Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
______________Волкова Светлана Анатольевна________
Фамилия, имя, отчество
___________МБОУ «Гимназия № 14» г_Глазова УР______
Образовательное учреждение, район
На тему:
_Методические рекомендации по выполнению исследовательской работы__
Слайд 2Аннотация
Назначение аннотации к работе состоит в том, чтобы сформировать у читателя
представление об исследовании, кратко передав его содержание.
В некоторых случаях содержание аннотации может быть представлено в виде перечня главных вопросов, рассмотренных в исследовании.
Ключевые слова, помещаемые после текста аннотации, обозначают базовые понятия, которые составляют предмет исследования.
Слайд 3Введение. Актуальность
Во введении к работе:
1. Формулируется актуальность исследования. Целесообразно придерживаться следующей
структуры доказательства актуальности темы:
- характеристика нормативно-правовых материалов, в которых приняты решения, подтверждающие важность темы и выражающие потребности, сформированные на уровне государства и органов власти в определенной сфере (источники – нормативные документы);
- анализ теоретических работ – вклада ученых в разработку темы, определения места своего исследования в системе с другими и (или) писание предпосылок, созданных в науке, для разработки темы (источники – монографии, статьи в научных журналах);
- характеристика практики, ее состояния и потребностей, подтверждающих значимость темы (источники – статьи и тезисы в сборниках научных трудов и практико-ориентированных материалов конференций, симпозиумов, семинаров).
Слайд 4Проблема
Формулируется и обосновывается проблема, на поиск решения которой направлена деятельность старшеклассника.
Под обоснованием проблемы в данном случае понимается расшифровка практической актуальности проблемы (где и при каких обстоятельствах эта проблема возникает, наблюдается в реальной педагогической практике) и ее теоретической проработанности (понимание и осмысление того, что и кем в области теории уже по данной проблеме изложено, то есть составление библиографии по проблеме).
Слайд 5Противоречия
Формулируются противоречия на основе сопоставления результатов анализа теоретических работ и характеристики
практики, установление их несоответствия
Слайд 6Методологический аппарат
Объект и предмет исследования
Определение объекта и предмета исследования. Под
объектом исследования принято понимать процесс (или явление), существующий независимо от исследователя, порождающий проблемную ситуацию и избранный исследователем для изучения (например, в качестве объекта может выступать образовательный процесс, система или категория). Под предметом понимается сторона (свойства, качества) объекта, которые в данном случае интересуют исследователя и, соответственно, изучаются, описываясь в терминах и понятиях данной области науки. Таким образом, предмет – это составная часть объекта, изучению которой посвящена работа. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Предмет исследования определяет тему исследования, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Слайд 7Цели и задачи
Постановка цели и задач исследования.
Под целью исследования понимаются
надежно опознаваемые конечные научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель работы должна конкретизировать заглавие работы, а конкретизация цели должна быть отражена в системе исследовательских задач. Задачи исследования должны представлять собой логическую последовательность этапов (шагов) достижения цели, сформулированных в надежно опознаваемых исследовательских действиях. Иными словами каждая задача в системе исследовательских задач должна являться звеном преобразования конкретной ситуации для достижения объявленной цели, а ее решение определять, по сути, название и содержание параграфов при оформлении материалов исследования.
Слайд 8Три основные группы задач
историко-диагностические, связанные с изучением истории и современного состояния
проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования,
теоретико-моделирующие, связанные с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования,
практически-преобразовательные, связанные с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.
Слайд 9Гипотеза исследования
Формулировку гипотезы, если формой апробации выбран эксперимент. Гипотеза – научно
обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального, как правило, экспериментального доказательства для своего утверждения в качестве теоретического положения. Гипотезы могут быть описательными и объяснительными. Описательная гипотеза расшифровывает причины и возможные следствия в логической схеме "будет то-то, если …". В объяснительной гипотезе дается пояснение о возможных следствиях из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно реализуются в логической схеме "если …, то …"
Слайд 10Методы исследования
Указание методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала,
являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.
Общие методы научного познания делят на три большие группы: методы эмпирического исследования – наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; методы, используемые как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне исследования – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование; методы теоретического исследования – движение от абстрактного к конкретному и др.
Слайд 11Базовые понятия
Определение базовых понятий исследования. Поскольку довольно часто трактовка одних и
тех же понятий различна у разных авторов, задача исследователя состоит в том, чтобы аргументированно выбрать за основу понятия, разработанные другими авторами, либо сконструировать свои определения используемых в работе понятий. Этот терминологический базис с указанием авторских походов к определению понятий выносится в конец выпускной квалификационной работы в виде глоссария или терминологического справочника и лишь основные (одно или два, не более) могут быть определены в тексте введения.
Слайд 12Апробация
Описывается апробация (перечень публикаций, место, тематика и даты выступлений с материалами
исследования, перечень документов, регламентирующих внедрение материалов в практику работы учебных заведений и др.).
Слайд 13Основное содержание работы
Во второй главе (оригинальной части работы) представляется и описывается
предмет исследования, разрабатываются способы решения проблемы (применение которых станет в дальнейшем содержанием эксперимента, если он будет выбран в качестве формы апробации), раскрывается методика (технология) исследования с доказательством ее целесообразности для достижения поставленной цели, для подтверждения истинности гипотезы.
Слайд 14Основное содержание работы
В первой главе работы, которая носит в целом реферативный
характер, следует провести теоретический анализ проблемы, включающий:
разносторонний анализ проблемы исследования и описание современного состояния теоретического изучения предмета исследования с указанием перечня основных работ,
обзор и сопоставление существующих точек зрения (без указания собственных оценочных суждений), различных подходов к решению заявленной проблемы,
формулировку принимаемой в работе точки зрения с указанием исследовательского приема ее получения, теоретическое обоснование позиции автора по поводу способов решения заявленной проблемы.
Таким образом, в первой главе закладывается фундамент, подтверждающий достоверность (истинность) гипотезы, даются содержательные ответы на вопросы зачем?, что?, как?.
Название первого параграфа главы должно соответствовать предмету исследования. Каждый следующий параграф, следует начинать с указания связи с предыдущим параграфом (или целью исследования) и заканчивать выводом («Таким образом, …», «На основании вышеизложенного…» и т.п.). Глава заканчивается выводами по главе.
Формулировки названия первой главы: Теоретические основы (методические особенности, научные основы) того, что указано в предмете исследования.