Слайд 1Аттестационная работа
на тему: «Методические рекомендации по выполнению исследовательской работы»
Слайд 2Характеристика жанра работы
Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Слайд 3Характеристика образовательного учреждения
МБОУ СОШ №55 г.Воронежа была построена в 1997 году,
с просторными уютными классами, оснащенными современной интерактивной
техникой. В школе созданы условия для научного и творческого поиска, для выявления и развития не только интеллектуальной, но и художественной, творческой и
социальной одарённости. Учащиеся нашей школы систематически участвуют во всевозможных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-практических конференциях, занимая призовые места.
Слайд 4
Цель моей работы:
создание условий для развития исследовательских способностей младшего школьника в
учебно-воспитательном процессе через организацию исследования, что явилось объектом исследовательской работы.
Задачи :
проанализировать и изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
приобщить младших школьников к самостоятельной исследовательской деятельности, творческому процессу, формировать интерес к познанию мира и открытию нового, привлекать детей к поиску и работе с самыми различными источниками и средствами;
развивать исследовательскую, творческую и поисковую активность детей.
Слайд 5НОУ
«Юные исследователи»
Работа НОУ – самая
активная форма
исследовательской
деятельности
учащихся,
применяемая
в моей практике.
Слайд 6Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей стимулирующей
и корректирующей роли учителя.
Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
В нашей школе ведется разнообразная работа по развитию исследовательской деятельности учащихся как в урочное время, так и во внеурочное. На протяжении нескольких лет я руковожу Научным обществом учащихся (НОУ) начальных классов «Юные исследователи», куда приходят дети, проявляющие интерес к углубленному изучению различных областей наук. Работа клуба строится в соответствии с программой.
Слайд 7Структура образовательной программы НОУ
Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, методы, формы,
особенность курса);
Планируемые результаты;
Содержание курса;
Виды деятельности;
Критерии оценивания.
Слайд 8Актуальность проблемы
направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами
как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем;
формирование исследовательских умений, исследовательской культуры необходимо начинать еще в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.
исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребенка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для ее реализации.
развития учебно-исследовательских умений
младших школьников
обусловлена следующими положениями:
Слайд 9Этапы
исследовательской работы
выбор области исследования, темы исследования ;
определение цели, задач исследования;
формулирование
гипотез;
определение методов исследования ;
оформление исследования;
представление исследовательской работы.
Слайд 10Виды исследовательской работы младших школьников
Занятия проходят в форме кружкового занятия, практических
и творческих работ, экскурсий, тренингов, викторин, мастер-классов. А также :
Устное словесное рисование;
"Расшифруй художественный образ»;
"Вступаем в соавторство "Найди заблудившиеся строки«; Выразительное чтение;
Различного вида пересказы;
Развернутый ответ на вопрос;
Развертывание суждения, высказанного автором;
Иллюстрирование с подбором цитат;
Литературно-живописные и литературно-музыкальные параллели и сопоставления.
Слайд 11Ожидаемые результаты:
1.Исследовательская деятельность
Определение, формулирование целей, задач исследования.
Формулирование гипотезы исследования.
Выбор
оптимального варианта структуры исследования.
Действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного варианта.
Оценка практической эффективности исследования.
Сравнение результатов исследования с результатами, подобных исследований.
Проверка результатов, исправление ошибок.
Подготовка материального оснащения эксперимента.
Слайд 12
2. Проектная деятельность
Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта ; находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
Оценочные умения, умения и навыки работы в группе.
Менеджерские умения: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
Коммуникативные умения.
Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Слайд 13
Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами
научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности
Необходимо остерегать юных исследователей, от скороспелых суждений, от излишней самоуверенности и приучать их к научной строгости и ответственности.
Слайд 14Для оценивания уровня сформированности исследовательских умений учащихся необходимо наличие определенных критериев:
Практическая
готовность учащегося - это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.
Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности
Проявление креативности учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.
Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.
Слайд 15Перспективы использования исследовательской деятельности
Учебное исследование, должно быть не фрагментом открытого урока,
а системой.
Исследовательская деятельность должна стать ведущей образовательной технологией. Это, безусловно, очень
перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.