Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов
повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Черномордовой Марии Александровны
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Малореченская школа»
Города Алушты
Республика Крым
На тему:
«Методическая разработка по выполнению исследовательской работы учащимися»
Слайд 2Характеристика жанра работы
Одна из форм организации деятельности учащихся - это исследовательская
работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Научно-исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии. Обучая учащихся синтезу, анализу, знакомя их с основными методологическими принципами деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения.
МОУ «Малореченская школа расположена в поселке Малореченское на
берегу Черного моря. Традиции нашей школы - стабильность, высокий профессионализм педагогического коллектива и его нацеленность на инновационную деятельность. Школа обеспечивает целостное и всестороннее развитие учащихся. Участие в кружках и секциях дает возможность закрепить и развить навыки и умения, полученные на уроках. Наша задача: обучая – воспитывать, воспитывая - обучать. Школе есть чем гордиться: прекрасное образование помогло многим нашим выпускникам стать преподавателями,
артистами, музыкантами, врачами,
военными. Несмотря на то, что профессия
учителя трудна, многие выпускники нашей
школы избрали ее своей жизненной
дорогой. Здесь в разное время учились,
а теперь вместе работают 11 учителей.
Слайд 4Цели исследовательской деятельности:
– в основной школе
развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами
реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования;
– в старшей школе
развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения в старшей школе;
Проблемы при организации исследовательской деятельности:
• основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
• учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности;
• исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.
Слайд 5Задачи исследовательской деятельности
Задачи вычленяются не по хронологическому принципу, а по структурному,
как компоненты общей проблемы.
Формулировка задач исследования- постановка тех конкретных вопросов на которые требуется получить ответ.
Типы задач:
количественные (отвечают на вопрос «Сколько?»,
качественные («Есть ли?),
функциональные («зачем?»,
задачи на выявление механизма («Как?»),
задачи на выявление причин «Почему?».
Слайд 6Алгоритм и логическая взаимосвязь выполнения ИР
Область исследования
Проблема –
тема
От греческого - краткая
Problem емкая
Задача конкретная
Преграда узкая
трудность
Объект Предмет
Процесс, явление, Часть объекта,
которое исслед-ся которую можно
преобразовать так, чтобы объект изменился
Цель
Доказать
Обосновать
Разработать
Объяснить
Создать
Определить
Задачи (3-5)
Провести анализ
Выявить
Определить
Установить
Гипотеза (предположение)
Предположим
Допустим
Возможно
Если…, то…
Вывод:
На основании результатов данного исследования
Доказано
Обосновано
Результаты:
В ходе данного исследования
Проведен анализ
Выявлено
Определено
Установлено
Методы
Эмпирические (опыт) Теоретические (теория)
- изучение и анализ лит-ры - историко - генетические
- наблюдение - моделирование
- опрос - сравнение
- тестирование - классификация
- рейтинг - обобщение
- опыт - абстрагирование
- эксперимент - систематизация
- мониторинг - синтез
- исследование - аналогия
- изучение и обобщение чужого опыта - интегрирование
- анкетирование - ранжирование
- интервью
Слайд 7Исследовательская деятельность учащихся.
Использование в практике обучения исследовательского метода представляет собой высший этап процесса
познания учащихся и предполагает развитие творческого мышления. Приобретение навыков творческого мышления, возможно через деятельность, моделирующую научную.
Проведение подобных занятий изменяет взгляд учащихся на природные процессы. Учащиеся пытаются формировать творческие задания и продумывать ход их экспериментального исследования.
Эксперимент – один из методов научного познания, который должен освоить учащийся при изучении химии. Химический эксперимент является одним из самых эффективных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности и должен отвечать следующим требованиям: наглядность, простота выполнения, безопасность, надежность, объясняемость.
При выполнении исследовательской деятельности на основе эксперимента предполагаются следующие этапы общенаучной деятельности:
Постановка цели эксперимента,
Формулировка и обоснование гипотезы
Слайд 8Исследовательская деятельность учащихся.
Планирование эксперимента осуществляется в следующей последовательности:
1) отбор лабораторного оборудования и реактивов;
2)составление плана проведения эксперимента; продумывание работы; после
окончания
эксперимента утилизация реактивов; особенности мытья посуды)
3) выбор формы записи результатов эксперимента.
Осуществление эксперимента, фиксация наблюдений и измерений.
Анализ, обработка и объяснение результатов эксперимента предусматривают:
1) математическую обработку результатов эксперимента (при необходимости);
2) сравнение результатов эксперимента с гипотезой;
3) объяснение протекающих процессов в эксперименте;
4) формулировку вывода.
Рефлексия – осознание и оценка эксперимента на основе сопоставления цели и результатов.
Важный этап этой работы - осуществление самодиагностики экспериментатором.
Оценка, выставляется как за общенаучные умения, такие как умения, ставить цель, выдвигать гипотезу, планировать, осуществлять эксперимент, анализировать полученные результаты, делать выводы, но и за специальные умения, предусмотренные данной работой.
Слайд 9Этапы выполнения исследовательской работы (алгоритм выполнения
работы учащимся).
І этап. Подготовка к
исследовательской работе:
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
7. Опиши гипотезу исследовательской работы.
Слайд 10Этапы выполнения исследовательской работы.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы:
1. Определись, где планируешь
искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. форма отчета (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы;
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
Слайд 11Этапы выполнения исследовательской работы.
ІІІ этап. Исследование:
1. Собери необходимую информацию для проведения
исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
IV этап. Отчет и защита работы:
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы и прими участие в возможном обсуждении
V этап. Оценка процесса и результатов работы:
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
2. Конечный результат оценивания оглашает преподаватель.
Слайд 12Оформление текста исследовательской работы
Первая страница: название темы, ФИО автора, город, номер
школы, класс, руководитель. Нумеруется, но номер на ней не ставится.
Оглавление.
Введение.
Обзор литературы.
Методика работы.
Результаты и их обсуждения.
Выводы. Соответствуют поставленным в работе задачам.
Благодарности.
Использованная литература.
Приложения.
Слайд 13Модели защиты исследовательских работ
I. “Классическая”. Устное выступление сосредоточено на вопросах:
1. тема
исследования и ее актуальность;
2. круг использованных источников и основные научные ходы к проблеме;
3. новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);
4. основные выводы по содержанию реферата.
II. “Индивидуальная”. Раскрываются личные аспекты работы:
1. обоснование выбора темы;
2. способы работы;
3. оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;
4. личная значимость проделанной работы;
5. перспективы продолжения исследования.
III “Творческая” защита предполагает:
1. оформление стенда с документальным и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;
2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей, подготовленных в процессе реферирования;
3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата.
Слайд 14Перспективы развития исследовательской деятельности в учреждении и профессиональной деятельности:
Согласно ФГОС второго
поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет исследовательская деятельность. В то же время через исследовательскую деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия.
Конечным продуктом исследовательской деятельности учащегося является не конкретно исследовательская работа. Эта деятельность направлена на формирование у обучающегося основ культуры исследовательской деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации исследования.
Слайд 15Перспективы развития исследовательской деятельности в учреждении и профессиональной деятельности:
Использование инновационных технологий
в преподавании и управлении образовательным процессом не только повышает мотивацию детей, не только делает уроки и внеурочную деятельность более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Сопровождение исследования превращается для педагога в своеобразный педагогический проект. Именно в процессе его реализации и происходит повышение профессиональной компетентности педагогов.