Детское экспериментирование – одна из ведущих деятельностей дошкольника презентация

Содержание

«Детское экспериментирование – одна из ведущих деятельностей дошкольника»

Слайд 1Консультация
Подготовила
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 123
Куприянова Л.Н.


Слайд 2«Детское экспериментирование – одна из ведущих деятельностей дошкольника»


Слайд 3
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности

детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Планируемый результат: Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Слайд 4
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление. Любопытство, выдвинутая кем-то проблема

или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию можно давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголках могут жить персонажи, созданные вместе с детьми. В младшей группе это может быть «Зайчик-любознайчик», который всем интересуется; в средней – «Утенок-удивленок» или «Хрюшка-удивлюшка»; в старшей – девочка «Почемучка». Эти герои участвуют в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи или загадки юным исследователям. Вместе с героями дети составляют правила работы с различными материалами в уголке экспериментирования. Например, правила придуманные в стихотворной форме очень легко запомнятся детьми.
- Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
- Фартук друг он нам помог
И никто здесь не намок.
- Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.

Слайд 5Структура экспериментирования
Цель:
развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных"

условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Слайд 6Последовательность детского экспериментирования:
выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная

ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза Задание:
выстроить последовательность детского экспериментирования.

Слайд 7
Проблемная ситуация.
Целеполагание.
Выдвижение гипотез.
Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование

выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

Слайд 8В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я

это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Слайд 9Примерная структура занятия  - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или

иного варианта проблемной ситуации.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
 Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
 

Слайд 11Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности,

активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) 5) место для хранения материалов (природного, «бросового»)


Слайд 12Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический - книги познавательного характера для младшего возраста; -

тематические альбомы; - коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".

Слайд 13
Компонент оборудования- Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр

в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха

Слайд 14
Компонент стимулирующий- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные

детям  младшего возраста. -  персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Слайд 15
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с

предметами или вербального исследования – вопросов задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как)
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Слайд 16Памятка для воспитателя

Организация детского экспериментирования
1.         В группе должен быть оснащен уголок

экспериментальной деятельности.
2.         Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
3.         Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
4.         Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
5.         Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.
6.         Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
7.         Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.
8.         Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.
9.         Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.
10.       Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.

Слайд 17Памятка для воспитателя

Примерный «алгоритм» подготовки занятия-экспериментирования
1.         Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы,

чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.
2.         Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.
3.         Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4.         Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
5.         Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
6.         Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
7.         Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
 

Слайд 18
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделает сам» -Ральф У. Эмерсон.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика