Слайд 1
Аттестационная работа
слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Каргиной Елены Владимировны,
учителя русского языка и литературы
МГБОУ Одинцовская СОШ № 17 с УИОП
На тему:
«Программа внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Слайд 2Краткая характеристика образовательного учреждения
МБОУ Одинцовская СОШ № 17 с УИОП осуществляет
образовательную деятельность на территории микрорайона Новая Трехгорка г. Одинцово. Особенности географического положения (типичный спальный район в ближнем Подмосковье) и многонациональность населения (здесь живут по большей части лица, приехавшие из разных регионов России и ближнего зарубежья) вызывают необходимость внесения соответствующих изменений в организацию учебного процесса.
В целях создания условий для достижения метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися образовательной программы в МБОУ Одинцовская СОШ № 17 с УИОП реализуются программы дополнительного образования по гражданско-правовому, спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, художественно-эстетическому, социальному. направлениям в рамках 16 кружков, 3 клубов, 6 спортивных секций, 4 студий.
Слайд 3Цель программы дополнительного образования
«Азбука журналистики»
Создание условий для саморазвития и личностного
самоопределения обучающихся, содействие повышению их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности и формированию системы значимых социальных и межличностных отношений и ценностно-смысловых установок, отражающих их личностную и гражданскую позицию, становление субъектной позиции обучающихся, развитие исследовательских способностей.
Слайд 4Задачи программы дополнительного образования
«Азбука журналистики»
развитие общих способностей обучающихся средствами научного
творчества;
формирование у обучающихся способностей постановки целей и путей их достижения;
получение новых знаний в рамках программы дополнительного образования «Азбука журналистики»; освоение обучающимися умений, специфических для деятельности специалиста в области СМИ;
освоение обучающимися метапредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
оказание помощи обучающимся в осознании важности образования и самообразования для жизни и деятельности, применении полученных знаний на практике
профориентация и предпрофессиональная подготовка обучающихся, проявивших выдающиеся способности, и школьников, мотивированных на продолжение обучения в высшем учебном заведении социально-гуманитарного направления.
Слайд 5Формы проектной деятельности, применяемые в ходе реализации программы дополнительного образования
«Азбука
журналистики»
работа с теоретическим материалом;
практическая и экспериментальная работа;
образовательные экскурсии;
участие в массовых интерактивных праздниках и интеллектуальных мероприятиях;
конкурсы;
целевые выезды;
работа с материалами СМИ;
«встречи с интересными людьми»;
коллективной и групповое, индивидуальное творчество.
Слайд 6Общая характеристика
программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Журналистика – мощное воспитательное средство, а
также средство повышения интереса к учёбе. Коллективная работа способствует сплочённости детей, развитию их коммуникативных способностей, повышению социального статуса в коллективе, самоопределению личности. Обучающиеся совершенствуют и развивают навыки связной устной речи, литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Содержание настоящей программы не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практико-ориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности обучающихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.
Слайд 7Общая характеристика
программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Программа нацелена на совершенствование основных видов
речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
В ходе освоения программы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности, на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Слайд 8Основное содержание
программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Введение (1 час)
Роль и функция журналистики
в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ. Слушание лекции учителя. Составление плана. История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики. Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты. Закон о СМИ. Форма обучения - диалог. Слушание лекции учителя. Составление плана.
Слайд 9Основное содержание
программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Тема 1. Знакомимся с профессией журналист
(7 часов)
Издательство. Кто работает в издательстве.
Газета как источник информации. Виды газет и их назначение. Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.
Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист? Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.
Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?
Житейская история. Легенда. Анализ текста-легенды.
Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история".
Творческие проекты: «О чём пишут в газетах?» Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?" Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.
Слайд 10Основное содержание
программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Тема 2. Газета и её содержание
(16 ч.)
Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа: подготовить пейзажную (портретную, производственную, бытовую) зарисовку; подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.
Заметка как простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".
Практическая работа: подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.
Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Слайд 11Основное содержание
программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Тема 3. Репортаж (2 ч.).
Метод
наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж, спортивный репортаж.
Практическая работа: подготовить заметку и репортаж (спортивный репортаж; проблемный репортаж на заданную тему).
Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд-рецензии и мини-рецензии..
Практическая работа: провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации; подготовить рецензию на книгу (фильм, спектакль).
Слайд 12Основное содержание
программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Тема 4. Обозрение. Обзор. Социологический опрос
(7 ч.)
Обозрение. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
Практическое задание: подготовить общее (экономическое литературное спортивное) обозрение.
Обзор. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
Практическое задание:
подготовить общий обзор местных печатных СМИ (телевизионных каналов, радиопередач) за неделю.
Социологический опрос. Понятие социологического опроса. Виды социологических опросов.
Творческое задание: подготовить и провести социологический опрос.
Слайд 13Основное содержание
программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Тема 5. Закрепление навыков журналиста (5
часов)
Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь". Редактирование.
Деловая игра. Организуя деловую игру, следует рассматривать следующие узловые моменты: журналистское произведение как тип текста; журналистский текст как результат особого рода творчества; социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества компетентность журналиста; журналистское творчество и культура; право и этика журналиста.
Подведение итогов. Защита проектов. Публикация лучших статей. Экскурсия в редакцию городской газеты.
Слайд 14Предполагаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Личностные УУД:
формирование основ гражданской
идентичности личности – патриотическое воспитание;
формирование основ социальных компетенций (опыт социальных и межличностных отношений);
целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания (филологии, лингвистике) и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
Слайд 15Предполагаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Регулятивные УУД:
формированию действий
целеполагания, включая способность осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия по результату;
формирование способности к проектированию.
Познавательные УУД:
способность к практическому освоению обучающимися основ проектной деятельности;
развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
Слайд 16Предполагаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Коммуникативные УУД:
формированию действий по
организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Слайд 17Предполагаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
повышение социальной активности
и мотивации к активной познавательной и социальной деятельности;
развитие коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к учению и познанию;
повышение уровня воспитанности (усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру;)
сформированность коллектива в рамках объединения (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций).
Слайд 18Методы диагностики образовательного результата программы внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Личностный рост:
методика Д. В. Григорьева,
П. В. Степанова «Личностный рост»;
методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В. В. Синявскому и Б. А. Федоришину);
методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)
Детский коллектив:
методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»; методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (стадии развития коллектива).