Этика педагогического общения презентация

Содержание

1.Понятие коммуникации и коммуникативной компетентности педагога. 2. Понятие, виды, структура общения. 3.Педагогическое общение и его стили. 4. Управление педагогическим общением. План:

Слайд 1«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Лекция 7
Тема:
Этика педагогического общения
доцент

С.Н. Юревич

Слайд 21.Понятие коммуникации и коммуникативной компетентности педагога.
2. Понятие, виды, структура общения. 3.Педагогическое

общение и его стили.
4. Управление педагогическим общением.


План:


Слайд 3Коммуникация – связь (техническая, биологическая, социальная).
Коммуникативистика описывает четыре базовые модели коммуникации:


вещательная,
регистрационная,
диалоговая,
консультационная.

1.Понятие коммуникации


Слайд 4 Модели коммуникации
Вещательная модель — это модель односторонней коммуникации (передача информации из

центра).

Консультационная модель, когда субъект, находящийся на периферии, запрашивает информацию у Центра


Слайд 5 Модели коммуникации
Регистрационная модель, где Центр запрашивает и получает информацию от периферийного

источника.

Диалоговая модель коммуникации - относится к случаю обмена информацией между двумя субъектами


Слайд 6Коммуникативная деятельность учителя - процесс использования той или иной модели коммуникации

или создания новой (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик и др.).

Коммуникативная деятельность


Слайд 7Это профессионально-личностная характеристика, отражающая готовность и способность педагога создавать различные, в

том числе и диалоговые, модели коммуникаций в образовательном процессе, во взаимодействии с коллегами и родителями.

Коммуникативная компетентность


Слайд 8Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый

потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.


2.Понятие общения


Слайд 9Исследователи проблемы общения:
А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик ,
А.В. Петровский, Л.А. Петровская,
А.А.

Леонтьев и др.

Понятие общения


Слайд 10По способу:
• непосредственное;
• опосредствованное;
• прямое - через личные

контакты;
• косвенное - через посредников;
• официальное;
• неофициальное.

Виды общения


Слайд 11По средствам:
• вербальное - с помощью языковых средств;
• невербальное

- при помощи мимики, жестов, пантомимики и пр. Невербальные средства передают экспрессию, отношение к партнеру по сообщению.

Виды общения


Слайд 12По содержанию:
познавательное,
профессиональное,
деловое и пр.

Виды общения


Слайд 13По форме:
Формально-ролевое общение 
Светское общение
Манипулятивное общение
Виртуальное общение
Педагогическое общение
Виды общения


Слайд 14В структуре общения выделяются три взаимосвязанные стороны:
1)коммуникативная (коммуникация в узком смысле

слова) - обмен информацией между общающимися индивидами (идеи, установки, направленность, эмоции и т. д.).


Структура общения


Слайд 152) интерактивная – организация взаимодействия между общающимися индивидами. Типы взаимодействий:
-

кооперация (сотрудничество;
- конкуренция или соперничество;
- конфликт (от лат - столкновение);
- бездействие – уклонение от участия во взаимодействии.


Структура общения


Слайд 163)перцептивная - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления

на этой основе взаимопонимания (понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию).

Структура общения


Слайд 17Технология трансактного анализа
(по Э. Берну)
Существует множество характерных примет, по которым

партнер будет чувствовать, с кем он имеет дело: с Родителем, с Дитя или со Взрослым.

Технологии общения


Слайд 18Позиция Родителя отличается независимостью, стремлением взять инициативу в свои руки, навязать

партнеру по общению свой взгляд, свою волю, подчинить его себе. Родитель склонен к авторитарному давлении на своего партнера, к определенной бесцеремонности в общении. В то же время Родитель любит опекать и защищать партнера (порой даже тогда, когда в этом нет особой необходимости).

Трансактный анализ


Слайд 19Характерными признаками Родителя являются строгий, холодный, а порой даже сердитый взгляд,

нахмуренные брови, плотно сжатые губы, «металл» в голосе, крик, стремление погрозить пальцем, топнуть ногой, а также снисходительные взгляд, улыбка, похлопывание собеседника по плечу.
Существенными приметами Родителя являются оценочные слова: «глупый», «ленивый», «чушь», «ерунда», «отвратительный», «противный»; снисходительные слова: «бедняжка», «несчастный», «деточка», «сынок» и т.п.


Трансактный анализ


Слайд 20Для Родителя присущи категоричные фразы: «Заруби себе на носу!», «Запомни раз

и навсегда!», «Сколько можно тебе повторять!», «Ни в коем случае не делай этого!», «Только попробуй!». Учитель, занимающий позицию Родителя, часто использует приказания типа: «Дай сюда дневник!», «Сядь на место!», «Выйди сейчас же из класса!», «Без родителей в школу не приходи!».


Трансактный анализ


Слайд 21В позиции Дитя обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность,

которая нуждается в опеке и защите. Находящийся в этой позиции партнер бывает пуглив, беспомощен, доверчив, а порой по-детски игрив, несерьезен.
Характерные признаки Дитя проявляются в том, что человек вздрагивает от испуга, хнычет, плачет, надувает губы, вспыхивает от раздражения, «строит глазки», пожимает плечами, потупляет взор, дразнится, восторгается, смеется, поднятием руки спрашивает разрешения что-нибудь сказать, смущается, хихикает, кусает ногти, шмыгает носом.


Трансактный анализ


Слайд 22Слова, используемые Дитя, отличаются определенным упрямством, характерным для ребенка: «а я

хочу», «нет, давай пойдем», «не буду», «не пойду»; просящим тоном — уговариванием, определенным заискиванием: «а можно мне сделать...», «а почему мне нельзя?», «можно я отвечу?».
В лексиконе Дитя встречаются детские угрозы и заявления: «подумаешь какой...», «вот когда я вырасту...», «я тоже смогу...», «сам получишь!», «сам такой!».


Трансактный анализ


Слайд 23Характерными признаками Взрослого являются корректность и сдержанность в общении с людьми,

умение считаться с ситуацией, стремление понять интересы партнеров по общению, распределение ответственности между собой и ими.
Речь Взрослого лишена авторитарного давления и бесцеремонности, а также Родительских поучений, высказываемых в категоричном тоне. Она также не содержит неуверенности, боязливости и несерьезности Дитя.

Трансактный анализ


Слайд 24В словаре Взрослого используются такие слова и выражения, как «вероятно», «возможно»,

«я полагаю», «на мой взгляд», «если я вас правильно понял, то...».
В словаре Взрослого есть твердые Родительские выражения: «я считаю», «я убежден», «думаю, что этого делать нельзя».
Однако существенными признаками Взрослого при этом выступает не содержание произносимых фраз, а тон, с которым они произносятся, сопровождающие эти слова мимика и жесты говорящего.

Трансактный анализ


Слайд 25 В соответствии с трансактной теорией
Э. Берна предпочтительнее следующая иерархия позиций

в общении:
Взрослый – Дитя – Родитель

Трансактный анализ


Слайд 26Это взаимодействие учителя с учащимися на уроке и вне его, направленное

на создание благоприятного психологического климата, на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива (А.А. Леонтьев).
Высокое мастерство общения – главные черты педагога в тонком и сложном процессе воспитания.
К.Д. Ушинский


3.Педагогическое общение


Слайд 27Стиль - совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся (В.С.Грехнев).
Авторитарный

стиль -«разящие стрелы».
Демократичный стиль -«Возвращающийся бумеранг». Либеральный стиль - «плывущий плот»

Стили педагогического общения


Слайд 28Педагог-«автократ» способы общения основывает на подчинении, стремлении к единоличному управлению группой,

установлении жесткого контроля.
Учитель единолично определяет направление деятельности групп, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу детей.
Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям . Основные формы взаимодействия - приказ, указания, инструкция, выговор.
Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, в коллективе наблюдается отсутствие доверительности

Авторитарный стиль


Слайд 29Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы

рассматривает формально.
Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
Авторитет учителя-либерала самый низкий, он обусловлен ситуацией.
Попустительский стиль общения реализует тактику равнодушия и незаинтересованности.
Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Либеральный стиль


Слайд 30Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива.
Учитель старается донести

цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании; каждый уч-ся поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление.
Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу.
Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.

Демократический стиль


Слайд 31 Педагог должен владеть всеми стилями и использовать их по ситуации.

Приоритет отдается демократическому стилю.

Стили педагогического общения


Слайд 32Стили общения (по В.А. Кан – Калику):
- Общение на основе

увлеченности совместной творческой деятельностью.
Общение на основе дружеского расположения.
Общение – дистанция.
Общение – устрашение.
Общение - заигрывание

Стили педагогического общения


Слайд 33Первый этап – Подготовка (прогнозирование) пед. общения.
Второй этап – Организация общения.
Третий

этап – Контроль, рефлексия.
Четвертый этап – Анализ общения.

4.Управление пед общением


Слайд 34Начальный период общения - завоевание инициативы в общении. Используются приемы «коммуникативной

атаки» (А.А. Леонтьев):
1. Умение «транслировать» в группу собственную расположенность к детям, дружелюбность.
2. Обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, обаяние.
3. Реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики (микромимики), контакта глазами.


Приемы управления общением


Слайд 354. Постановка задач и вопросов, способных мобилизовать группу.
5. Установление социально-психологического единства

с группой, формирование чувства общности («мы»).
6. Введение личностных аспектов во взаимодействие с учащимися.
7. Преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учащихся.
Оперативный переход от орг. момента к деловому и личностному общению.
Организация контакта со всем классом, группой.

Приемы коммуникативной атаки


Слайд 36Прием «имя собственное».
Прием эмоционального поглаживания.
Прием «золотые слова» .
Приемы снятия страха.
Приемы авансирования

(опережающей оценки).
Прием персональной исключительности.
Прием мотивации предлагаемых действий
Прием скрытой инструкции.
Прием педагогической поддержки.


Приемы аттракции (А.А. Бодалев)


Слайд 37Отражение чувств - это стремление показать собеседникам чувства, переживаемые вместе с

ним.
Резюмирование – это приём, суть которого состоит в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника, выражая главную идею сказанного им. Например: «Если подытожить сказанное вами, то…»;
Повторение - это дословное воспроизведение слов говорящею, цитирование того, что сказал партнер. Например: «Итак, вы считаете...», «Насколько я вас поняла…» (далее цитата).



Приемы рефлексивного слушания


Слайд 38Перефразирование– это: прием, который предполагает повторение мысли собеседника, но другими словами;

он помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника. «Правильно ли я Вас поняла…», «Насколько я вас поняла...» (далее цитата).
Развитие идеи - техника интерпретации. Собеседник задает уточняющие вопросы: «Вы, наверное, имеете в виду...?», «Вы, наверное, говорите это потому, что...?», «По-видимому, вы хотите, чтобы...?».


Приемы рефлексивного слушания


Слайд 39Если собеседник находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, используются «угу-реакции»: да-да,

угу-угу, конечно, кивание головой. Главное в этом виде слушания:
• не молчать: глухое молчание у любого вызывает раздражение, а у возбужденного тем более;
• не задавать уточняющих вопросов: это только вызовет ответный взрыв негодования;
• не говорить: «Успокойтесь, не волнуйтесь, все уладится»

Приемы пассивного слушания


Слайд 40• относитесь к говорящему с уважением;
• показывайте заинтересованность в том,

что говорит собеседник;
• дайте собеседнику время высказаться. Не подчеркивайте поведением, что вам трудно слушать;
• стремитесь следить за главной мыслью партнера, не отвлекайтесь на частности;
• не доминируйте в процессе общения. Помните: тот, кто доминирует, мало слышит, а значит, и мало понимает из того, что ему говорят;


Правила слушания:


Слайд 41• старайтесь спокойно реагировать на высказывания говорящего и не давать волю

эмоциям;
• не принимайте позы обороны (сложенные на груди руки, скрещенные ноги), поскольку это сигнализирует о несогласии, закрытости и недоверии к тому, что говорит собеседник;
• во время слушания не обращайте внимания на отвлекающие факторы;
• оценивайте содержание сообщения, а не поведение говорящего;
• воздерживайтесь от желания решить проблему за говорящего.

Правила слушания:


Слайд 42Этапы деловой беседы:
1 этап - начало беседы;
2 этап - информирование партнера,

обмен информацией, сбор необходимых фактов, аргументирование выдвигаемых положений, обсуждение, часто оказание воздействия на собеседника;
3 этап - принятие решения (кульминация); завершение беседы.

Беседа (диалоговое общение)


Слайд 431 этап - Начало беседы. Цель – создать настрой.
Приемы:
- невербальные (встать,

сделать несколько шагов навстречу, помочь снять пальто, предложить сесть);
- приветствия (Здравствуйте! Рад Вас видеть!);
- знакомство должно быть организовано более активной стороной (Давайте познакомимся. Как Вас зовут? Как мне обращаться к Вам?);

Технология беседы


Слайд 441 этап - Начало беседы. Цель – создать настрой.
Приемы:
- приемы аттракции

(если цель этого требует): расположить к себе нелюбезного собеседника, расслабить напряженного;
оба собеседника должны отчетливо представлять цели и задачи (Мне хотелось бы поговорить с Вами о…
Вам, наверное, будет интересно узнать, что…
Слушаю Вас внимательно… Что Вас привело ко мне?);

Технология беседы


Слайд 452 этап - обмен информацией.
Приемы:
- вопросы должны быть максимально общими, чтобы

собеседник не мог ответить «Да» или «Нет» (Как Вы думаете, почему это произошло? А как Вы относитесь…?). ;
- важно раньше времени не вступать в конфронтацию с собеседником;

Технология беседы


Слайд 462 этап - обмен информацией.
Приемы:
- при сообщении информации не должно быть

слов и выражений, которые заведомо будут непонятны слушателю;
- во время собственного монолога обращаться к собеседнику по имени/отчеству;
- в монологе соблюдать логику изложения (вступление, основная (констатирующая) часть, заключение);

Технология беседы


Слайд 472 этап - обмен информацией.
Приемы:
- факты, которые могут затронуть или даже

обидеть, лучше располагать в середине или ближе к концу, но не последними;
- сообщение не должно превышать 15 минут, при этом каждые 4-5 минут делаются смысловые паузы;
- в заключении стоит повторить в двух словах все сказанное ранее, подвести итог;

Технология беседы


Слайд 482 этап - обмен информацией.
Приемы:
- в конце монолога лучше всего передать

слово партнеру (Вот таковы мои мысли по этому поводу… Кажется, я все сказал…);
- обсуждение фактов может происходить в 2 вариантах: а) поиск компромисса (идеальный вариант!); б) попытка переубедить, переформулировать позицию другого.

Технология беседы


Слайд 493 этап - принятие решения (кульминация); завершение беседы.
Приемы:
- тот, кто

выполняет более активную роль, может сформулировать принятое решение (достигнутое соглашение);
- прежде чем завершить разговор, следует подробно обсудить с собеседником вытекающие из принятого решения поступки (Что Вы намерены делать дальше?);

Технология беседы


Слайд 503 этап - принятие решения (кульминация); завершение беседы.
Приемы:
- закончить беседу фразой,

подчеркивающей: а) характер разговора (Мы неплохо поговорили…), б) характер достигнутой договоренности (Мы обсудили очень важный вопрос…), в) позитивное отношение собеседников друг у другу (Я рад, что мы поняли друг друга…).

Технология беседы


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика