Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Бобковой Раисы Николаевны
Фамилия, имя, отчество
СОШ № 1 имени С Ф Романова г. Жуков
Образовательное учреждение, район
На тему:
Исследовательская и проектная деятельность школьников на уроках математики
Слайд 2Школа, в которой я работаю с 2012года, была основана 16.11.1861 года.
На сегодня в школе чуть более 600 учащихся.
Более подробную информацию о школе можно узнать по ссылке http://40309-s-003.edusite.ru/ind
Слайд 3В школе организована проектная и учебно-исследовательская деятельность на всех ступенях обучения.
Формы
организации исследовательской и проектной деятельности учащихся:
Элементы исследования в рамках учебного предмета.
Элективные курсы – школьный компонент.
Исследовательский проект.
Общешкольная и районная конференции.
Краткая характеристика жанра работы.
Аттестационная работа представляет собой описание применения полученных в ходе освоения программы знаний в форме методической разработки «Основы исследовательской и проектной деятельности школьников на уроках математики»
Слайд 4Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная
мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Слайд 5Для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять,
опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Слайд 6Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
показать умения отдельного ученика
или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету математики ; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Слайд 7Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:
Тематика
проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем.
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Слайд 8Ученик (или группа учащихся) подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни,
для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих одноклассников, для коллектива учителей своей школы или за ее пределами.
Следующий этап предполагает формулировку проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту он уже продумал и осмыслил тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Может и быть такое, что ученик полностью не справится с такой работой, но тут и должен прийти на помощь учитель (или более сильные одноклассники).
Слайд 9Следующая ступень в организации проектной деятельности на уроках математики предполагает, что
участники разных проектов обсудят конкретные проблемы исследования, уточнят или даже изменят формулировку своей темы, наметят сроки выполнения.
В процессе обсуждения выявляется эрудиция участника проекта, их математический кругозор, знание ими других источников кроме учебника. Также важно на этом этапе и участие тех детей, которые не выбрали проект. На данном этапе они чувствуют свою причастность к исследовательской деятельности, расширяют круг своих знаний по математике. Полезны также промежуточные отчеты учащихся по проектам. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение каждого участника. Это покажет учителю одинаковый ли уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли в процессе исследовательской деятельности разногласия, которые будут тормозить ее выполнение. Далее идет полностью работа с информативным материалом.
Слайд 10Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем
письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов. Монопроект, на который отводится только несколько дней. Потому на подготовку и защиту данного проекта отводится мало времени и проект был защищен в устной форме с помощью презентаций, представленных в форме слайдов. Однако и устно защищаемый проект должен быть зафиксирован в какой то форме у исследователя. Это может быть и план, и тезисы, и конспект проблем. В данном случае это презентация.
Слайд 11В любом случае проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками
информации. Как же работать с источниками? В начале учащийся должен при беглом просмотре источника определить – имеет ил отношение информация к проблематике проекта. С этой целью читается название книги, просматриваются схемы, формулы, таблицы и т.д. Если источник заинтересовал ученика, он должен переходить к чтению с полным пониманием. Таким образом, путем разных стратегий, отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. Вообще не нужно бояться данного этапа. Именно на данном этапе снимаются все трудности: они сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по проблеме. Далее на каком-то уроке можно провести предварительную апробацию написанного проекта.
Слайд 12Итак, мы видим ведущую линию в осуществлении проектной деятельности на уроках
математики. Она состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Слайд 13
Перспективы развития
исследовательской/проектной деятельности
в образовательном учреждении деятельности автора.
В настоящее время
формат участия школьников нашей школы в
исследовательской и проектной деятельности расширился.
Учащиеся могут проводить как независимые индивидуальные исследования в рамках дистанционных конкурсов, так и исследования, организуемые в рамках мероприятий различных всероссийских движений.
В дальнейшем планирую разработать рабочую программу по основам исследовательской и проектной деятельности с учетом новых требований ФГОС.