Слайд 1Консультация
Подготовила 
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 123
Куприянова Л.Н.
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2«Детское экспериментирование – 
одна из ведущих деятельностей дошкольника»
                                                            
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности
                                                            
                                    детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста 
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником. 
Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности. 
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление. Любопытство, выдвинутая кем-то проблема
                                                            
                                    или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию можно давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголках могут жить персонажи, созданные вместе с детьми. В младшей группе это может быть «Зайчик-любознайчик», который всем интересуется; в средней – «Утенок-удивленок» или «Хрюшка-удивлюшка»; в старшей – девочка «Почемучка». Эти герои участвуют в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи или загадки юным исследователям. Вместе с героями дети составляют правила работы с различными материалами в уголке экспериментирования. Например, правила придуманные в стихотворной форме очень легко запомнятся детьми. 
- Коль с водой имеем дело, 
Рукава засучим смело. 
- Фартук друг он нам помог
И никто здесь не намок. 
- Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Структура экспериментирования
Цель:
 развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных"
                                                            
                                    условиях как средствами познания окружающего мира 
Задачи: 
1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений 
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах 
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" 
Средства: язык, речь, поисковые действия 
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты 
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций 
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Последовательность детского экспериментирования: 
  выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная
                                                            
                                    ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза
Задание:
выстроить последовательность детского экспериментирования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
Проблемная ситуация. 
Целеполагание. 
Выдвижение гипотез. 
Проверка предположения. 
Если предположение подтвердилось: формулирование
                                                            
                                    выводов (как получилось) 
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: 
Как я
                                                            
                                    это делаю? 
Почему я это делаю именно так, а не иначе? 
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Примерная структура занятия  - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или
                                                            
                                    иного варианта проблемной ситуации. 
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 
 Уточнение плана исследования. 
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. 
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. 
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. 
 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 11Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности,
                                                            
                                    активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
5) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический - книги познавательного характера для младшего возраста;
-
                                                            
                                    тематические альбомы;
- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13
Компонент оборудования- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр
                                                            
                                    в воде; 
- материалы для игр с мыльной пеной, 
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14
Компонент стимулирующий- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные
                                                            
                                    детям  младшего возраста.
-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с
                                                            
                                    предметами или вербального исследования – вопросов задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как) 
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Памятка для воспитателя
Организация детского экспериментирования
1.         В группе должен быть оснащен уголок
                                                            
                                    экспериментальной деятельности.
2.         Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
3.         Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
4.         Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
5.         Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.
6.         Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
7.         Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.
8.         Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности. 
9.         Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.
10.       Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Памятка для воспитателя
Примерный «алгоритм» подготовки занятия-экспериментирования
1.         Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы,
                                                            
                                    чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.
2.         Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования. 
3.         Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 
4.         Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления. 
5.         Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки). 
6.         Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы. 
7.         Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделает сам» -Ральф У. Эмерсон.