации в различных
формах
Структурирование текста, осмысление информации
Анализ схем, диаграмм, таблиц, карт и т.п. как источников информации
Сжатие информации, выделение главного
Слайд 36Формирование читательской компетенции на уроках литературы
Слайд 37Здоровьесбережение как фактор формирования читательской компетентности
Слайд 38Выездные уроки
Формирование читательской компетентности на краеведческом материале» (г.Куртамыш,
г Долматово, г.
Шадринский район - родина Т.С. Мальцева)
Формирование читательской компетентности на историческом материале» (г.Тобольск, музей Д.И. Менделеева)
Слайд 39Круглый стол
с художниками Зауралья по проблеме «Отражение жизни в литературе, музыке
и искусстве»
Слайд 40Поэтические гостиные
По произведениям В.К.Кюхельбекера, А.С.Пушкина в доме – музее декабристов (М.М.Нарышкина,
А.Е.Розена)
Слайд 41Конкурсы
На лучшую разработку урока, внеклассного мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения
М.Ю. Лермонтова;
На лучшую разработку урока, с использованием ИКТ.
Слайд 42Педагогические чтения
Школьные «К.Ушинский и современная школа»;
Городские «Воспитание ценностных ориентаций на
уроках русского языка и литературы»;
Областные педагогические чтения, посвященные заслуженному учителю РФ Л.А.Парфеновой.
Слайд 43Педагогические чтения «Ушинский и современная школа» (17.02.2014)
Слайд 44Курсы повышения квалификации
«Формирование навыков чтения и деловой речи на уроках русского
языка и литературы» (учителя области)
Слайд 45Печатная работа
«Формирование читательской компетентности обучающихся в урочной деятельности в контексте внедрения
ФГОС» Педагогическое Зауралье №4 2012г. Мущиль Л.И., Кустова Н.А.
Слайд 48Книга – наш друг и советчик.
(5 класс )
Среди героев В.
Драгунского и Л. Куликова.
(инсценировки, рисунки, газета о писателе)
Слайд 49Книга – наш друг и советчик.
(6 класс)
Литературная гостиная
Не то, что мните
вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф.И.Тютчев)
Слайд 50
Книга – наш друг и советчик
(7 класс )
В мир приключений по произведениям
Д Свифта, Д.Дефо, Ж. Верна, Ф.Купера.
(форма проведения по выбору, рисунки, газета о писателе).
Слайд 51
Книга – наш друг и советчик
(8 класс )
Встреча с писателем Виталием Николаевичем Носовым.
( газета о писателе)
Слайд 52
Книга – наш друг и советчик
(9 класс )
Литературное Зауралье
Презентации о творчестве В.Потанина ( 9а),
С.Васильева (9б),
Пляхина, Еранцева и др.(9в)
Слайд 53Книга – наш друг и советчик
(10 класс)
Встреча с писателем.
Слайд 54
Книга – наш друг и советчик (11класс)
Бал литературных героев (импровизации, костюмы, музыка,
этикет эпохи, газеты о моде, обычаи эпохи)
Слайд 59Формирование читательской компетенции на уроках
«Много есть на свете хороших книг, но
эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты»
Д.И. Писарев
Слайд 60Приёмы формирования читательской компетентности на уроках
Приём смыслового чтения по тексту
Приём «
свертывания» информации
Приём «развертывания» информации
Синквейн
Кластер
Пятиминутки чтения
Чтение перед сном
Многократное чтение
Чтение в темпе скороговорки
Стимулирование учащихся
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста и т.д.
Дерево вопросов
Слайд 61Читательская компетентность
предполагает
понимание информации;
поиск конкретной информации;
самоконтроль;
восстановление широкого контекста;
интерпретацию;
комментирование текста