Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Куцелик Надежды Самуиловны
Фамилия, имя, отчество
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
№ 6 г. Пятигорска Ставропольского края
Образовательное учреждение, район
На тему:
Программа кружка « Проектная и исследовательская деятельность»
Слайд 2Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе программы курса Савенкова А. И. «Я – исследователь».
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
Слайд 3
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Общая характеристика курса
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
Слайд 4Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для
организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Образовательная программа кружка «Проектная и исследовательская деятельность» предназначена для детей 9-10 лет, посещающих ОУ.
Программа курса рассчитана на 1 год обучения. (1 час в неделю , 34 ч). Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности;
Слайд 5ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебную задачу; читывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Слайд 6Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования
с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
Слайд 7устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов
по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
Коммуникативные универсальные учебные действия
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Слайд 8Содержание программы
Тема 1: «Введение» (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной
технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Тема 2: Проект “Красная книга родного края”. (6 ч)
1. Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе материала о редких растениях и животных нашего края. (1 ч)
2. Создать Красную книгу растений и животных родного края. (2 ч)
3. Оформить стенд «Как прекрасен наш край». (1 ч)
4. Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае. (1 ч)
5. Провести защиту проекта. (1 ч)
Тема 3:Информационный проект «Зимующие птицы нашего края». ( 5 ч)
1. Познакомить с зимующими птицами нашего края, дать задание о сборе материала о зимующих птицах . Создать видеоролик «Зимующие птицы».( 1ч)
2. Изготовить кормушки для птиц. Развешивание кормушек.( 2 ч)
3. Составить памятки «Как подкармливать птиц». ( 1 ч)
4. Защита проекта.( 1 ч)
Слайд 9Тема 4: Исследования на тему «История праздника Новый год». (3 ч)
Проведение
беседы на тему: «Откуда к нам пришёл праздник Новый год ». Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимание, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (Воспользоваться литературой, интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки исследования.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины? (1 ч)
Выбор гипотезы для исследования. Самостоятельная работа. Составление плана работы. Задание для сбора материала.( 1ч)
Защита исследований. (1 ч)
Тема 5: Проект “Моя семья”. (6 ч)
1. Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека» (изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.) (1 ч)
Слайд 102. Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно
взятой семьи. (1 ч)
3. Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи. (1 ч)
4. Изобразить древо, на плакатном листе данной семьи. ( 1 ч)
5. Провести конкурс «Моя родословная». (1 ч)
6. Завершить проект презентацией перед всем классом. (1 ч)
Тема 6: Проект «Наши бабушки и мамы» (3 ч)
1. Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя». (1 ч)
2. Подготовить и провести экскурсию на работу одной из мам. (1 ч)
3. Защита проекта «Наши бабушки и мамы». (1 ч)
Тема 7: Проект “Перемена”.(4 ч)
Провести беседу: «Развлекательная игра на перемене». В беседе дети узнают о том, что бывают игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Дети должны понять, что одни игры подходят для игры на перемене, а другие нет, потому, что не соответствуют правилам поведения в школе. (1 ч)
2. Нахождение и подбор игр детьми с 1 по 4 класс, в которые можно играть на перемене. (1 ч)
Слайд 113. Провести неделю «Переменка» (каждая группа представляет и показывает найденные игры)
(1 ч)
4. Провести презентацию проекта. (1 ч)
Тема 8: Исследования на тему «Условия необходимые для прорастания семян» ( 5 ч)
Создание благоприятных условий для проращивания семян фасоли в условиях класса ( практическая работа) . Домашнее задание : собрать информацию по теме.( 2 ч)
Самостоятельная работа. Выбор гипотезы для исследования , составление плана работы. ( 2 ч)
Мини- конференция . Защита исследовательских работ. (1 ч)
Тема 9. Подведение итогов работы.
1. Чему мы научились? ( 1 ч)
Слайд 13Учебно-методическое обеспечение
Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы»
Волгоград: Учитель, 2008г.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Леонтович А. В. « Проблема исследовательской и проектной деятельности в новых ФГОС», Управление школой 2013 г.