Слайд 1АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Ливицкой Юлии Валерьевны
МБОУ СОШ №9 г.Лобня, Московской областИ
На тему:
«Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся»
Слайд 2Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего
образования разработана на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования и преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Программа согласуется с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования.
Слайд 3КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Московского округа города Лобни № 9 работает с 2007 года. В данном учреждении проходят обучение по трем ступеням в соответствии с уровнями образовательных программ. Формы обучения очная и обучение на дому (для нуждающихся в длительном лечении, а также для детей-инвалидов).
Большое внимание уделено здоровью учеников. При проведении уроков применяются сберегающие здоровье технологии. В школе действует большое число кружков и спортивных секций, в том числе театральная студия, кружок прикладного труда, туристический клуб, секции фехтования, плавания, баскетбола и т.д. В начальной школе было введено изучение английского языка и информатики. С 5-го класса изучается немецкий язык. Также работа всего коллектива направлена на реализацию программы здоровьесбережения в процессе бучения
Уже 5 лет проводится ежегодная научно-практическая конференция школьников"НООСФЕРА" . В рамках конференции работают секции по направлениям:
1. "Человек и природа"
2. "Человек и общество"
3." Язык и слово"
4. "Человек и информация",
5. «Наука и техника»
Школа является инициатором создания «Ноосферы» , где представляют проекты
из всех школ города.
Слайд 4ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ.
Основная цель программы – способствовать становлению индивидуальной
образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи с друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной среде.
Для достижения этой цели при реализации данной программы необходимо будет решить следующие задачи:
описать специфику учебно-исследовательской и проектной деятельности на этапе основного образования;
построить этапы введения учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательную среду подростковой школы;
построить и описать технологию реализации данных видов деятельности в образовательном процессе подростковой школы;
создать систему оценивания результатов образования с использованием таких видов деятельности как учебно-исследовательская и проектная;
описать образовательные результаты, которые могут быть получены в ходе реализации данных видов деятельности.
Слайд 5 Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость, готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской и инновационной деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности; овладение обучающимися практико-ориентированной деятельностью при помощи:
- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;
- методов исследования и определения конкретного результата;
Слайд 6Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»
Слайд 7 Реализация учебно-исследовательской деятельности предполагает владения учащимися определенными умениями:
- Умение
видеть проблему
- Ставить вопросы
- Выдвигать гипотезу
- Строить текст
- Давать определенные понятия
- Умение проводить эксперименты
- Оценивать полученные результаты и применять к новым ситуациям.
Слайд 8Реализация учебно-исследовательской деятельности предполагает владения учащимися определенными умениями:
-
умение применить педагогические приёмы, обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;
- умение поддержать ориентированность на результат и инновационной направленности исследований и проектных работ;
- обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий;
- владение методами организации учебного и проектного сотрудничества,
- осуществление мониторинга по формированию универсальных учебных действий обучающихся в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Слайд 9 В оценке результата проекта (исследования) учитывается:
участие в проектировании (исследовании): активность
каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;
выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;
также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).
Слайд 10Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков
анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Слайд 11 Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть
следующими:
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Слайд 12 Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть
следующими:
исследовательская деятельность обучающихся;
образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит.
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Слайд 13МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА.
учащимся, впервые выполняющим проект, необходимо вести дневники самоконтроля,
в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседования с руководителями проекта;
необходимо наличие простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада каждого участника;
результаты и продукты проектной или исследовательской деятельности должны быть презентованы, получить оценку и признание в форме общественной конкурсной защиты.