Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Черепахиной Юлии Викторовны
МКОУ ПГО «Основная общеобразовательная школа пос. Станционный – Полевской»
Эссе на тему:
Использование проектной деятельности в реализации стандарта нового поколения
Слайд 2Жанр моей аттестационной работы – эссе. Эссе́ — литературный жанр, прозаическое сочинение
небольшого объёма и свободной композиции.
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). Я считаю, что именно с помощью эссе я могу выразить свои впечатления о методе проектов.
В нашей школе 78 учащихся, это основная общеобразовательная школа. Метод проектов, в современном оформлении, для учителей нашей школы является относительно новым, хотя исследовательская и поисковая работа проводится регулярно.
Учащиеся с огромным интересом погружаются в работу и занимаются проектами из разных областей науки.
Слайд 3В условиях активного развития информационных технологий современное общество стремится к качественному
образованию. Также выдвигаются новые требования: главное в системе образования – это научить ребенка получать знания самостоятельно. Умение учится является одним из самых важных для современного человека. Это подчеркивается во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 4Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения
и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное.
Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня методу проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат,
Слайд 5В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования
должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. Саморазвитие, компетентность, конкурентоспособность личности – это приоритеты новой школы.
У педагогов во все времена возникали одни и те же вопросы: как правильно научить? Как достичь поставленной цели? Какой метод, способ, форму целесообразнее использовать?
Единого ответа найти никогда не удавалось. И в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний.
Слайд 6который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой
проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося. Итогом проектной учебной деятельности, на мой взгляд, следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие учеников, рост его компетентности в выбранной ими для проекта сферы, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
В наше время ведущее время занимает метод проектов, несмотря на то, что он не является новым. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе,
Слайд 7используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в знаниях
и получая в итоге реальный результат.
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Самое решающее звено этой новации - учитель. Работа над проектом позволяет нам выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя. При этом, конечно, изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с
Слайд 8обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Творческий,
нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Слайд 9Какую же роль предстоит прожить учителю в ходе руководства проектом? На
разных этапах выполнения заданий проекта, роль учителя различна.
Энтузиаст - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели
Специалист - компетентен в нескольких (не во всех!) областях
Консультант - может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам
Руководитель - может четко спланировать и реализовать проект
«Человек, который задает вопросы» - организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь
Координатор - поддерживает групповой процесс решения проблем
Эксперт - дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов
Слайд 10Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить.
Проблема проекта
Актуальность проблемы мотивация
Цель проекта
Целеполагание
Задачи проекта
Постановка задач
Методы и способы
Выбор способов и методов, планирование
Ожидаемый результат
Слайд 11Проектная деятельность интересна как для младших школьников, так и для старшеклассников
. В 2015-2016 учебном году, мы с учениками 5-9 классов исследовали историю родного поселка, ожидаемым результатом было собрать предания о появлении поселка Станционный-Полевской, но поработав в библиотеке и пообщавшись со старожилами поселка, мы смогли собрать предания не только о родному поселке, но и о соседних селах. Что повлекло расширения целей проекта, при чем интерес к более углубленному изучению историко-краеведческие особенностей родного края стали проявлять учащиеся старших классов, что повлекло за собой целую серию походов
Слайд 12Организуя проектно-исследовательскую деятельность школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и
в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков проектно-исследовательской работы.
У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной. Итак, проектно- исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
Слайд 13 Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе
становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Слайд 14Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться,
только работая по принципу:
«Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
Всегда в делах, всегда в заботах.
Учить детей – моя работа».
Я уверена, что организация проектно- исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы