Аттестационная работа. Технология развития критического мышления учащихся презентация

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная

Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как

способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Голубниченко Натальи Ивановны
МБОУ « Гимназия № 3» г.о Королев Московской области.

На тему:
« Технология развития критического мышления учащихся» _____________________________________


Слайд 2
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
Это открытое мышление, не принимающее

догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений.
Люди, которых в детстве учили решать проблемы, впоследствии бывают способны решать значительно больший круг задач, чем те, кого этому не учили.
Развитие критического мышления в семейном кругу может происходить в форме совместных раздумий о положительных и отрицательных сторонах разных видов субботнего отдыха. Когда мы вместе с детьми обсуждаем разные точки зрения, они учатся применять этот прием в других жизненных ситуациях.


Слайд 3
31 мая 1995г. Школа получает статус Муниципальной общеобразовательной гимназии №3.
Дважды

победитель конкурса приоритетного национального проекта «Образование» 2006 г. и 2012гг,
Дипломант конкурса на лучшую организацию патриотического воспитания учащихся Московской области 2005 г.,
Победитель V Всероссийского конкурса воспитательных систем (2011-2012г.),   
Победитель областного конкурса по благоустройству пришкольных территорий 2004 г.
Лауреат конкурса «Лучшая школа Подмосковья 2006» . 
В 2014 году наша гимназия второй раз вошла в TOP 500 - в 500 лучших школ России по уровню качества образования. Учитывались результаты выпускных экзаменов и достижения во Всероссийской олимпиаде школьников на региональном и заключительном этапах («Учительская газета», №38 от 17 сентября 2013 года)
Список школ TOP 500
Наша гимназия также вошла в 100 школ Московской области, набравших наибольшее количество баллов по интегральному показателю качества образования.
Список 100 лучших общеобразовательных школ Московской области по рейтингу 2014 года
МБОУ "Гимназия №3" вошла в перечень 75 муниципальных общеобразовательных организаций с высоким уровнем достижения работы педагогического коллектива по образованию и воспитанию - получателей грантов в 2016 году, набравших наибольший балл в рейтинге по итогам 2014 - 2015 учебного года. Приказ Министра Образования Московской области №6905 от 31.12.2015г.

Гимназия участвует в областном конкурсе «Стандарт оформления общеобразовательной школы». На муниципальном этапе стала победителем!!! 
Оценивается красивая, комфортная, безопасная среда. Также учитывается пришкольная территория и ее использование в осенне-зимний-весенний периоды. Информация о конкурсе "Стандарт оформления общеобразовательной школы"
Нормативные документы
МБОУ "Гимназия № 3"   стала победителем областного конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2016 году в направлении "Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных на формирование развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов" (Приказ министра образования МО от 3.03.2016 № 777).


Слайд 4
Цели:
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но

и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Задачи:
— научить школьников выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— понимать, как различные части информации связаны между собой;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
— избегать категоричности в утверждениях
— быть честным в своих рассуждениях;

Слайд 5
Формирование учебной деятельности, общеучебных интеллектуальных умений, способствующих развитию критического мышления, успешно

осуществляется в процессе регулярного выполнения системы заданий следующего порядка:
структурирование текстов;
сопоставление информации из разных источников;
выдвижение гипотез;
анализ и аргументация выводов;
обобщение информации;
применение усвоенной информации в новых учебных ситуациях, в заданиях более сложного уровня;
оценивание информации.

Слайд 6
Используя задания (вопросы), можно развить у детей вкус, интерес к поиску

и разработке (формулированию) идей.
«Ромашка» заданий-вопросов:
1)Простые вопросы;
2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?»
3)Задания, вопросы-интерпретации, техники активного слушания (вербализация);
4)Оценочные задания, вопросы;
5) Творческие вопросы;
6)Практические вопросы.

Рекомендации по использованию вопросов-заданий-интерпретаций:

- задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы;
- после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу;
- в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций;
- за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.


Слайд 7
Технология развития критического мышления обеспечивает овладение следующими мыслительными действиями:
критический анализ

содержательных и логических аспектов внешней информации;
выявление степени соответствия различных утверждений принципу достаточного основания;
выявление в предлагаемой информации фактов некритического соединения разнородных, внутренне не связанных и несовместимых идей;
выявление степени достаточности аргументов, приводимых в обоснование доказываемого тезиса;
выявление логических несообразностей - некорректных обобщений, непроизвольной замены доказываемого тезиса, использование одного и того же термина в различных значениях, смешивание необходимых и достаточных условий и т.д.
выявление преувеличения роли непосредственно наблюдаемых фактов, приводимых в обоснование того или иного утверждения.


Слайд 8
Используя задания (вопросы), можно развить у детей вкус, интерес к поиску

и разработке (формулированию) идей.
«Ромашка» заданий-вопросов:
1)Простые вопросы;
2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?»
3)Задания, вопросы-интерпретации, техники активного слушания (вербализация);
4)Оценочные задания, вопросы;
5) Творческие вопросы;
6)Практические вопросы.

Рекомендации по использованию вопросов-заданий-интерпретаций:
- задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы;
- после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу;
- в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций;
- за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.



Слайд 9
Этапы технологии развития критического мышления:

1. Организационный момент.
2. Актуализация усвоенного материала, уровня

социализации. Стадия «Вызов».
3. Критическое осмысление усвоенного материала. Стадия «Осмысление».
4. Введение нового материала на основе приема «чтение с пометками на полях».
5. Рефлексия усвоенного ранее и нового материала.
6. Домашнее задание.
Описание методики
Организационный момент:
технология развития критического мышления реализуется только в группах, парах и индивидуально (но не фронтально!).
Для этого следует предварительно спланировать соответствующее пространство в помещении. (1 этап)
Завершив оргмомент, учитель предлагает проблемное задание (ситуацию), дозированно предлагая уточняющие, конкретизирующие вопросы разной степени трудности и уровня сложности. Это педагогическая ситуация вызова, побуждения (2 этап). Предполагается, что трудность вопросов побуждает мотивацию к поиску ответов в учебнике и дополнительных источниках. Именно трудность в поиске ответов на задание, обращает их к дополнительным источникам. (3 этап). Новая информация анализируется и классифицируется по предложенной учителем системе маркировки (пометок). Вопросы, возникающие у учащихся в процессе изучения источников, записываются в рабочую тетрадь, готовясь к анализу и обсуждению сути задания. Работа выполняется не более 7 минут. (4 этап).




Слайд 10
Описание методики
Завершив оргмомент, учитель предлагает проблемное задание (ситуацию), дозированно предлагая уточняющие,

конкретизирующие вопросы разной степени трудности и уровня сложности. Это педагогическая ситуация вызова, побуждения (2 этап). Предполагается, что трудность вопросов побуждает мотивацию к поиску ответов в учебнике и дополнительных источниках. Именно трудность в поиске ответов на задание, обращает их к дополнительным источникам. (3 этап). Новая информация анализируется и классифицируется по предложенной учителем системе маркировки (пометок). Вопросы, возникающие у учащихся в процессе изучения источников, записываются в рабочую тетрадь, готовясь к анализу и обсуждению сути задания. Работа выполняется не более 7 минут. (4 этап).


Слайд 11
Примерные виды пометок (маркировки) на полях:
“V” - “знаю”;
“-“ – “противоречит

моим первоначальным представлениям”;
“?” – “хочу узнать”;
“+” – “это для меня новое”.

Рефлексия:
Критерии оценки результата:
Критичность мышления отражается в показателях:
1) Оценка (Где ошибка?);
2) Диагноз (В чем причина?);
3) Самоконтроль (Чем неудовлетворены, каковы недостатки?);
4) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.);
5) Прогноз (спрогнозируйте последствия).
Домашнее задание


Слайд 12
Процесс решения учебного задания состоит из 5-ти этапов, в ходе которых

обучаемыми планомерно осуществляется учебная деятельность :
-мотивация;
-анализ проблемы;
-поиск решения проблемы на основе известного алгоритма;
-доказательство и обоснование правильности решения;
-реализация и проверка решения, а в случае необходимости – его коррекция.
В данном случае процесс поиска и решения задания технологичны, т.е. воспроизводимы при последовательном соблюдении всех этапов.


Слайд 13
Методы и приёмы КМ, развивающие логическое мышление учащихся:

- умение выделить главное;
-

умение найти второстепенное, дополняющее, комментирующее главную информацию;
- умение ставить вопросы;
- умение делать сравнение;
- умение устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения;
- умение подбирать убедительные аргументы и доказательства;
- умение видеть смысл в информации;
- умение выделять противоречия и формулировать на их основе проблему в целом;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.


Слайд 14
Примеры заданий на развитие критического мышления у школьников:
1). Почему экономическая жизнь

в условиях оформления наций приобретает интернациональный характер. Попытайтесь выявить и объяснить суть закономерности этого процесса.
2). Докажите, что чувство этнического достоинства калмыка, татарина, др. являются основой для формирования чувства национального достоинства россиянина.
3) Объясните, в чем опасность того, что иногда чувства национальной гордости перерастают в чувства национального превосходства, национальной исключительности. Приведите примеры из собственного опыта.
4)Определите, в чем социальная значимость решения проблемы бытового мусора.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика