Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
____________Резанов Леонид Владимирович_________
Фамилия, имя, отчество
____________ГБОУ Лицей №1828 «Сабурово»________
Образовательное учреждение, район
На тему:
Организация этнографической экспедиции школьников по изучению темы «Народная художественная культуры.
Слайд 2Планирование работы школы по организации этнографической экспедиции
Краткая характеристика жанра работы.
За
период с 1995 по 2016 г.г. в школе накоплен опыт проведения этнографических экспедиций, организации Школьных туристско-краеведческих слётов, эстафет, тематических классных часов. Наиболее эффективной формой работы является многодневная экспедиция, где происходит планомерное изучение творческого и жизненного опыта наших современников, погружение учащихся в культуру и историю Отечества .
Слайд 3Планирование работы школы по организации этнографической экспедиции
Краткая характеристика образовательного учреждения, где
работает автор.
ГБОУ Лицей №1828 «Сабурово» (директор Архипова Е.А.) географически находится в «изоляции» от других районов. С одной стороны – Курская ж.д., с восточной стороны – р.Москва, с западной – Каширское ш., с южной – промзона. До ближайшего метро – 10-15 минут. С 1988 г. школа ориентирована на информационные технологии. По результатам 2016 г. школа вошла в «Золотую пятёрку» школ города Москвы по освоению информационных технологий с учащимися. В школе эффективно работают два музея: Музей народного ДПИ им. Засл.учителя РФ Г.А.Величкиной и Музей боевой и трудовой славы. По результатам Всероссийского конкурса, в рамках ПНПО «Образование», в 2013 и в 2014 г.г. 8 учителей удостоены премии Министерства образования и науки. В 2015 г. учитель физики Л.А.Сианосян удостоена Благодарности Президента РФ В.В.Путина.
Слайд 4Планирование работы школы по организации этнографической экспедиции
Цель и задачи работы. Цель
– подготовить методические рекомендации для организации этнографических экспедиций со школьниками.
Задачи:
Определить район путешествия;
Подготовить маршрут экспедиции;
Оказать содействие для связи с проф.-преподавательским составом каф. ДПИ ВУЗа или Департаментом по молодёжной политике;
Определить тематику исследования школьниками;
Расписать методику исследования;
Определить ожидаемые результаты работы.
Слайд 5Планирование работы школы по организации этнографической экспедиции
Применяемые автором формы исследовательской деятельности
в этнографической экспедиции:
Изучение музейных накоплений по проблематике исследования (школьные музеи, краеведческие музеи, исторические музея края).
Составление опроса местных жителей, старожилов, научных работников, школьников;
Организация паспортизации текстов местных жителей, старожилов, научных работников;
Использование экспедиционных книжек (научный аппарат исследования, глоссарий по выбранной теме, самоанализ исследования, необходимые наброски и эскизы, рекомендации руководителей экспедиции и т.д.);
Организация мастер-классов по направлениям народной художественной культуры;
Фото и видеозапись работы исследовательской группы в полевых условиях.
Слайд 6Планирование работы школы по организации этнографической экспедиции
Основное содержание
Технология исследования включает:
Изучение
теоретического материала;
Выделение проблемы;
Постановка целей и задач исследования;
Формулировка рабочей гипотезы;
Освоение методики исследования;
Сбор собственного экспериментального материала;
Обработка собранного материала;
Обобщение, анализ, выводы;
Представление исследовательской работы.
Слайд 7Планирование работы школы по организации этнографической экспедиции
Методы диагностики образовательного результата.
До
экспедиции, во время экспедиции и постэкспедиционный период учитываются наработки по теме (ОТ), наработки по должности (ОД), качественная работа с экспедиционной книжкой (ЭК) – ответственность за написанное и креативность, наработки эскизов и набросков в ходе исследования (Э), составление паспортов текстов (ПТ). В трёх строчках (контрольные точки) ставится знак «+» или «-». Таким образом прослеживается динамика наработок участниками этнографической экспедиции по пяти направлениям работы.
Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора.
Существование двух школьных музеев в Лицее подталкивает учителей для поиска интерактивных форм работы с учащимися, создания проектов, моделирование объектов труда для наилучшего постижения основ наук, усвоения достижений русской цивилизации.
Слайд 8Необходимо отразить следующие позиции:
В концепции этнокультурного образования подрастающего поколения, разработанной
Т.Я. Шпикаловой, Баклановой Т.И. и Ершовой Л.В. сформулированы цели, среди которых весьма актуальны развитие личности, формирование яркой индивидуальности, понимающей истоки культуры, умеющей оценить непрерывную связь времён, меру ответственности за сохранение и приумножение национальных и мировых ценностей с безусловным пониманием своего места в настоящем времени и осознанным целеполаганием будущей деятельности. [Концепция этнокультурного образования в РФ, с.5].
Слайд 9Необходимо отразить следующие позиции:
На развитие системы дополнительного этнохудожественного образования и воспитания
подрастающего поколения значительное влияние могут оказать следующие факторы:
одухотворённые предметы материальной культуры;
уроки мастерства, которые проводят непосредственно Народные мастера России по освоению художественного ремесла. Мастер-классы - это постоянная практика в домах творчества, центрах культуры, на Всероссийских и международных фестивалях и ярмарках;
итогом поисково-исследовательской работы становятся ежегодные научно-познавательные Ассамблеи, конференции экспедиционных отрядов, Всероссийские краеведческие чтения, «Чтения Вернадского. На этих детских форумах демонстрируется глубина познаний и выявляется приобретённый опыт в исследовательской практике.
Слайд 10Необходимо отразить следующие позиции:
Для каждой экспедиции необходимо предлагать распределять должности среди
участников экспедиции (командира, штурмана, фотографа, историка и т.д.) К примеру должность историка наделяется следующими обязанностями.
Обязанности до экспедиции: учёт выбранных тем участниками экспедиции, участие в разборах тем и методов сбора исторической информации, контролирование готовности сбора предварительных материалов у участников экспедиции (три контрольных точки);
Обязанности во время экспедиции: контроль работы участниками экспедиции по выбранной теме, представление наиболее удачных находок исследования. Представление наработанных материалов командиру группы.
Слайд 11Необходимо отразить следующие позиции:
Приведём пример определения темы одного из участников экспедиции
Слайд 12Необходимо отразить следующие позиции:
Приведём пример Паспортизации текста одного из участников экспедиции:
Слайд 13Выводы и заключение
Многодневные экспедиции оказывают благоприятное впечатление на эмоциональную сферу воспитанников,
а для некоторых эти впечатления становятся установкой для формирования определённого образа жизни. Приведем высказывания из выступлений участников экспедиции. На заключительном собрании по итогам экспедиции, Иван В. (историк группы, 9 класс) поведал откровенно: «В каждой деревне можно найти интересного собеседника, талантливого человека или мастера. Создавалось впечатление, что встречи с этими людьми для нас кто-то специально готовил». Андрей Б. (участник экспедиции, 7 класс): «На ярмарке мне очень понравился мастер резьбы по дереву. Из того, что считают отходами древесины, он делал произведения искусства. На столе у него была « Резная хлебница». Эта тема мне была очень близка, поскольку над подобным проектом я работаю уже год». Александр Б. (командир группы, 9 класс): «Когда поеду к бабушке, то обязательно обойду близлежащие деревни, поищу мастеровых людей и бесследно уходящие предметы старины».
Слайд 14ГБОУ Лицей №1828 «Сабурово»
Наш адрес: 115211, г.Москва, Каширское ш., 55-7
Телефон Зам.директора
школы: (495) 344-9950
Факс директора школы Архиповой Е.А.: (495) 344-70-54
Сайт ГБОУ Лицей №1828 «Сабурово»: saburovo1828.ru
Москва, Сабурово, 2016 г.