Слайд 1ТЕМА. Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен
Слайд 2План:
Самоценность и уникальность дошкольного детства.
Педагогические теории воспитания и развития ребенка.
Возрастные периодизации
в истории развития педагогической мысли.
Возрастные особенности детей разного возраста.
Учет половых различий и индивидуальных особенностей в воспитании детей.
Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям
Слайд 31.Самоценность и уникальность дошкольного детства
Самоценность и уникальность дошкольного детства заключается в
следующем:
— ребенок-дошкольник, как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ни одна сторона психики не носит завершенного характера;
— самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;
— это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление начальных отношений с ведущими сферами познания — миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром;
— ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере, в какой она является его «собственной программой» (Л.С. Выготский), т.е. отвечает его интересам и потребностям;
Слайд 4— неповторимые особенности физического, социального, психического развития проявляются в своеобразии способов
познания и деятельности дошкольника;
— высшая эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для эмоционально-практического познания мира и самого себя;
— у ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним, сопричастность миру взрослых;
— важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка; формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Слайд 52.Педагогические теории воспитания и развития ребенка
В основе педагогических теорий лежит рассмотрение
соотношения обучения, воспитания и развития ребенка:
1-ая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.).
2-ая теория базируется на взаимосвязи развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).
Согласно 3-ей теории, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Данные идеи были конкретизированы предметным содержанием в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.
Слайд 6На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в
развитии, выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике дошкольного образования (Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. 3.А Михайлова, В.Т. Кудрявцев и др.), реализуется в ряде программ дошкольного образования.
Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация — искусственное ускорение развития зачастую принимает форму чрезмерного упрощения и обеднения (А.В. Запорожец). Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В.Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика — педагогикой развития.
Слайд 7Педагогические теории соотносятся с теориями развития личности. Перечислим некоторые из них.
Когнитивные
теории (Ж. Пиаже).
Психоаналитические теории (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.).
Теория привязанности (авторы Дж. Боулби, Мария Эйнсворт).
Бихевиористская теория (Дж. Уотсон). Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура, Р. Сире, Б. Скиннер и др.).
Гуманистические теории (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др.
Деятельностный подход, широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).
Слайд 83.Возрастные периодизации в истории развития педагогической мысли
В дошкольной педагогике известны возрастные
периодизации следующих авторов:
Аристотель в развитии человека выделял 3 периода, каждый из которых занимал по 7 лет: 1) от рождения до 7 лет; 2) с 7 до 14; 3) с 14 до 21 года.
Слайд 9
Я.А. Коменский в основу своей периодизации возрастного развития человека положил различные
этапы воспитания, каждый из которых охватывал по 6 лет и которому соответствовала определённая школа: 1) от рождения до 6 лет материнская школа; 2) от 6 до 12 школа родного языка; 3) от 12 до 18 латинская школа; 4) от 18 до 24 академия.
Слайд 10
Жан-Жак Руссо предложил выделить 4 этапа: 1) период от рождения до
2 лет, преимущественное внимание необходимо уделять физическому воспитанию ребенка; 2) от 2 до 12 лет – «сон разума», нужно развивать внешние чувства; 3) от 12 до 15 лет внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию; 4) от 15 до совершеннолетия, «период бурь и страстей», на первом плане нравственное воспитание
Слайд 11В современной педагогической науке принята следующая периодизация детского возраста:
Раннее детство (от
рождения до 3 лет):
Младенческий возраст (от рождения до I года).
Ранний возраст (от I года до 3 лет).
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):
1. младший дошкольный возраст (3-4 года);
2. средний дошкольный возраст (4-5 лет);
3. старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Школьный возраст (6-17 лет):
1. младший школьный возраст (6-10 лет).
2. средний школьный возраст (10-15 лет)
3. старший школьный возраст (15-17 лет).
Слайд 124.Возрастные особенности детей разного возраста
Отличительные особенности младенческого возраста:
— быстрый темп физического
и психического развития;
— формирование двигательной активности и сенсомоторной координации;
— формирование интеллекта на основе действий с предметами;
появление первых слов, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям;
интенсивное развитие общения с взрослым;
— начало формирования образа «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»);
— восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм;
— развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.
Этими особенностями определяются содержание и условия педагогической работы.
Слайд 13Отличительные особенности раннего возраста:
— темпы роста и физического развития по сравнению
младенческим возрастом несколько снижаются;
— интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития;
— увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;
— увеличивается период активного бодрствования (до 4—4,5 часов);
— организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;
— ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами);
овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного мышления;
Слайд 14
— овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной
речи;
— проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками;
— осознает свою половую принадлежность («Я — мальчик», «Я — девочка»);
— испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;
— появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление к достижению результата своей деятельности.
Слайд 15Отличительные особенности младшего дошкольного возраста:
— происходит дальнейший рост и развитие организма,
совершенствуются все морфофункциональные системы;
— интенсивно развиваются моторные функции, возрастает двигательная активность;
— движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер;
— увеличивается работоспособность;
— совершенствуются основные виды движений, но физические качества пока развиты слабо;
— отмечается слабость волевых регуляций, усилий по преодолению трудностей;
— наиболее интенсивно развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер;
— способность к целеполаганию находится еще в стадии становления
Слайд 16Отличительные особенности среднего дошкольного возраста (4-5 лет):
— возникает интерес и желание
вести здоровый образ жизни (выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения);
— большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);
— ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий, много фантазирует, прибегая к символическому средству — речи;
— расширяются, качественно изменяются, возникают новые способы ориентировки в окружающем, содержательно обогащаются представления и знания о мире;
— наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2—3 действия;
Слайд 17
— ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные экспрессии (выражение радости, печали
и т. п.);
— ребенок способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу»;
— он начинает проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся регулятором поведения и общения;
— возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей;
— ребенок становится более самостоятельным, инициативным.
Слайд 18Отличительные особенности старшего дошкольного возраста:
— возникают первичные этические инстанции (моральные сознание, оценки,
регуляция поведения, социальные и нравственные чувства);
— в сюжетно-ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм и правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей;
— формируется «внутренняя позиция» (С.Г. Якобсон М.И. Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность делает возможными как активно-действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому (Е.О. Смирнова);
— самосознание сочетается с самопознанием собственной индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам, дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;
— преобладает оценочное, объектное отношение к себе и к другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование. Все это может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность),
Слайд 195.Учет половых различий и индивидуальных особенностей в воспитании детей
Необходимо учитывать индивидуальные
особенности ребенка:
— физиологические, к которым относятся: темп психических процессов, подвижность нервной системы (лабильность), стеничность (общий тонус), активность, тип личности (мыслительный или художественный);
— приобретенные в результате неправильных педагогических действии, включающие тревожность, замкнутость, интеллектуализм (как гипертрофированное развитие ориентировки на мыслительную деятельность), вербализм (замена действий разговором), демонстративность, ригидность (застревание на одном и том же, излишняя пунктуальность), невротизацию.
Слайд 20Отличительные особенности мальчиков и девочек
Слайд 216. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям
Большой вклад в разработку вопросов индивидуального
подхода внесли зарубежные и отечественные педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой; в советский период – А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский.
Слайд 22Индивидуальный подход к ребенку – важнейший принцип образовательной работы в ДУ.
Он ориентирует воспитание на развитие своеобразия и неповторимости каждого человека. Отвечает потребностям личностно-ориентированного подхода к ребенку.
Педагогика индивидуального подхода имеет ввиду не приспособление цели и содержания образования (они едины для всех) к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм воспитания и обучения к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности.
Слайд 23Однако при всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются и некоторые
общие, типичные черты, на которых основывается дифференцированный подход к воспитанию и обучению. Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы, основанные на похожих, типичных особенностях некоторых детей. Эти подгруппы носят временный характер, они динамичные; переход из одной группы в другую осуществляется с учетом успешности развития каждого ребенка.
Слайд 24Индивидуально-дифференцированный подход к детям осуществляется поэтапно:
1) изучение индивидуальных особенностей детей;
2) выявление причин этих особенностей, природы их появления;
3) составление характеристик на отдельных детей или на подгруппы со сходными характеристиками; 4) разработка программы воспитания в соответствии с этими характеристиками;
5) реализация этой программы с помощью различных средств, форм и методов;
6) внесение коррективов в воспитательный процесс.