Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
Голубниченко Натальи Ивановны
МБОУ « Гимназия № 3» г.о Королев Московской области.
На тему:
« Технология развития
критического мышления учащихся» _____________________________________
Слайд 2
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
Это открытое мышление, не принимающее
догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений.
Люди, которых в детстве учили решать проблемы, впоследствии бывают способны решать значительно больший круг задач, чем те, кого этому не учили.
Развитие критического мышления в семейном кругу может происходить в форме совместных раздумий о положительных и отрицательных сторонах разных видов субботнего отдыха. Когда мы вместе с детьми обсуждаем разные точки зрения, они учатся применять этот прием в других жизненных ситуациях.
Слайд 3
31 мая 1995г. Школа получает статус Муниципальной общеобразовательной гимназии №3.
Дважды
победитель конкурса приоритетного национального проекта «Образование» 2006 г. и 2012гг,
Дипломант конкурса на лучшую организацию патриотического воспитания учащихся Московской области 2005 г.,
Победитель V Всероссийского конкурса воспитательных систем (2011-2012г.),
Победитель областного конкурса по благоустройству пришкольных территорий 2004 г.
Лауреат конкурса «Лучшая школа Подмосковья 2006» .
В 2014 году наша гимназия второй раз вошла в TOP 500 - в 500 лучших школ России по уровню качества образования. Учитывались результаты выпускных экзаменов и достижения во Всероссийской олимпиаде школьников на региональном и заключительном этапах («Учительская газета», №38 от 17 сентября 2013 года)
Список школ TOP 500
Наша гимназия также вошла в 100 школ Московской области, набравших наибольшее количество баллов по интегральному показателю качества образования.
Список 100 лучших общеобразовательных школ Московской области по рейтингу 2014 года
МБОУ "Гимназия №3" вошла в перечень 75 муниципальных общеобразовательных организаций с высоким уровнем достижения работы педагогического коллектива по образованию и воспитанию - получателей грантов в 2016 году, набравших наибольший балл в рейтинге по итогам 2014 - 2015 учебного года. Приказ Министра Образования Московской области №6905 от 31.12.2015г.
Гимназия участвует в областном конкурсе «Стандарт оформления общеобразовательной школы». На муниципальном этапе стала победителем!!!
Оценивается красивая, комфортная, безопасная среда. Также учитывается пришкольная территория и ее использование в осенне-зимний-весенний периоды. Информация о конкурсе "Стандарт оформления общеобразовательной школы"
Нормативные документы
МБОУ "Гимназия № 3" стала победителем областного конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2016 году в направлении "Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных на формирование развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов" (Приказ министра образования МО от 3.03.2016 № 777).
Слайд 4
Цели:
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но
и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Задачи:
— научить школьников выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— понимать, как различные части информации связаны между собой;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
— избегать категоричности в утверждениях
— быть честным в своих рассуждениях;
Слайд 5
Формирование учебной деятельности, общеучебных интеллектуальных умений, способствующих развитию критического мышления, успешно
осуществляется в процессе регулярного выполнения системы заданий следующего порядка:
структурирование текстов;
сопоставление информации из разных источников;
выдвижение гипотез;
анализ и аргументация выводов;
обобщение информации;
применение усвоенной информации в новых учебных ситуациях, в заданиях более сложного уровня;
оценивание информации.
Слайд 6
Используя задания (вопросы), можно развить у детей вкус, интерес к поиску
и разработке (формулированию) идей.
«Ромашка» заданий-вопросов:
1)Простые вопросы;
2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?»
3)Задания, вопросы-интерпретации, техники активного слушания (вербализация);
4)Оценочные задания, вопросы;
5) Творческие вопросы;
6)Практические вопросы.
Рекомендации по использованию вопросов-заданий-интерпретаций:
- задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы;
- после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу;
- в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций;
- за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.
Слайд 7
Технология развития критического мышления обеспечивает овладение следующими мыслительными действиями:
критический анализ
содержательных и логических аспектов внешней информации;
выявление степени соответствия различных утверждений принципу достаточного основания;
выявление в предлагаемой информации фактов некритического соединения разнородных, внутренне не связанных и несовместимых идей;
выявление степени достаточности аргументов, приводимых в обоснование доказываемого тезиса;
выявление логических несообразностей - некорректных обобщений, непроизвольной замены доказываемого тезиса, использование одного и того же термина в различных значениях, смешивание необходимых и достаточных условий и т.д.
выявление преувеличения роли непосредственно наблюдаемых фактов, приводимых в обоснование того или иного утверждения.
Слайд 8
Используя задания (вопросы), можно развить у детей вкус, интерес к поиску
и разработке (формулированию) идей.
«Ромашка» заданий-вопросов:
1)Простые вопросы;
2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?»
3)Задания, вопросы-интерпретации, техники активного слушания (вербализация);
4)Оценочные задания, вопросы;
5) Творческие вопросы;
6)Практические вопросы.
Рекомендации по использованию вопросов-заданий-интерпретаций:
- задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы;
- после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу;
- в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций;
- за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.
Слайд 9
Этапы технологии развития критического мышления:
1. Организационный момент.
2. Актуализация усвоенного материала, уровня
социализации. Стадия «Вызов».
3. Критическое осмысление усвоенного материала. Стадия «Осмысление».
4. Введение нового материала на основе приема «чтение с пометками на полях».
5. Рефлексия усвоенного ранее и нового материала.
6. Домашнее задание.
Описание методики
Организационный момент:
технология развития критического мышления реализуется только в группах, парах и индивидуально (но не фронтально!).
Для этого следует предварительно спланировать соответствующее пространство в помещении. (1 этап)
Завершив оргмомент, учитель предлагает проблемное задание (ситуацию), дозированно предлагая уточняющие, конкретизирующие вопросы разной степени трудности и уровня сложности. Это педагогическая ситуация вызова, побуждения (2 этап). Предполагается, что трудность вопросов побуждает мотивацию к поиску ответов в учебнике и дополнительных источниках. Именно трудность в поиске ответов на задание, обращает их к дополнительным источникам. (3 этап). Новая информация анализируется и классифицируется по предложенной учителем системе маркировки (пометок). Вопросы, возникающие у учащихся в процессе изучения источников, записываются в рабочую тетрадь, готовясь к анализу и обсуждению сути задания. Работа выполняется не более 7 минут. (4 этап).
Слайд 10
Описание методики
Завершив оргмомент, учитель предлагает проблемное задание (ситуацию), дозированно предлагая уточняющие,
конкретизирующие вопросы разной степени трудности и уровня сложности. Это педагогическая ситуация вызова, побуждения (2 этап). Предполагается, что трудность вопросов побуждает мотивацию к поиску ответов в учебнике и дополнительных источниках. Именно трудность в поиске ответов на задание, обращает их к дополнительным источникам. (3 этап). Новая информация анализируется и классифицируется по предложенной учителем системе маркировки (пометок). Вопросы, возникающие у учащихся в процессе изучения источников, записываются в рабочую тетрадь, готовясь к анализу и обсуждению сути задания. Работа выполняется не более 7 минут. (4 этап).
Слайд 11
Примерные виды пометок (маркировки) на полях:
“V” - “знаю”;
“-“ – “противоречит
моим первоначальным представлениям”;
“?” – “хочу узнать”;
“+” – “это для меня новое”.
Рефлексия:
Критерии оценки результата:
Критичность мышления отражается в показателях:
1) Оценка (Где ошибка?);
2) Диагноз (В чем причина?);
3) Самоконтроль (Чем неудовлетворены, каковы недостатки?);
4) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.);
5) Прогноз (спрогнозируйте последствия).
Домашнее задание
Слайд 12
Процесс решения учебного задания состоит из 5-ти этапов, в ходе которых
обучаемыми планомерно осуществляется учебная деятельность :
-мотивация;
-анализ проблемы;
-поиск решения проблемы на основе известного алгоритма;
-доказательство и обоснование правильности решения;
-реализация и проверка решения, а в случае необходимости – его коррекция.
В данном случае процесс поиска и решения задания технологичны, т.е. воспроизводимы при последовательном соблюдении всех этапов.
Слайд 13
Методы и приёмы КМ, развивающие логическое мышление учащихся:
- умение выделить главное;
-
умение найти второстепенное, дополняющее, комментирующее главную информацию;
- умение ставить вопросы;
- умение делать сравнение;
- умение устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения;
- умение подбирать убедительные аргументы и доказательства;
- умение видеть смысл в информации;
- умение выделять противоречия и формулировать на их основе проблему в целом;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Слайд 14
Примеры заданий на развитие критического мышления у школьников:
1). Почему экономическая жизнь
в условиях оформления наций приобретает интернациональный характер. Попытайтесь выявить и объяснить суть закономерности этого процесса.
2). Докажите, что чувство этнического достоинства калмыка, татарина, др. являются основой для формирования чувства национального достоинства россиянина.
3) Объясните, в чем опасность того, что иногда чувства национальной гордости перерастают в чувства национального превосходства, национальной исключительности. Приведите примеры из собственного опыта.
4)Определите, в чем социальная значимость решения проблемы бытового мусора.