Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Коняхина Татьяна Ефимовна
МБОУ СОШ №1 города Светлого
Калининградской области
на тему:
Образовательная программа элективного курса Проектная деятельность «Я и моя семья» в 5 классах»
Слайд 2
Краткая характеристика жанра работы
Данная работа представляет собой характеристику образовательной программы элективного
курса углубленного изучения обществознания которая предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и рассчитана на 16 часов (из расчета 1 час в неделю).
Программа нацелена на развитие метапредметных и
личностных универсальных учебных действий посредством включения в содержание занятий элементов проектно-исследовательской деятельности.
Слайд 3
Краткая характеристика образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Светлого Калининградской области существует уже около 1956 года.
В школе работают 44 учителя, 36 преподователей, это учителя высшей и первой категории.
На протяжении 5 последних лет в школе успешно развивается проектно-исследовательская деятельность по многим учебным дисциплинам . Ежегодно проводится школьная научно-исследовательская конференция «Тропа открытий», лучшие участники которой не раз становились победителями и призерами областных конкурсов по данному направлению.
Слайд 4Краткая характеристика образовательного учреждения
Есть возможность осуществлять проектно-исследовательскую деятельность с помощью экскурсий,
так как многие преподаватели, классные руководители уделяют большое внимание экскурсионным поездкам по интересным местам Калининградской области и соседней с ней Польши.
К проектно-исследовательской деятельности ученики приобщаются с начальной школы: ребята трудятся над кратко и долгосрочными проектами, затем представляют их на школьной конференции «Тропа открытий».
В данной научной конференции принимает ежегодно участие более 40 учащийся, начиная с третьего класса и по разным направлениям, лучшие работы направляются на муниципальную научно- практическую конференцию.
Слайд 5Применяемые формы исследовательской/проектной деятельности
индивидуальная долгосрочная исследовательская работа по предмету;
индивидуальные/групповые проекты (творческие,
информационные, прикладные) на уроках и во внеурочной деятельности.
урок-исследование, урок —творческий отчёт, урок - рассказ о своей семье,
организация круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит,
Слайд 6
Цели работы
Цели:
развивать личностные и метапредметные универсальные
действия посредством включения обучающихся в
проектно-исследовательскую деятельность;
мотивировать обучающихся к изучению окружающего общества, роли «маленького» человека на развитие истории.
подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического
предмета истории в старших классах;
обучить школьников ориентироваться в исторической информации;
пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества;
способствовать более близкому общению членов семьи.
Слайд 7 Задачи
Задачи:- ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
-
научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
- помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
ознакомление обучающихся с некоторыми методами научного познания;
обучение созданию проектов, представлению
своей работы перед аудиторией.
Слайд 8
Основное содержание
Создание элективного курса с применением
элементов проектно-исследовательской деятельности
в настоящее время
является актуальным. Именно эта деятельность в большей степени способствует формированию личностных и метапредметных УУД у обучающихся. Не на каждом рядовом уроке возможно обращение к этому направлению, а элективный курс – хорошее поле для проектно- исследовательской деятельности.
Программа направлена на реализацию развивающих технологий обучения, учитывающих индивидуальность обучающихся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации.
Слайд 9
Основное содержание
Программа состоит из
- пояснительной записки, где обоснована актуальность
элективного курса,
прописаны цели и задачи, элементы
проектно-исследовательской деятельности, включенные в содержание занятий, и т.д.;
-содержания курса;
-календарно-тематического планирования.
Слайд 10Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Я и моя семья» для учащихся 5
класса
Цель: подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического
предмета истории в старших классах;
обучить школьников ориентироваться в исторической информации;
пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества;
способствовать более близкому общению членов семьи.
Слайд 11Основное содержание
Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают
по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Слайд 12Содержание курса
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей,
бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии;
формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов;
развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни);
Слайд 13Содержание курса
формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать
вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;
Учащиеся познакомятся: с понятиями «генеология», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;
Слайд 14Узнают:
- историю возникновения имён и фамилий;
- степени родства в семье;
- о
профессиях предков;
- о семейных увлечениях и традициях;
составят:
- «ленту времени» своей жизни;
- родословное древо;
- вместе с родителями разработают свой фамильный герб;
- подберут семейный девиз.
Слайд 15Одна из тем курса:
1.»»Где я живу?»,
узнать географическое название моего города,
выяснить прошлое моего города;
найти документы в архивах по истории моего города;
история моей улицы:
найти материал по моей семье, связанной с историей развития моего города;
подготовить буклет для экскурсионного маршрута
организовать экскурсию по моему городу и провести ее для своих одноклассников;
Слайд 16Моя родословная
Нужно ли знать свою родословную
Понятие о родословной;
Определение глубины родовой
памяти;
Поиск представителей своей семьи, потерянное поколение;
Изучение представителей своей семьи в истории нашей Родины;
Практическое оформление родословной своей семьи, в родословное дерево;
Составление летописи по истории своей семьи, для передачи памяти потомкам;
Слайд 17итог
Оформление презентация,
написание летописей,
составление экскурсионных проектов,
выступления перед аудиторией,
организация
экскурсий,
публикация в печати
Слайд 18
Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора.
Активизировать участие
обучающихся в различных конкурсах проектных работ
Усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся.
Привлекать коллег в проектную работу.
Участвовать в семинарах, конкурсах, перенимать опыт у педагогов других учебных заведений.
Посредством проектной деятельности способствовать подготовке развитых, целеустремлённых учащихся, современных и компетентных учителей .