Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Каримова Елена Наримановна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кизеловский политехнический техникум»
(ГБПОУ «КПТ»)
На тему:
Научно-исследовательская деятельность
Слайд 2Научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение
новых знаний.
Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два элемента:
1. обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;
2. собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей.
НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов.
Слайд 3Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к
овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа различных явлений с использованием научных методик.
Основные задачи научной работы студентов:
а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;
б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;
г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.
Слайд 4Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и
проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).
Слайд 5Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством преподавателей. Формы
этой работы:
а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;
б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;
в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;
г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;
д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики.
Слайд 6Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает:
а) работу в научных
кружках и проблемных группах, создаваемых при кабинетах;
б) участие в научно-исследовательских работах по различным темам;
в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в техникуме;
г) участие во внутритехникумовских, межтехникумовских, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;
д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований;
е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса.
Слайд 7ЭТАПЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Слайд 8Подготовительный этап включает:
выбор темы;
обоснование необходимости проведения исследования по ней;
формулировку проблемы исследования;
определение объекта и предмета исследования;
определение целей и задач исследования;
формулировку гипотез;
разработку плана или программы научного исследования;
подготовку средств исследования (инструментария).
Слайд 9Исследовательский этап состоит из:
систематического изучения литературы по теме, статистических сведений
и архивных материалов;
проведения теоретических и эмпирических исследований;
обработки, обобщения и анализа полученных данных;
объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
Слайд 10Этап написания и оформления работы включает:
определение композиции (построения, внутренней структуры)
работы;
уточнение заглавия, названий глав и параграфов;
подготовку черновой рукописи и её редактирование;
оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
Слайд 11Практический этап состоит из:
внедрения результатов исследования в практику;
авторского сопровождения внедряемых разработок.
Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность и в учебный процесс.
Слайд 12Методология - совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике
и т.д.)
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности, определенная последовательность действий, приемов, операций.
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
частные – для родственных наук;
специальные – для конкретной науки, области научного познания.
Слайд 13Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного
метода.
Процедура исследования – определенная последовательность действий, способ организации исследования.
Методика – это совокупность способов и приемов познания.