Слайд 1
Аттестационная работа
слушателя курсов повышения квалификации по
программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования
метапредметных результатов
обучения в условиях реализации ФГОС»
Табашниковой Ольги николаевны
МОБУ ООШ с. Петропавловка
На тему:
«Программа внеурочной деятельности в области обучения исследовательской деятельности обучающихся 1 класса»
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
«Программа внеурочной деятельности в области обучения исследовательской деятельности
обучающихся 1 класса»
– программа, определяющая содержание образования на исследовательском уровне. Это - комплекс основных характеристик образования (цели и задачи, актуальность, содержание, планируемые результаты и т.д.), организационно-педагогических условий, а также оценочных и методических материалов.
Программа определяет стратегию развития исследовательской деятельности, а также образовательных потребностей и запросов всех участников образовательного процесса.
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения
Деятельность школы направлена на:
- обеспечение самоопределения личности;
-
создание условий для её самореализации в условиях
развивающегося общества;
- формирование у обучающихся адекватных способов
деятельности , соответствующих современному уровню
знаний;
- формирование человека и гражданина, интегрируемого с
современным обществом и нацеленного на совершенствование.
этого общества.
Историческая справка
1898 г. - Церковно приходская школа
1930 г. - Начальная школа
1952 г. - Семилетняя школа
1962 г. - Восьмилетняя школа
1976 г. - Десятилетняя школа
1979 г. - Школа – комплекс
1991 г. - Средняя общеобразовательная школа
2014 г. - Основная общеобразовательная школа
Слайд 4Цель и задачи работы
Целью исследовательского обучения является развитие аналитического мышления, умения
видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков порождения информации путём анализа материала (первоисточника), подготовка к индивидуальной исследовательской работе.
Задачи:
разработать и апробировать организацию образовательного процесса на основе исследовательской деятельности обучающихся;
способствовать формированию у обучающихся общеучебные умения и навыки как основу исследовательской деятельности,
систематизировать методическую деятельность;
подготовить методические рекомендации, разработки, публикации по заявленной проблеме;
организовать конкурсную деятельность по исследовательским работам обучающихся.
Слайд 5Методы
1. Проблемная беседа
2. Эвристическая (поисковая) беседа
3. Учебное исследование
Приёмы
Проблемный вопрос
Исследовательское задание
Формы
Проблемная лекция
Проблемный
семинар
Занятие с элементами исследовательской деятельности
Экскурсия с проблемно-исследовательским компонентом
Методы, приёмы и формы исследовательского обучения
Слайд 6Основное содержание
Обучающийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения
задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда обучающийся становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения обучающегося в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся начальной школы, поскольку на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результат - формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для знаний и способов деятельности.
Слайд 7Структура программы
1. Пояснительная записка:
- цели и задачи;
- нормативные акты и учебно-методические
документы, на основании которых разработана рабочая программа;
цели образования с учетом специфики курса;
актуальность;
основные принципы реализации программы, особенности программы, специфика курса, назначение программы, формы организации учебного процесса, основные методы и технологии;
- общая характеристика курса;
- описание места учебного курса в учебном плане;
- роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения программы;
место исследовательской и проектной деятельности в учебном плане школы ;
Слайд 8Структура программы (продолжение)
межпредметные связи на занятиях по исследовательской и проектной деятельности;
карта
преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений;
информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа в соответствии с учебным планом;
2. Содержание курса.
3. Планируемые результаты изучения курса (предметные, личностные, метапредметные).
4. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения курса.
5. Учебно - тематическое планирование
6. Календарно – тематическое планирование.
7. Мониторинг эффективности реализации программы
8. Литература
9. Методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение
Слайд 9Тематическое планирование
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и
навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Слайд 10Тематическое планирование (продолжение)
Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Способствовать
развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Слайд 11Тематическое планирование (продолжение)
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы.
– 2ч.).
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Слайд 12Тематическое планирование (продолжение)
Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие
«аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Слайд 13Тематическое планирование (продолжение)
Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной
тематике. – 2ч.
Самостоятельная работа обучающихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 31-32. Выставки и презентации творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.
Выставка творческих работ. Презентации исследовательских работ обучающимися.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности обучающихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
Слайд 14Методы диагностики образовательного результата
Психолого-педагогического исследование:
- Наблюдение
- Беседа
Неэкспериментальные методы:
- Анкетирование
- Анализ
продуктов деятельности
Диагностические методы:
- Тестирование
Шкалирование
Формирующие методы:
- Прогнозирование
- Анализ
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления УВП. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития обучающихся.
Слайд 15Перспективы развития исследовательской деятельности в профессиональной деятельности учителя
В основе работы над
исследованием лежит сотрудничество. Учитель организует группу единомышленников, которая будет разрабатывать одну тему от идеи для её воплощения. Учитель при этом выступает в роли консультанта. Его мышление отличается от традиционного тем, что учитель становится не над детьми, а рядом с ними, не с предметом идет к ученикам, а с учениками к предмету, имея в виду, что каждый ученик в этом походе - личность единственная и неповторимая. А учитель ведет за собой ученика, но так, чтобы постепенно сформировать у него стремление к собственным суждениям, стремление к независимости, к ответственности за свои поступки, и, в конечном счете, стремление к самореализации и саморазвитию. Одна из основных задач – пробудить самостоятельную мысль обучающихся, научить его учиться, помочь осознать необходимость постоянного обновления образования. Сегодня образование нельзя приобрести на всю жизнь. Образование должно проходить через всю жизнь человека.