Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Настобурской Елены Олеговны
Фамилия, имя, отчество
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа», Баргузинский район, Республика Бурятия
Образовательное учреждение, район
На тему: Эссе о значении включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
В «Большом энциклопедическом словаре»
под эссе понимают жанр прозы – философской, публицистической, литературно-критической или историко-биографической. В «Краткой литературной энциклопедии» эссе прямо называют сочинением (в широком смысле этого слова), а в «Толковом словаре иноязычных слов» – очерком. Во всех определениях подчеркнуты ключевые признаки эссе – свободная форма, индивидуальная трактовка и субъективность.
Обобщая сказанное, эссе́ (от фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»).
Слайд 3Краткая характеристика
МБОУ «Баргузинская СОШ»
МБОУ «Баргузинская
средняя общеобразовательная школа» основана в 1984 г. В школе обучается 1102 ученика. Педагогический коллектив состоит из 84 педагогов. Баргузинская СОШ работает: в режиме шестидневной учебной недели в 1-11 классах, в 2 смены.
Основная цель школы: Создание современной образовательной инфраструктуры для обеспечения реализации национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа» и программы развития школы в достижении нового качества образования, самореализации личности выпускника.
Слайд 4 Миссия школы: Действующая программа развития «Школа личностного
роста «Успешное поколение» -сетевой центр Баргузинского образовательного округа «Байкальская перспектива» ориентирована на создание такого образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост и подготовку учащихся к полноценному и эффективному участию в общеобразовательной и профессиональной жизни в современных условиях.
Важным компонентом деятельности педагогического коллектива является организация и осуществление исследовательской и проектной деятельности, поисковой работы, художественного творчества, в которых учащиеся в полной мере могут проявить свои творческие, познавательные способности, расширить свои знания, овладеть навыками научного поиска и анализа. Одним из ключевых направлений деятельности МБОУ «Баргузинская сош» остается направление «Одаренные дети». .
Слайд 5Цель работы: содействовать внедрению в программу занятий с учащимися МБОУ «Баргузинская
СОШ» материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации «ФГОС: проектная и исследовательская деятельность».
Задачи работы:
- Проанализировать состояние реализации методов проектной и исследовательской работы в образовательном учреждении;
Обобщить имеющийся опыт работы в направлении развития проектной и исследовательской деятельности учащихся;
Определить основные этапы планирования и перспективы развития проектной и исследовательской деятельности учащихся Баргузинской СОШ.
Слайд 6«Исследовательская деятельность учащихся – высший уровень мыслительной деятельности, предполагающий отталкивание от
проблем конкретного учебного задания, овладение основными способами культуры умственного труда, развитие человеческих знаний.»
И. Герасименко.
Одним из ключевых направлений деятельности МБОУ «Баргузинская сош» остается направление «Одаренные дети». В течение многих лет в школе проводится целенаправленная деятельность по выявлению и развитию способностей одаренных детей. Одним из определяющих критериев выявления одаренных детей, является участие в проектной/исследовательской работе.
В своей педагогической деятельности, руководствуясь общими принципами определения форм научно-исследовательской и проектной деятельности,
Слайд 7мною реализуются:
1. научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс: выполнение заданий «за
страницами учебника»; проблемные уроки и семинары; поисково-исследовательские и проектные методы на уроках, лабораторных и практических работах;
2. научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс: участие в предметных олимпиадах и конкурсах; научно-практические конференции, семинары; Дни науки, Недели науки; предметные недели, защита проектов и др.
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа» расположено в районном центре МО «Барузинский район», является базовой площадкой для проведения выездных республиканских и муниципальных образовательных мероприятий для школьников и педагогов образовательных учреждений района.
Кроме того, школа является общеобразовательным учреждением, в котором обучаются не только все дети села Баргузин, но и близлежащих сел Шапеньково и Нестериха.
Слайд 8 подготовка рефератов и сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного
изучения; подготовка публикаций по результатам исследований в журналах и на сайтах Интернета и др.
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа» расположено в районном центре МО «Барузинский район», является базовой площадкой для проведения выездных республиканских и муниципальных образовательных мероприятий для школьников и педагогов образовательных учреждений района.
В пределах шаговой доступности находятся учреждения дополнительного образования детей: Баргузинский дом детского творчества, ДЮСШ, военно-патриотический центр «Баргузин»; учреждения культуры: детская библиотека, детская школа искусств, РКДО. Расположение МБОУ БСОШ способствует многолетнему успешному функционированию муниципальной системы дополнительного образования детей, с которой тесно связаны программы и проекты воспитания, здоровьесберегающей, поисково-исследовательской деятельности педагогов школы.
Слайд 9 В соответствии с реализацией программы
«Одаренные дети» был проведен мониторинг по выявлению видов одаренности детей. По результатам работы составлен банк данных всех учащихся ОУ с 1-11 классы по различным видам одаренности, который будет ежегодно пополняться.
Таким образом, в общеобразовательном учреждении созданы условия для выявления и развития индивидуальных способностей развития детей, их одаренности во всех ее проявлениях. Это и целевая программа «Одаренные дети», и функционирование открытого Центра дополнительного образования «Вундеркинд», и система внеурочной работы в классах ФГОС, и система дополнительного образования с привлечением социальных партнеров, а также финансовая поддержка Совета школы, Попечительского Совета школы. Выстроенная система сопровождения личностного роста каждого школьника позволяет учащимся добиваться высоких результатов в учебе, спорте, творчестве, общественной жизни.
Слайд 10 Обобщив и проанализировав опыт деятельности
образовательного учреждения в направлении реализации проектной/ исследовательской работы, можно сделать вывод о результативности выбранной тактики работы в этом направлении.
Программа «Одаренные дети»
Внеурочная деятельность
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Программы Дополнительного образование
Предпрофильная подготовка
Социальное партнерство, сетевое взаимодействие
Слайд 11
Результативность проектной/исследовательской деятельности учащихся можно оценивать как результат
эффективности сотрудничества между научным руководителем ( тьютора) и учеником-исследователем. И тогда, главная цель учебного исследования (для учащегося) это:
1.Самостоятельное получение знания, являющегося новым, лично-значимым;
2. Приобретение навыков исследовательской деятельности ,как фактора развития УУД;
3. Развитие мышления и личностных ориентиров дальнейшей деятельности.
Слайд 12
Методы диагностики образовательного результата:
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Главным методом диагностики является педагогическое и психологическое наблюдение во время презентации учащимися своих проектов.
* Критерии оценки проектной деятельности:
1.Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой
работы.
2.Аргументированности предлагаемых решений, подходов и выводов.
3.Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
4.Качество изделия, его оригинальность.
Слайд 135.Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления
проекта.
6. Качество и полнота
в оформлении записей.
* Критерии оценивания защиты проектов:
1.Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убежденность
2. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
3. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
4.Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
менее, имея большой положительный опыт внедрения и развития проектно-исследовательской работы в Баргузинской СОШ, имеется ряд проблем (трудоемкость выполнения исследовательской работы, соблюдение авторских прав, практическое использование полученных результатов и др.), решение которых требует привлечение нового знания, новых подходов и доказывает практическую значимость пройденного курса «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС».
Из всего сказанного, при обучении приемам исследовательской деятельности можно выделить следующие направления и перспективы развития НИД учащихся:
1. нужно изменять уровни реализации «исследовательского обучения» :
* Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения.
* Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно.
* Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
Слайд 152. Педагог, занимающийся научно-исследовательской работой должен соответствовать ряду требований (активная педагогическая
позиция, личное стремление к исследовательской деятельности, стремление к самообразованию и саморазвитию, обладать умением прогнозировать результаты работы и находить подходы делового общения в рамках выполнения работы и др.);
3. Комплексно реализовать подходы к развитию ключевых компетенций учащегося как в урочное время так и в рамках реализации научно-исследовательской работы.