Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее социальной активности презентация

Содержание

Вопросы, которые рассмотрим: Общее понятие детского движения Какими особыми признаками обладают неформальные детские объединения Как идеология влияет на формирование социальной компетентности подростков По какой причине в нашей стране возникает потребность

Слайд 1 Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее

социальной активности

Л.А.Крапивина, Почетный работник сферы молодежной политики РФ, педагог-организатор высшей категории, кандидат педагогических наук, докторант ТюмГУ



МОУ ДОД ЦВР ОДиПК «Социум»
ДПК отряд «Каравелла»


Слайд 2Вопросы, которые рассмотрим:
Общее понятие детского движения
Какими особыми признаками обладают неформальные детские

объединения
Как идеология влияет на формирование социальной компетентности подростков
По какой причине в нашей стране возникает потребность в массовом детском движении


Слайд 6На протяжении ХХ и ХХI века
на появление и распространение детских и

молодежных движений существенно влияли общественно-политические, идеологические и экономические предпосылки.


Слайд 7В этот период произошли:
четыре революции,
пять войн, образование и распад Советского

Союза и сообщества стран Варшавского договора,
освоение территорий
борьба за власть,
государственное переустройство,
смена общественно-экономических формаций и др.


Слайд 8Факты истории

Русско-японская война (1904-1905),

Первая мировая война (1914-1918),

Гражданская война (1918-1920),

Великая Отечественная война(1941-1945)

Холодная

и информационная войны, локальные войны и конфликты из-за перераспределения ресурсов (1946 – по наст. время).


Слайд 9На уровне психологических наблюдений
повышение нервной возбудимости людей,
рост неуверенности в собственных

силах,
отказ от идеалов, которые определяли устойчивую доминанту жизненных ориентиров граждан на протяжении длительного времени;
Стремление объединиться с другими людьми, сплотиться вокруг сильного лидера

Слайд 10Детское движение
Социальное явление, охватывающее большую группу детей и подростков, стремящихся к

объединению в рамках детских сообществ.


Слайд 11Детское движение
способствует самовыражению, самоопределению и социализации личности ребёнка. В детском объединении

ребёнок (подросток) приобретает социальный опыт общения и деятельности

Слайд 15Волонтерская детятельность
www.carabela.ru


Слайд 16История детского движения в России
Русский скаутинг
1908 – 1917
1918 – 1922
1990

– по настоящее время
Пионеринг
1922 – 1937
1939- 1991
СПО-ФДО 1991-2014
Российское движение школьников с 2015


Слайд 17Скаутинг - всемирное детско-юношеское массовое движение

Цели: физическое, духовное и умственное развитие

молодых людей для успешной социализации в обществе.
Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом.

Слайд 18Идеолог скаутинга

Эрнест Эван Томпсон
(1860 -1946)
родился 14 августа 1860 года в местечке Саут-Шилдс

(графство Дарэм, Великобритания) в семье потомка лорда Сетона, графа Уинтонского.
В 1866 году семья Сетона перебралась в Канаду. Детство будущего писателя прошло в лесах близ городка Линдсей. В шестнадцать лет Сетон начал писать свою первую книгу — о канадских птицах, а в 1876 г. впервые взялся за кисть — и уже три года спустя получил золотую медаль Общества изящных искусств Торонто.

Слайд 19За свою жизнь
Он опубликовал более 10000 научно-популярных статей в различных периодических изданиях.
Был не только

интересным писателем, но и художником, а еще главным идеологом скаутского метода

Слайд 20
В 1902 году основал «Лигу лесных братьев», которая послужила прообразом всего

мирового скаутского движения. До сих пор остается нерешенным дело о плагиате и авторстве.

Слайд 21
В 1906 – 1908 гг. Баден Пауэр тщательно изучил произведения Песталоции,

Эпиктета, Тита Ливия, проанализировал опыт воспитания у спартанцев, племен Африки, японских самураев, традиции британских и ирландских народов, а так же свой военный опыт разведчика и военного, Баден-Пауэлл начал работать над книгой “Scouting for Boys” (“Разведка для мальчиков”).
Она была написана в форме бесед у костра.



Слайд 23
В первый день производилось размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж

лидеров. Во второй день изучалось лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование, не забыли так же о гигиене. В третий день Баден Пауэлл учил распознавать подробности окружающей среды вблизи и вдалеке от наблюдателя, например, следы. Четвертый день посвящался изучению животных, птиц, растений, звезд.

Слайд 24
Пятый – рыцарству: честь, законы, лояльность королю, офицерам, рыцарское отношение к

женщине.
В шестой день ребята учились оказывать помощь при ожогах, обмороке, отравлениях, действовать во время паники.
В предпоследний день детям давались понятия о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, объяснили обязанности настоящего гражданина.


Слайд 25
В 1910 году в Великобритании и ее колониях было более
123

000 бойскаутов, началась скаутская работа в США, Голландии, Италии, Финляндии и других странах, а в 1911 году скаутизм распространился практически по всем странам Европы.

Слайд 26Олег Иванович Пантюхов, 1882- 1973
«Молодежь остро переживала неудачи русско-японской войны и

ей особенно хотелось что-то сделать для России, но что?»
В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций

Слайд 27Во время гражданской войны в России в скаутских отрядах и патрулях

было около 150 тысяч молодых людей

.


Слайд 28
Во время Первой мировой и Гражданской войн скауты были на передовой,

помогали в госпиталях, разыскивали беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь населению. В ходе Гражданский войны скауты разделились на три лагеря. За белых, за красных, за детство!

Слайд 29В 1920-х годах, после Гражданской войны
Скаутская организация была запрещена в Советской

России.
В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты тех из скаутов, кто не эмигрировал после гражданской войны. Всех задержанных отправили в Соловецкий лагерь, а затем расстреляли.

Слайд 30Скаутский метод
Воспитание на основе личного обещания, индивидуальной ответственности. Каждый участник добровольно

берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно — осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.

Слайд 31Патрульная система или система микрогрупп.
Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) +

специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, участие в местных, региональных национальных и международных проектах.

Слайд 32Внимание к развитию личности. Множество траекторий для личностного роста


Слайд 33Деятельность на природе.
Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности

на природе, при проведении всевозможных разовых форм и исследовательской экологической работы


Слайд 34Слово-дело
«Обучение в деятельности». «Постоянный физический труд» — «метод, привнесённый в начале

прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.


Слайд 35
Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, карьерный

рост, проектная деятельность, цикловые и ролевые игры, гендерная идентификация и пр.
В скаутинге нет возрастных ограничений



Слайд 36Взращивание вожаков
Система руководства микрогруппами и курсы профильного обучения различных уровней, международный

обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки карьерного роста, звания, должности.



Слайд 37Поддержка взрослых.
Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера.


Педагогические идеи. Например, основная из главных идей является бескорыстная помощь людям и природе «по секрету».

Слайд 38Традиции
Заложенные в начале движения (более 100 лет назад), постоянно дополняются самими

участниками.


Слайд 39Самодостаточность, замкнутость, ограниченность, кастовость


Слайд 40
Разное вероисповедание, которое вроде бы не мешает участникам быть в одной

международной организации.
Общие знаки, например, салют скаута.
Но… Скаутские патрули и отряды не перемешиваются. Даже лагеря на одной поляне ставят обособленно



Слайд 41Пионеринг
Массовая детская коммунистическая организация в СССР и странах Варшавского договора. Была образована решением

Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти В.И.Ленина получила его имя.

Слайд 42Первые отряды создавались при фабриках и заводах

Они были разновозрастными, а участие

-добровольным.

Слайд 43Пионеринг
Происходит от скаутского движения, однако отличалось от него по существенным аспектам: система

сразу носила всеохватывающий государственный характер.

Слайд 44Изначально цель
воспитание коммунистов: людей, которым присущи коллективизм, альтруизм, патриотизм, самопожертвование

во имя своей страны.


Слайд 45Создатель
Иннокентий Николаевич Жуков (1875-1948), – скаутмастер, скульптор, идеолог детского пионерского

движения, русский писатель, автор повестей «Мертвый огонь» («Приключения юных пионеров в Египте»), «Путешествие Красной Звезды в Страну Чудес». 

Слайд 46Цель движения в начале:
Максимальное развитие способностей и талантов всех детей
Охват всех

детей в возрасте 9-14 лет
Воспитание по-новому «нового человека» нового общества
Объединение в отрядах мальчиков и девочек
Модели не было. Ее создали в СССР

Слайд 47Основная идея
Пионер- первооткрыватель, рыцарь, первопроходец.
Дети – граждане будущего, они если их

воспитывать на гуманистических и демократических принципах, то они станут другими людьми


Слайд 48Принципы
Добровольность
Разновозарстность
Патриотизм
Атеизм
Сотрудничество
Товарищество
Взаимопомощь
Коллективизм
Преемственность поколений


Слайд 49От скаутизма
сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по

звеньям, отрядам, дружинам, институт вожатых, сборы у костра, разновозрастность на начальном этапе создания организации

Слайд 50Элементы символики

Например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили

три языка пламени костра

Слайд 51Форма, символы и атрибуты.
Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки,

горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.

Слайд 52Законы пионеров
определяли основополагающие ценности


Слайд 53Определенную культуру формировали песни.



Слайд 54Собственная пресса
1923 год- в апреле в Москве выходит первый номер

пионерского журнала "Барабан". 1924 год- в марте выходит первый номер журнала "Пионер". 1925 год 6 марта выходит первый номер газеты- "Пионерская правда".

Слайд 55Правила проведения сборов: линейки, построения


Слайд 56Особый ритуал приема в организацию. Торжественное обещание
Более старшие товарищи повязывали галстуки

младшим – вновь вступающим, обеспечивая тем самым преемственность традиций и поколений

Слайд 57Призыв
Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на

борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.


Слайд 58Направления занятий. Метод. Отличия
Массовый охват (звено, отряд, дружина)
Объединение в одних отрядах

мальчиков и девочек
Объединение всех детей независимо от сословия и религиозных верований
Постепенный переход к одновозрастным группам (в скаутинге – разновозрастный принцип объединения людей сохранился до сих пор)


Слайд 59Структура
В своем классическом виде, Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские,

краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации.

Слайд 60Управление
Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи (ВЛКСМ), который

в свою очередь контролировался КПСС.

Слайд 61С 1937 пионерию окончательно размещают в школах, делают обязательной и одновозрастной

по составу отрядов.



Слайд 62
Съезды, слеты и конференции комсомола заслушивание отчётов советов пионерских организаций, давали

оценку их деятельности. Количественные показатели охвата - миллионные

Слайд 63Международные связи движения
Очень мощные с огромным количеством стран.
Развивались только под контролем

партийных органов.
Председателей, заместителей и секретарей советов ПО от Центрального до районного утверждали Пленумы 
комитетов комсомола.
Все вожатые проходили специальную идеологическую подготовку.

Слайд 65Цель в финале
массовая идеологическая
подготовка сознания  детей и их

воспитание в качестве граждан, полностью преданных идеям 
коммунистической партии и Советскому государству.


Слайд 66Идеологический противник

Германия, Италия. Гитлерюгенд - юношеское военизированное 
нацистское движение ХХ века, претендующее

на мировое господство над детьми. Основана 3-4 июля 1926 в Веймаре как национал-социалистическое детско- молодёжное движение

Слайд 67Выросло из скаутинга
Организованная по военному образцу и по принципу «Молодёжь руководит

молодёжью»
Цель: идеологическая и физическая подготовка молодых граждан к службе немецкому народу


Слайд 68Структура
Организация охватывала немецкую молодежь в возрасте от 10 до 18 лет

и делилась по возрастным категориям.
Младшая группа: мальчики от 10 до 14 лет — «Дойчес юнгфольк» («Немецкая молодежь»);

Слайд 69 с 14 до 18 лет — собственно гитлерюгенд.  


Слайд 70
Женская организация в составе гитлерюгенд: девочки в возрасте от 10 до 14

лет — «Юнгмедельбунд» («Союз девочек»); от 14 до 18 лет — «Бунд дойчер медель» («Союз немецких девушек»)

Слайд 71Формы работы с молодежью
Организовывались торжественные шествия, пропагандистские марши и парады, военные

игры, спортивные соревнования, туристические походы, молодёжные слеты, международные встречи с членами молодёжных фашистских объединений Италии и других стран.

Слайд 72
Число различных  молодёжных акций во всей Германии не поддавалось учету . Они

были приспособлены ко всем возрастным группам . Например, должны были участвовать в сборе утильсырья , металлолома .
Самая высшая награда – привлечь внимание фюрера к своим успехам.

Слайд 73Любой юноша (девушка)
мог найти в деятельности гитлерюгенда что-нибудь интересное для

себя. Проводились занятия искусством или народными промыслами, 
авиамоделирование, 
журналистика, музыка, 
спорт, игра на барабане и т. д.


Слайд 74В Европе перед 2 мировой войной в молодежных движениях:
1. Спортивные объединения

2 миллиона человек
2. Католические молодёжные союзы 1 миллион человек
3. Евангелические молодёжные союзы 700 000 человек
4. Профсоюзная молодёжь 490 000 человек
5. Коммунистический молодёжный союз 155 000 человек
6. Социалистическая рабочая молодёжь 120 000 человек


Слайд 75Борьба идеологий через сознание детей


Слайд 77Современное состояние
Скаутинг и пионеринг, как движения гуманистической направленности, сохранились до сих

пор и входят в различные программы работы с молодежью

Слайд 78Современное состояние массовых детских движений
Скаутингу более 100 лет. Перешел в статус

международного движения.
Пионеринг в 19 мая 2017 года – 95 лет. Перешел в статус международного движения
Гитлерюгенд – прекратил свое существование в 1945 году. Методы используются в современных международных лагерях террористов для подготовки молодых бойцов

Слайд 79Общие идеи, принципы, методы, форма, символы, атрибуты








Добровольна, аполитична, религиозна, независима.



Слайд 80Международные и междугородние скаутские слёты «Джамбори» проводятся раз в 3-4 года.



Слайд 81Страны, в которых существовала пионерская организация
НРБ - Димитровская пионерская организация «Септемврийче»

(1944)
ВНР — Союз венгерских пионеров (1946)
ГДР — Пионерская организация имени Эрнста Тельмана(1948)
ДРВ— Пионерская организация имени Хо Ши Мина (1941).
КНДР — «Сонёндан» (1946)
КНР — Пионерская организация Китая (13 октября 1949) -130 милионов пионеров
МНР — Пионерская организация имени Сухэ-Батора (1925)
Куба — Союз пионеров Кубы (1964)
ПНР — Союз польских харцеров (1950-1956)
СРР— Пионерская организация СРР (1944)
СССР — Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина (1922)
СФРЮ — Пионерская организация имени Иосифа Брос-Тито (1942)

Слайд 82
ЧССР — Пионерская организация Социалистического союза молодёжи ЧССР (1945)
Австрия — «Молодая гвардия» (1946)
Бельгия —

Союз пионеров Бельгии (1945)
Великобритания - Woodcraft Folk
Гвинея — Пионерская организация Гвинейской Республики
АРЕ — «Авангард насеровцев»
Западный Берлин — Пионерская организация Союза свободной немецкой молодёжи Западного Берлина (1967)
Нидерланды— Uilenspiegelclub (1953—1964)
Колумбия — Пионерская организация имени Хосе Антонио Галана
Конго— «Пионеры Народной Республики Конго»
Норвегия— «Юные пионеры» (1952)
Сенегал — «Пионеры Сенегала»
Финляндия — Демократический союз пионеров Финляндии (1945)
Франция — «Пионеры Франции» (1945)
Швейцария — «Бегущие вперёд» (1961)



Слайд 84Возрождение старых, добрых традиций детских и молодежных организаций.


Слайд 85ЮНАРМИЯ – военно-патриотическое движение


Слайд 86Цель движения —
Подготовить поколение граждан доброжелательных и отзывчивых, бережно относящихся

к истории и традициям России, готовых строить светлое будущее для себя и своей страны, защищать интересы ее народа.

Слайд 87Что хотим?

вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и

ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев.


Слайд 88Вступить может
любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд.


Слайд 90Дети остаются детьми. Все тимуровское движение выросло из 1 скаутской идеи.


Слайд 92 Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее социальной

активности

Лариса Александровна Крапивина
кандидат педагогических наук, докторант ТюмГУ,
член союза журналистов России, Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации, руководитель детско-молодежной общественной организации отряд «Каравелла» и всероссийских сборов «Оранжевое лето».


Слайд 93Рекомендации
Просмотр фильмов
«Тимур и его команда», «Мост», «Отряд Трубачева сражается», «Хористы», «Колыбельная

для брата»,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика