Аттестационная работа. Образовательная программа элективного курса Методы научного познания презентация

Содержание

Аттестационная работа представляет собой описание применения полученных в ходе освоения программы «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» знаний в образовательном учреждении. Жанр

Слайд 1Аттестационная работа
слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как

способ формирования метапредметных результатов обучения
в условиях реализации ФГОС»

Пятковой Светланы Валентиновны
учителя химии и биологии МАОУ СОШ №17 с УИОП
г. Екатеринбурга

Тема:
Образовательная программа
элективного курса
«Методы научного познания»


Слайд 2
Аттестационная работа представляет собой описание применения полученных в ходе освоения программы

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» знаний в образовательном учреждении.
Жанр аттестационной работы - образовательная программа элективного курса.
Автор работает в должности учителя химии и биологии в средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов, преподаёт химию на базовом уровне и биологию на углублённом уровне. Кроме биологии в ОУ с 7 класса на углублённом уровне изучают физику, обществознание, русский язык.

Аннотация к итоговой аттестационной работе


Слайд 3Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением

отдельных предметов создано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Сокращенное наименование: МАОУ СОШ №17 с углубленным изучением отдельных предметов
Организационно правовая форма: муниципальное автономное учреждение.
Тип: общеобразовательное учреждение
Вид: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Юридический и фактический адрес: 620142 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Белинского, д.123.
Школа № 17 впервые открыла свои двери учащимся в 1936 г.
До 2011 года средняя общеобразовательная школа №17
С 2011 года  школа изменила свой статус - МБОУ СОШ №17 с углубленным изучением отдельных предметов, С 2014 года - МАОУ СОШ №17 с углубленным изучением отдельных предметов
 Лицензия: серия 66А01 № 0002531 от 08.02.2016 г. на срок бессрочно выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, рег. № 13418.
Свидетельство о государственной аккредитации: серия 66А01  № 0002531 от 08.02.2016 г. на срок до 08.02.2028, рег. №8879.

Краткая характеристика МАОУ СОШ №17 с УИОП


Слайд 4Краткая характеристика МАОУ СОШ №17 с УИОП
Школа реализует общеобразовательные (основные и

дополнительные) программы:
• начального общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по русскому языку, нормативный срок освоения четыре года;
• основного общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по русскому языку, обществознанию, физике, биологии, нормативный срок освоения пять лет;
• среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по русскому языку, обществознанию, физике, биологии, нормативный срок освоения два года.
Количество обучающихся на 01.09.2016 года – 693 человека.

Слайд 5 Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества

требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, целевых установок и педагогических средств.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.
 Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности и этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности.

Введение


Слайд 6
1. учебно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс:
выполнение заданий «за страницами учебника»;
проблемные

уроки;
семинары;
поисково-исследовательские и проектные методы на уроках, лабораторных и практических работах;
применение метода «кейс-технологий»;
творческие задания;
изучение в рамках учебного плана за счет инвариантной части и школьного компонента, элективных курсов и блока дополнительного образования.

2. учебно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс:
участие в предметных олимпиадах;
участие в предметных конкурсах;
научно-практические конференции;
кружки;




Формы учебно-исследовательской и проектной деятельности, применяемые в МАОУ СОШ №17 с УИОП


Слайд 7Дни науки;
Недели науки;
предметные недели;
экскурсии в колледжи и вузы в рамках

Екатеринбургского городского проекта «Профи - дебют: масштаб -город»;
поисковая работа (историко-краеведческая, литературоведческая);
походы и экскурсии по родному краю;
профильный лагерь;
выставки достижений и художественных произведений учащихся;
круглые столы;
защита проектов;
подготовка рефератов и сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения;
подготовка публикаций по результатам исследований на сайтах Интернета.

3. учебно-исследовательская работа, ведущаяся параллельно учебному процессу:
получение навыка конкретной прикладной исследовательской работы.

Формы учебно-исследовательской и проектной деятельности, применяемые в МАОУ СОШ №17 с УИОП


Слайд 8 Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения

в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. В связи с требованиями ФГОС становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Поэтому все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. И задача школы - воспитание такой личности, которая была бы способна действовать в новых, зачастую непредсказуемых условиях. Вполне очевидно, что для этого необходимо создать соответствующие условия.
На основании Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и в связи с актуальностью данной проблемы в школах активизируется работа научных обществ учащихся, которая направлена на формирование метапредметных универсальных учебных действий и развитие личностных качеств обучающихся.

Образовательная программа элективного курса «Методы научного познания» Актуальность программы


Слайд 9 Программа элективного курса направлена на освоение учащимися методов научного познания и

способствует развитию личности ребёнка, формированию у него информационных и коммуникационных умений и компетенций, навыков научно- исследовательской работы и самостоятельного получения знаний.
Программа имеет естественнонаучную направленность и является практикоориентированной.
Принципиальной новизной программы является объединение разрозненных знаний о методах научного познания и разработка методик обучения школьников этим методам. (Приложение 1)
Программа составлена на основании следующих принципов:
доступности материала;
связи теории с практикой;
систематичности и последовательности материала;
индивидуального подхода в условиях коллективной работы;
научности;
сознательности и активности приобретения знаний (опирается на интерес учащихся к дополнительному материалу).


Общая характеристика программы


Слайд 10Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность

ребёнку комплексно освоить методы научного познания, попробовать свои силы в учебно-исследовательской деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Программа применима для обучающихся основной школы (7-8 класс).
Программа рассчитана на один год.
Режим занятий: 18 часов в год.
Основные виды деятельности обучающихся:
информационно-рецептивная,
репродуктивная;
творческая (учебные индивидуальные исследования с использованием разных методов).
Используемые формы и методы:
лекции;
самостоятельная работа;
беседы;
консультации;
лабораторный практикум;
дискуссии;
тренинги.

Общая характеристика программы


Слайд 11Цель программы: освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей

обу­чающихся.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
углубление знаний о науке как сфере человеческой деятельности;
расширение знаний о значении биологии в жизни общества;
ознакомление с методами изучения природы;
изучение первоначальных представлений об исследовательской деятельности;
знакомство с основными понятиями научного познания мира.
Развивающие:
формирование навыков научного труда;
развитие навыков исследовательской деятельности;
формирование умений оформления результатов исследовательской работы;
развитие универсальных учебных действий (описание, сравнение, обобщение, построение логических цепочек);
развитие личностных качеств обучающихся и саморазвитие.
Воспитательные:
воспитание уважения к профессии ученого;
воспитание экологической культуры ;
формирование потребности здорового образа жизни.


Цель и задачи программы


Слайд 12
Обучающиеся должны знать:

терминологию (научный факт, научный метод, методы исследования: описательный, сравнительный,

исторический, экспериментальный, проблема, гипотеза, объект, предмет исследования).
этапы учебно-исследовательской работы и порядок проведения научного исследования;
методы проведения исследований;
правила работы с источниками научной и публицистической литературы;
виды отчетности об учебно-исследовательской работе. 

Обучающиеся должны уметь:

анализировать информацию;
выделять актуальную проблему;
формулировать тему для исследовательской работы;
выдвигать гипотезы;
владеть разными методами научного познания мира;
формулировать выводы по результатам учебного исследования;
анализировать результаты исследования;
оформлять отчет о результатах учебно-исследовательской работы.
 

Требования к знаниям и умениям обучающихся


Слайд 13
Для оценки уровня достижений обучающихся используются:

наблюдение активности на занятиях;
беседы с учащимися;
анализ

работ учащихся;
психологический мониторинг личностного развития;
мониторинг результатов участия в научно – практических конференциях;
тестирование (Приложение 1. Примерные вопросы для тестирования обучающихся);
зачёт (Приложение 2. Примерные вопросы для зачёта);
защита проекта (Приложение 3. Примерные критерии оценок проектной деятельности).


Методы диагностики образовательного результата


Слайд 14Введение (2 часа)
Тема 1. Что такое наука. Роль наук в жизни

современного общества. Разнообразие наук. Объект, предмет и методы научного познания мира.. Как возникают науки. Как делаются открытия. Величайшие научные открытия мира (1час).
Тема 2. Биология – комплексная наука. Объект, предмет и методы изучения биологии. Отличие научной теории от псевдонаучной. Значение биологических знаний (1час).

Раздел I. Методы исследования живой природы (6 часов).
Тема 1. Метод наблюдения. Наблюдение и описание биологического явления (1час).
Тема 2. Метод сравнения. Общие закономерности в строении и жизнедеятельности организмов (1 час).
Тема 3. Эксперимент. Изучение свойств биологических объектов в контролируемых условиях. Требования к эксперименту (1 час).
Тема 4. Моделирование. Имитация процессов, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения (1 час).
Тема 5. Исторический метод (на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познаются процессы развития живой природы) (1 час).
Тема 6. Инструментальные методы (микроскопия (световая и электронная), центрифугирование, хроматография, электроэнцефалография, радиолокация и т.д.) (1 час).
 

Содержание программы


Слайд 15Раздел II. Методы научного познания в биологии (4 часа)
Тема 1. Близнецовый

метод. Цитогенетический метод (1 час).
Тема 2. Генеалогический метод. Биохимический метод (1 час).
Тема 3. Гибридологический метод. Математические методы в биологии (1 час).
Тема 4. Эмбриологический метод. Археологический метод (1 час).

Раздел III. Основы проектной и исследовательской деятельности (6 часов)
Тема 1. Виды проектно-исследовательских работ. Проблема - предмет исследования. Тема исследования. Что такое гипотеза. Определение цели и задач исследования. Методы и средства исследования (1 час).
Тема 2. Этапы научного (учебного) исследования: анализ информации, выявление проблемы, выдвижение гипотез, постановка цели и задач, формулирование выводов (1 час).
Тема 3. Требования к оформлению учебно-исследовательских работ (1 час).
Тема 4. Формы представления проектов. Психологический тренинг по подготовке к защите проекта (1 час).
Тема 5. Защита проектно-исследовательских работ. Презентация проектов (2 часа).

Содержание программы


Слайд 16
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и

оборудованный в соответствии с санитар­ными нормами (столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и на­глядных пособий).
Оборудование:
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
телевизор;
DVD – плеер;
видеофильмы;
указка, магниты;
микроскопы, микропрепараты;
коллекции, натуральные объекты;
портреты учёных;
лабораторное оборудование;
реактивы.

 

Материально-техническое обеспечение программы


Слайд 17

источники информации:
- словари,
- научно-популярная литература,
- интернет – ресурсы,
-

методическая литература для учителя.
объекты для исследований:
- комнатные растения,
-микропрепараты,
- окаменелости,
- гербарии,
- семена растений,
- культура инфузории- туфельки.
 

Учебно-методическое обеспечение программы


Слайд 18Часть А. содержит задания с выбором одного правильного ответа из четырех
А1.

Основным научным методом исследования в самый ранний период развития биологии был:
Экспериментальный
Микроскопия
Сравнительно-исторический
Метод наблюдения и описания
А2.Изучение закономерностей появления и развития видов выясняется с помощью метода:
Наблюдения
Экспериментального
Моделирования
Исторического
А3. Метод познания, который используют для изучения генетики человека:
Исторический
Наблюдение
Родословной
Описание

Методы диагностики образовательного результата Приложение 1. Примерные вопросы для тестирования обучающихся (правильные ответы выделены курсивом)


Слайд 19А4. Когда впервые использовали микроскоп для изучения живых систем
1)1675г.; 2)

1665г.; 3) 1839г.; 4)1831г.
А5. Кто впервые увидел в микроскоп одноклеточные организмы:
1) Р.Гук 3) А. Левенгук
2) Р.Браун 4) Ч. Дарвин
А6. Для изучения клеток и тканей используют метод:
1) Наблюдения 3) Исторический
2) Микроскопирование 4) Родословной
 А7. Метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат:
1) Эксперимент 3) Исторический
2) Наблюдение 4)Описание
А8. Главное требование к методу эксперименту:
1) Легкость проведения 3) Описание результатов
2) Его неоднократная воспроизводимость 4) Получение разных результатов
А9. Планомерное и целенаправленное восприятие предмета или явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются – это метод:

Методы диагностики образовательного результата Примерные вопросы для тестирования обучающихся. (правильные ответы выделены курсивом)


Слайд 201) Микроскопирование
2) Исторический
3) Родословной
4) Наблюдение
А10. Объектом изучения науки биологии

являются:
1) Превращение одних веществ в другие
2) Живые организмы
3) Природные явления
4) Планета Земля
Часть В1. предполагается выбрать несколько правильных ответов
В1. Какие методы используются для изучения процессов протекающих в клетке?
1) Родословной
2) Микроскопирование
3) Описание
4) Исторический
5) Наблюдение
6) Гибридологический



Методы диагностики образовательного результата Примерные вопросы для тестирования обучающихся. (правильные ответы выделены курсивом)


Слайд 21В2. Распределите в правильной последовательности этапы научного исследования:
А) выдвижение гипотез
Б) формулирование

выводов
В) анализ информации
Г) постановка целей и задач,
Д) выявление проблемы
Е) научные факты ( подтверждение или опровержение гипотезы)

Ответ: В,Д,А,Г,Е,Б

В3. Установите соответствие между именем ученого и его вкладом в науку
1. Ч.Дарвин А. Основоположник науки генетики
2. А.Фабр Б. Применил исторический метод
3. Г.Мендель В. Открыл клетку
4. Р.Гук Г. Наблюдение за насекомыми

Ответ: 1- Б; 2 – Г; 3 – А; 4 – В.

Методы диагностики образовательного результата Примерные вопросы для тестирования обучающихся. (правильные ответы выделены курсивом)


Слайд 22Что такое наука. Разнообразие наук.
Что такое метод. Классификация методов.
Какие методы можно

отнести к универсальным, почему?
Что такое частные методы, почему они так называются?
Назовите имена ученых, которые внесли вклад в развитие науки биологии
Основные этапы выполнения исследовательской работы.
Отличия исследовательской деятельности от других видов деятельности.
Виды источников информации.
Методики исследования по выбранной теме.
Правила техники безопасности при выполнении эксперимента
Формы доклада о своих исследованиях.
Этические нормы, принятые при изложении результатов своей работы.
Необходимые требования к содержанию доклада.
Особенности тезисов как формы представления работы в виде краткой печатной публикации.

Методы диагностики образовательного результата Приложение 2. Примерные вопросы для зачета


Слайд 23Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1. Самостоятельность работы над проектом.
2. Актуальность и

значимость темы.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления.
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации.
7. Использование средств наглядности, технических средств.

Методы диагностики образовательного результата Приложение 3. Защита проекта


Слайд 24 В дальнейшей своей профессиональной деятельности я планирую продолжить работу над развитием

творческих способностей учащихся, уделяя особое внимание учебно-исследовательской, проектной деятельности.
Цель: расширить профессиональные знания и практические умения в области внедрения эффективных педагогических технологий по проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Инициировать формирование сообщества учителей для обучения проектно- исследовательской деятельности в рамках проведения школьных семинаров в МАОУ СОШ №17 с УИОП.
Обобщить и распространить педагогический опыт проектно-исследовательской деятельности через Интернет-ресурсы.
Расширить теоретические знания и практические навыки работы по данной технологии.


Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика