Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Любиченко Татьяна Александровна
МБОУ «Западнодвинская СОШ № 1»
Западнодвинский район
На тему:
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся»
Слайд 2
Особенности образовательного учреждения
МБОУ «Западнодвинская СОШ № 1» обычная общеобразовательная школа, углубленных
и специализированных классов нет. Контингент учащихся разнообразный.
Проектная и исследовательская деятельность осуществляется на всех уровнях образования как урочной, так и во внеурочной деятельности.
Учащиеся участвуют в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, межшкольных конференциях, межмуниципальных конференциях.
Особенности образовательного учреждения
Слайд 3Краткая характеристика жанра работы
Дети являются активными участниками всех событий. Они
могут попробовать
себя в разных ролях, попробовать свои
силы в различных видах деятельности. Мастерить,
фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их,
рисовать. Участвовать в театральных постановках,
загадывать, придумывать и разгадывать свои и уже
существующие задачи и загадки, готовить и выступать с
докладами, то есть быть полноценными организаторами и
участниками всех происходящих событий
Слайд 4Актуальность
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают
возможность посмотреть на различные
проблемы с позиции ученых, ощутить
весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся
и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с
семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и
взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к
наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный
жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы основного общего образования. Современные
развивающие программы основного образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Слайд 5Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской (проектной)
деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении
как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского
поиска;
- развивать познавательные потребности и способности,
креативность.
Слайд 6Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное
планирование деятельности
- кадровое обеспечение программы
- методическое обеспечение программы
- педагогические условия
- материально-техническое обеспечение: выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных материалов, аудиоматериалы, компьютеры, проектор, экран.
Слайд 7Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий,
работы детей в группах,
парах, индивидуальная работа, работа с
привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете.
Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений,
экскурсий, заседаний, реализации проектов и т. д.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-
исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских
работ.
Слайд 8Ожидаемые результаты
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской
и проектной деятельности
- правила поиска и обработки информации из источника
- основные этапы и особенности публичного выступления
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Слайд 9По окончании программы, учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы
и определить
направление исследования проблемы;
• задавать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначать границу исследования;
• разрабатывать гипотезу или гипотезы
• деятельность по самостоятельному исследованию
• как проводить последовательно исследование;
• зафиксировать полученные знания (соберется и обработается
информация);
• проанализировать и обобщить полученные материалы;
• подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
• организовать публичные выступления и защиту с доказательством
своей идеи;
Слайд 10Содержание программы
1. Введение. Предварительный выбор темы. Определение объекта и предмета исследования.
Выявление основных направлений исследования. Как выбрать тему проекта?
2. Творческие проекты. Формулирование цели, задач исследования. Постановка цели проекта. Определение задач для достижения поставленной цели. Планирование работы . Составление плана работы над проектом.
3. Исследовательские проекты. Выдвижение гипотез. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Знакомство с методами и предметами исследования. Анализ проектов.
4. Практико-ориентированный проекты. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.
Слайд 11Содержание программы
5. Продуктивные проекты. Презентация и мультфильм, как результат продуктивного проекта.
Оформление презентации.
6. Социальные проекты. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью.
7. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.