Слайд 1
Тема 1.
Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности
студента
Слайд 2Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества
Понятие «культура» (от
лат. cultura – воспитание, образование, развитие почитание) означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Слайд 3Три формы культуры:
Материальная культура общества – это созданная всеми разновидностями
труда человека окружающая его искусственная среда.
Духовную культуру общества олицетворяют такие ценности как экологическая, профессиональная, религиозная и другие виды морали и этики; гуманитарные, естественнонаучные, информационные и другие позитивные научные знания о мире; эстетически направленная культура в виде художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, кино, радио, телевидения и др.
Физическая культура общества – часть общей культуры общества.
Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для окультуривания, которые направлены на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.
Слайд 4Ценности физической культуры и процессы, связанные с их приобретением
Регуляторным фактором социального
поведения личности является ценностная ориентация, которая выражает личную значимость предлагаемых обществом культурных ценностей.
Слайд 5Система ценностей физической культуры личности:
Научно-теоретические знания
Психофизическая подготовленность
Стиль жизни.
Слайд 6Процесс физическое воспитание
Для физкультурно-спортивной деятельности характерен широкий
спектр воздействий на личность с помощью ряда системно упорядоченных процессов. Важнейший и наиболее распространенный из таких процессов – процесс физического воспитания.
При определенных условиях физическое воспитание может развертываться не только под прямым руководством специалиста-педагога, но и в силу самоактивности индивида, если он способен самостоятельно реализовать специфические закономерности этого процесса. В этом случае необходимо говорить о физическом самовоспитании.
Усвоенные в процессе физического воспитания ценности физической культуры в рамках образовательной (формирование знаний, двигательных умений и навыков), оздоровительной (воспитание физических качеств и сопряженных с ними способностей) и воспитательной (воспитание психических качеств и свойств) сторон этого процесса будут составлять индивидуальные личностные ценности.
Слайд 7Средства и основные составляющие физической культуры
Физические упражнения – это определенная двигательная
активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания.
При использовании физических упражнений,
они оказывают:
тонизирующее влияние трофическое действие
Слайд 8В классификациях упражнений за основу
берутся следующие признаки:
Аналитические
Анатомические
по преимущественному влиянию
на развитие физических качеств
по интенсивности выполнения нагрузки
по значению для специализированного процесса
по характеру мышечного сокращения
Слайд 9вспомогательные средства:
естественные факторы природы (солнце, воздух и вода)
гигиенические факторы (режим
труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия).
Слайд 10 Физическое образование – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений,
а также на развитие разносторонних физических способностей человека.
Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.
Физическая рекреация – использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие.
Физическая реабилитация – целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
Слайд 11 Физическое совершенство – процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень
развития индивидуальных физических способностей.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
Физическая подготовка – это процесс физического воспитания, направленный на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.
Физическое развитие – закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.
Слайд 12Профессиональная направленность и социальные функции физической культуры
Физическое состояние людей зависит прежде
всего, естественных (наследственность, климатические условия и др.), а также социально обусловленных (условия жизни, производственная деятельность человека и др.).
Существует ряд социальных потребностей занятий физическими упражнениями и видами спорта в целях физического совершенствования:
стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения);
стремление достичь высоких личных результатов в спорте;
желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности.
Слайд 13Физическая культура в структуре высшего профессионального образования
использовать основные положения и методы
социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
владеть методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности
Слайд 14Цель дисциплины:
формирование физической культуры личности и способности направленного использования
разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Слайд 15
понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности
и подготовке к профессиональной деятельности;
знание биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;
приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;
создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.
Задачи дисциплины:
Слайд 16Программа дисциплины
«Физическая культура» содержит:
Материал теоретического раздела формирует отношение студентов к
физической культуре, а также мировоззренческую систему научно-практических и специальных знаний, сообщаемых в форме поточных лекций.
Учебный материал практического раздела реализуется на учебно-тренировочных занятиях.
Материал контрольного раздела направлен на дифференцированный и объективный учет эффективности учебно-воспитательного процесса.
Слайд 17Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента
Учебная деятельность студентов
занимает - 52-58 часов
в неделю (8-9 часов в день).
Основные виды деятельности студентов:
лекции;
лабораторные и самостоятельные;
практические занятия.
Основными факторами риска, влияющие на адаптацию студентов к учебной деятельности, являются:
социальные перемены и жизненные трудности;
психоэмоциональное перенапряжение;
нервное и умственное переутомление.
Слайд 18Факторы, определяющие работоспособность студентов
1. Физиологического характера (состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной
и других);
2. Физического характера (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие);
3. Психического характера (самочувствие, настроение, мотивация и др.)
Слайд 19Первый период – врабатывания;
Второй период – оптимальной (устойчивой) работоспособности;
Третий период
– полной компенсации;
Четвертый период - неустойчивая компенсация ;
Пятый период - прогрессивное снижение работоспособности;
Шестой период - резкое снижение работоспособности.
Периоды работоспособности
Слайд 20Регулирование работоспособности и профилактика утомления у студентов
в процессе учебного года
Утомление
– реакция организма на длительную и монотонную работу.
Усталость – это психическое явление, переживание, вызванное утомлением.
Слайд 21
Достижение наибольшего профилактического эффекта при эмоциональном и психофизическом утомлении студентов, возможно
при соблюдении следующих условий:
оптимальная физическая нагрузка;
исключение длительной монотонной физической работой;
активное использование физических упражнений на стадии слабой степени утомления.
Слайд 23Что означает термин «Физическая культура общества»?
Слайд 24Перечислите систему ценностей физической культуры личности?
Слайд 25Физическая подготовка – это...........