Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
_______________Волков Павел Борисович __________
Фамилия, имя, отчество
_________________СОШ № 16 г. Глазова______________
Образовательное учреждение, район
На тему:
Методические рекомендации к построению методологического аппарата исследования
Слайд 2Введение
В работе формулируются методические рекомендации для построения методологического
аппарата исследования.
При этом структурную основу рекомендаций будут составлять связи между элементами методологического аппарата исследования (тема, предмет, цель и задачи).
Для формулировки объекта и предмета исследования можно воспользоваться разработанными в педагогике (в частности, В.С. Безруковой [1]) «формулами выделения» для основных типов тем исследования.
В рамках указанной идеологии приведем примеры типов тем с выделением объекта, предмета, целей и задач исследования, а также формулировкой примерного содержания работы.
Слайд 3Понятие «Методология»
– учение о методе научного познания и преобразования мира
- учение
о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности
Слайд 4Методология исследования
это совокупность целей, содержания и методов исследования, позволяющих получить наиболее
объективную, точную, систематизированную информацию о изучаемых явлениях и процессах
Слайд 5Структура методологического знания:
философский уровень
общенаучный уровень
конкретно-научный уровень
технологический уровень
(Э.Г. Юдин)
Слайд 6
Этапы исследования
(Л.В. Коломийченко)
Слайд 7Элементы методологического аппарата исследования
задачи – последовательность этапов достижения цели, сформулированных в
надежно опознаваемых исследовательских действиях
Слайд 8
Тип 1. Изменение «чего-то» у «кого-то» в «каких-то» условиях или во
временном периоде
Изменение – предмет исследования,
«Чего-то» – объект исследования.
(У «кого-то» и при «каких-то» условиях – ограничение на предмет).
Изменение может также означать:
воспитание, формирование, развитие, совершенствование, обеспечение, повышение, исследование, применение, подготовка, оценивание, диагностирование и т.п.
Слайд 9Пример 1.
Тема: Формирование познавательного интереса учащихся 10-11-х классов в процессе обучения
математике
Объект: познавательный интерес учащихся.
Предмет: формирование познавательного интереса учащихся 10-11-х классов в процессе обучения математике.
Цель: разработать совокупность учебных заданий, направленных на формирование (развитие) познавательного интереса учащихся 10-11-х классов в процессе обучения математике.
Задачи:
1) на основе анализа методической, педагогической литературы выделить сущность интереса, познавательного интереса учащихся;
2) выделить методы, приемы, средства, направленных на формирование (развитие) познавательного интереса учащихся;
3) проанализировать возможности использования средств НИТ для формирования у учащихся 10-11-х классов познавательного интереса;
4) разработать систему заданий, направленных на формирование (развитие) познавательного интереса учащихся 10-11-х классов в процессе обучения математике.
5) сформулировать методические рекомендации по использованию разработанной совокупности учебных заданий в процессе обучения.
Слайд 10Тип 2. «Это» как «что-то»
«Это» (имеется в виду педагогическое явление)
– объект исследования,
«Что-то» (имеется в виду функция объекта) – предмет исследования.
В качестве функции объекта исследования могут рассматриваться категории, определяющие роль явлений:
условие,
стимул,
средство,
проблема,
фактор,
результат,
форма,
принцип.
Слайд 11Пример 2
Тема: Информационно-коммуникационные технологии как средство педагогического мониторинга учебной деятельности учащихся
по математике
Объект: информационно-коммуникационные технологии на этапе педагогического мониторинга учебной деятельности учащихся.
Предмет: средства педагогического мониторинга учебной деятельности учащихся по математике.
Пример цели: разработать технологию (этапы) использования информационно-коммуникационных технологий (совокупность учебных заданий) для педагогического мониторинга учебной деятельности учащихся старших классов по математике.
Примерное содержание работы:
Глава 1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий как средства педагогического мониторинга учебной деятельности учащихся по математике.
Глава 2. Технология использования информационно-коммуникационных технологий для педагогического мониторинга учебной деятельности учащихся старших классов по математике.
Слайд 12Тип 3. Условия изменения «чего-то» у «кого-то»
Действия с «чем-то» – объект
исследования,
Условия протекания действий – предмет исследования.
Условия могут быть заменены на:
факторы,
основы,
проблемы.
Слайд 13Пример 3.
Тема: Психолого-педагогические проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике
Объект:
использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике.
Предмет: психолого-педагогические проблемы использования ИКТ в процессе обучения математике.
Примеры целей: выделить объективные (субъективные) проблемы для определенных условий (при изучении конкретной темы, для данного контингента учащихся); разработать методику (учебные задания; электронное учебное пособие, направленное на) предупреждения возникновения психолого-педагогических проблем использования ИТК в процессе обучения.
Примерное содержание работы:
Глава 1. Теоретические основы возникновения (накопления) психолого-педагогических проблем использования ИТК в процессе обучения математике.
Глава 2. Методика предупреждения возникновения психолого-педагогических проблем использования ИТК в процессе обучения математике.
Слайд 14Рекомендуемая литература
Безрукова, В. С. Настольная книга педагога-исследователя / В. С. Безрукова. –
Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001. – 236 с.
Саранцев, Г.И. Цель, объект и предмет педагогического исследования / Г. И. Саранцев // Педагогика. – 2002. – №7. С. 18–25.
Саранцев, Г. И. Методология предметных методик обучения / Г. И. Саранцев // Педагогика. – 2000. – №8. – С. 16 – 23.
Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. – М., 1986. – 112 с.
Федоров, Б. И. Дидактические проблемы в контексте методологического обоснования / Б. И. Федоров, Л. М. Перминова // Педагогика. – 2002. – №5. – С.14–19.