Аттестационная работа. Исследовательская деятельность как способ развития познавательных навыков обучающихся презентация

Содержание

«Известно: теория, как бы ни была она важна – суха, но вечно зелено живое дерево практического опыта…» - президент академии педагогических наук СССР в 1972-1981 гг. В.Н.Столетов.

Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как

способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Чужданова Екатерина Николаевна
преподаватель физики высшей категории
ФГОУ АДЕККК МО РФ п. Рассвет, Ростовская область

На тему:
Исследовательская деятельность и метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков, творческого мышления и коммуникативных способностей обучающихся


Слайд 2«Известно: теория, как бы ни была она важна – суха, но

вечно зелено живое дерево практического опыта…» - президент академии педагогических наук СССР в 1972-1981 гг. В.Н.Столетов.

Слайд 3 Существенные изменения, происходящие в Российском образовании, связаны с переходом на позиции

личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей, формирования всесторонне развитой интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Велика в этом плане роль знаний по физике. Эта наука даёт основополагающие знания о закономерностях и особенностях природы, двигает вперёд научно-техническую революцию.
Считается, что ступень среднего общего образования – наиболее трудная для модернизации ступень общеобразовательной школы. Именно на этой ступени образования наблюдаются наибольшая перегрузка, многопредметность, снижение познавательной активности обучающихся. Поэтому и наиболее важны такие методы и эффективные подходы обучения, которые позволят сделать обучение эффективным, интересным и результативным. Мы взяли этот факт за основу и в результате педагогических поисков пришли к выводу, что технология исследовательского и проектного методов достаточно эффективна, позволяет формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие (и мыслительные) способности обучающихся.


Слайд 4Интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда учитель создает

условия для активного и творческого поведения ученика. Такую задачу успешно решает метод проектов. Исследования в проекте помогают обучающемуся проявить его личностные качества и умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданий, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, решительным, учат находить нестандартные решения, мыслить творчески, разрешать противоречия, не бояться трудностей.
В основе созданной в Аксайском кадетском корпусе системы проектного обучения лежит творческое усвоение кадетами знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Итогом исследовательской работы является учебный проект – отчёт о проделанной работе, эксперименте, оформленный в соответствии с установленными требованиями.
Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно-ориентированным, а значит, позволяет кадетам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы обучающихся, даёт им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха.


Слайд 5Педагогическое управление проектами – это деятельность преподавателя в соответствии с функциями

педагогического управления. На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности кадет мы формируем банк данных о познавательных интересах, уровне учебных возможностей класса, совместно с кадетами определяем цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; что побуждает обучающихся к работе по его созданию. Затем планируем пути и способы достижения цели, организуем исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультируем кадет и постоянно поддерживаем интерес к поисковой деятельности, осуществляя промежуточный анализ результатов поисковой работы.
В настоящее время большую значимость приобретают проекты, интегрирующие содержание дисциплин естественно-математического цикла, проекты, направленные на решение конкретных практических задач, групповые и индивидуальные проекты.
В организации проектной деятельности кадет мы руководствуемся правилами успешности проектной деятельности Т.И. Шамовой:
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Слайд 6В процессе проектной деятельности кадеты обучаются работе с дополнительной и научной

литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на ежегодной научно-практической конференции корпуса, ежегодном Всеармейском Фестивале инновационных идей «Старт в науку» среди довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет одарённым обучающимся одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.
Проектно-исследовательская деятельность в корпусе организована на трех уровнях: корпусном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество обучающихся, но тематика при этом довольно простая, а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.
Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.
Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

Слайд 7Рассмотрим необходимость и возможность применения метода проектов при изучении физики, опираясь

на высказывания ученых разных времен и народов.
Какова основная задача обучения физике в школе?
А.Н.Александров: «Преподавание физике в сегодняшней школе… должно давать твердые основы знаний, которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше, чем это было раньше».
Как следует подходить к изучению физики на уроках?
А.Н. Теренин: «Цель знания – не запоминания огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучал».
М. Планк: «Функции школы не в том, чтобы давать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление».
Н.А. Умов: «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
От учителя зависит многое.
Ф. Нейман: «Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам».
Проектная деятельность позволяет разрешить проблему количественных значений величин в физике, так как обучающийся сначала постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление (диаграммы, графики...).
Вот темы некоторых проектов по физике, выполненные в 2015-2016 учебном году нашими кадетами: «Баллистическая гибкость пневматического оружия», «Подбор оптимальных условий для мыловарения», «Выращивание кристаллов медного купороса», «ЕГЭ без проблем», «Рычаги в природе и технике», «Нобелевские лауреаты в области физики», «Танковый биатлон», «Нанотехнологии в военном деле», «Физика в архитектурном проектировании будущего».

Слайд 8В мае 2016 г. в г.Казани проходил традиционный Всеармейском фестиваль инновационных

научных идей «Старт в науку - 2016». Учредителем конкурса традиционно является Министерство Обороны Российской Федерации. С проектом по физике «Баллистическая гибкость пневматического оружия залог успеха современной армии» выступил Харитонов Егор, кадет 10б класса. Работа заслужила одобрения авторитетного жюри, кадет продемонстрировал глубину и широту знаний по представляемой проблеме, оригинальный творческий подход к защите результатов исследования.
В Аксайском кадетском корпусе организовано и работает научное общество кадет «Золотое сечение». В конце учебного года проводится научно-практическая конференция, в рамках которой кадеты демонстрируют свои достижения в проектной деятельности. В 2015-2016 учебном году естественнонаучное направление было представлено проектами «Самодельные физические приборы», «Мощность в организме человека», «Физика в военном оборудовании».
В завершении следует отметить, что использование проектного метода предоставляет преподавателю широкие возможности для совершенствования форм и методов работы, выводя ее на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнеров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.







Слайд 9Реализация метода проектов позволяет сформировать следующие компетенции:
информационную - способность грамотно

выполнять действия с информацией;

коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

предметную - способность применять полученные знания на практике.

Слайд 10Типы проектов
Исследовательские
Творческие
Ролевые,
игровые
Информационные
Практико-ориентированные (прикладные)


Слайд 111. Выбор темы. Постановка задачи.

2. Формирование информационных данных.

3. Разработка структуры проекта.

4.

Компьютерное моделирование.

5. Анализ результатов.

6. Защита проекта.

7.Обобщение и систематизация.

Алгоритм выполнения проекта


Слайд 12 Метапредметная направленность проектной деятельности обеспечивает развитие ресурсов личности
умение планировать структуру действий,

необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
умение строить информационные структуры для описания объектов и систем;
умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понять текстовое сообщение;
привычка своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области;
технические навыки взаимодействия с ПК.

Я


Слайд 13Педагогическое управление проектами



Слайд 14Проектные работы учащихся


Слайд 15Нельзя кого –либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу

,
способствующую развитию человека.

К. Роджерс

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика