Слайд 1Консультация
Подготовила
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 123
Куприянова Л.Н.
Слайд 2«Детское экспериментирование –
одна из ведущих деятельностей дошкольника»
Слайд 3
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности
детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Слайд 4
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление. Любопытство, выдвинутая кем-то проблема
или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию можно давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголках могут жить персонажи, созданные вместе с детьми. В младшей группе это может быть «Зайчик-любознайчик», который всем интересуется; в средней – «Утенок-удивленок» или «Хрюшка-удивлюшка»; в старшей – девочка «Почемучка». Эти герои участвуют в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи или загадки юным исследователям. Вместе с героями дети составляют правила работы с различными материалами в уголке экспериментирования. Например, правила придуманные в стихотворной форме очень легко запомнятся детьми.
- Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
- Фартук друг он нам помог
И никто здесь не намок.
- Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
Слайд 5Структура экспериментирования
Цель:
развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных"
условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Слайд 6Последовательность детского экспериментирования:
выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная
ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
Задание:
выстроить последовательность детского экспериментирования.
Слайд 7
Проблемная ситуация.
Целеполагание.
Выдвижение гипотез.
Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование
выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Слайд 8В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я
это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Слайд 9Примерная структура занятия - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или
иного варианта проблемной ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Слайд 11Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности,
активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
5) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
Слайд 12Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический - книги познавательного характера для младшего возраста;
-
тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".
Слайд 13
Компонент оборудования- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр
в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
Слайд 14
Компонент стимулирующий- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные
детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Слайд 15
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с
предметами или вербального исследования – вопросов задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как)
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Слайд 16Памятка для воспитателя
Организация детского экспериментирования
1. В группе должен быть оснащен уголок
экспериментальной деятельности.
2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
5. Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.
6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.
8. Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.
9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.
10. Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.
Слайд 17Памятка для воспитателя
Примерный «алгоритм» подготовки занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы,
чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.
2. Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Слайд 18
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделает сам» -Ральф У. Эмерсон.