Слайд 1Аттестационная работа
слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская
деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Щербаковой Анастасии Андреевны
учителя МБОУ лицея № 14
г. Ставрополя Ставропольского края
на тему
Реализация интегрирующей функции предмета информатика средствами инновационных методов обучения (Межпредметные связи в проектной деятельности учащихся)
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
Вашему вниманию я предоставлю эссе по указанной теме.
В нем я расскажу о уже имеющемся опыте организации проектной деятельности у учащихся 5-11 классов на уроках информатики, о том как осуществляются межпредметные связи.
Слайд 3Краткая характеристика ОУ
МБОУ лицей № 14 города Ставрополя
Начальное общее образование(4
года):
1-4 класс обучаются по программе "Школа - 2100"
Основное общее образование(5 лет):
5-9 классы обучаются по по программам "Школа - 2100" и "Школа России"
8-9 классы обучаются по программам "Естественно-научного цикла" "Лицейские классы"
Среднее(полное) общее образование(2 года):
10-11 классы обучаются по профилям:
"Социально-экономический",
"Естественно-научный",
"Химико-биологический"
Очная форма обучения
Все обучающиеся 1384 учащихся учатся на бесплатной основе, за счет бюджета.
Обучение ведется на русском языке.
Слайд 4В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость «формировать целостную систему универсальных
знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Слайд 5Цель:
применения проектной деятельности на уроках - создание условий, при которых учащиеся
самостоятельно приобретают знания из различных источников, используют их для решения различных познавательных задач, развивают коммуникативные и исследовательские умения.
Слайд 6Задачи:
развить познавательные навыки у учащихся;
сформировать умение самостоятельно добывать информацию, умение
видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение;
научить ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания.
Слайд 7В моей педагогической деятельности метод проектов нашел широкое распространение и приобрел
большую популярность в силу сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. При этом изменяется психологический климат в классе, приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.
Слайд 8При организации проектной деятельности со школьниками я руководствуюсь особенностями развития ребенка.
Первые творческие работы учащиеся выполняют индивидуально, так как на этом этапе в центре внимания ученика находится он сам.
Уже с пятого класса мы с ребятами придерживаемся определенной технологии (так сказать – учимся играть по правилам), но при этом не ограничиваемся в выборе тем.
PS: далее одна из работ пятиклассника Воронцова Дмитрия
Слайд 10В процессе обучения зона внимания ученика расширяется, он начинает соотносить себя
с окружающими. Теперь ребенок может работать как индивидуально над проектом, так и в небольшой группе, как правило, в парах. Примером такого вида деятельности может служить работа учащихся над проектом, продуктом которого стал буклет о ветеране ВОВ Ноздрачёвой М.С.
PS: далее представлена работа учащихся 6 класса Мурга Е., Серопова Н., Скурлыгина К.
Слайд 12В старших классах организована итоговая аттестация в форме проекта.
Цель такой работы
- создание условий для индивидуальной образовательной активности лицеистов в процессе, становления их способности к самоопределению, самоорганизации, осмысления жизненных перспектив, повышение профессионализма педагогов в условиях инновационной деятельности по внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Работа над итоговым проектом состоит из следующих этапов: ярмарка заказов, выбор темы и постановка задачи, анализ предметной области, выбор среды реализации итоговой работы, разделение одной задачи на более мелкие подзадачи, предзащита, создание документации, оформление презентации.
Итоговый контроль проводится в форме научно – практической конференции с приглашением заказчиков работ, учителей – предметников, администрации школы.
Слайд 13Преимущества работы над итоговым проектом неоспоримы:
Межпредметная связь, присутствующая в каждом проекте
показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Выполнение итогового проекта способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.
Тройственный союз учитель информатики – ученик – учитель предметник способствует развитию коммуникативных навыков делового общения.
Работа над проектом оказывает положительное влияние на выбор будущей профессии.
Данный вид деятельности готовит плавный переход учащихся к вузовской системе обучения.
Каждая работа, интегрируя нескольких предметных областей, делает проект интересным, мотивирует учащихся на системное познание.
Слайд 14Несмотря на то, что реализация интегрирующей функции предмета средствами проектно -
исследовательской деятельности учащихся дает стабильно высокие результаты обучения учащихся по информатики и интегрируемым предметам, как и у всего есть обратная сторона медали. Необходимо переходить на новые технологии обучения с грамотным научным подходом, учитывать педагогические и психологические особенности обучения детей разного возраста. Именно поэтому актуальны курсы повышения квалификации по данным темам. И каждый, даже опытный педагог, обязательно выделит что-то новое, неопробованное, но очень эффективное.