Альманах института коррекционной педагогики презентация

Содержание

АЛЬМАНАХ №2РАННИЙ ВОЗРАСТ Первичные нарушения в развитии (например, нарушение слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к "выпадению" ребенка из социально и культурно обусловленного традиционного образовательного

Слайд 1АЛЬМАНАХ ИНСТИТУТА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ


Слайд 2АЛЬМАНАХ №2РАННИЙ ВОЗРАСТ
Первичные нарушения в развитии (например, нарушение слуха, зрения, функций

опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к "выпадению" ребенка из социально и культурно обусловленного традиционного образовательного пространства…. Из-за такого "выпадения" ребенка возникают вторичные нарушения в развитии, социальная недостаточность в той или иной степени, вследствие чего возникает объективная потребность в "обходных путях", других способах, инструментах.

Слайд 3СТАТЬЯ: РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Известно, что чем раньше начинается с ребенком

целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях вторичные дефекты могут быть даже предупреждены. В том числе и сенсорные дефекты влияют вторично на интеллектуальное развитие, поэтому вовремя правильно организованная коррекционная деятельность в предупреждении сенсорных нарушений крайне важна.
Кратко остановимся на характеристиках развития интеллекта нормально развивающегося ребенка: на 2 году жизни развитие предметных действий, а на 3 уже предметная деятельность-ведущая. У него формируется ориентировка на свойства и качества предметов. Именно этот процесс формирования поисковых действий и оказывает решающее влияние на ход психического развития.
Что касается детей с умственной отсталостью – предметная деятельность в своем развитии запаздывают и в 2-3 года у них появляются лишь хаотичные манипуляции. И в отличие от детей с нормальным развитием они не задаются вопросом: «Для чего этот предмет?», «Каково его свойство? И зачем он нужен? Чем отличается от других предметов?» и так далее.

Слайд 4БЫЛО ПРОВЕДЕНО ИССЛЕДОВАНИЕ 200 ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ, ГДЕ

СРАВНИВАЛИСЬ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА И ЕГО УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО СВЕРСТНИКА.


Задания имеют невербальную форму, соответствуют возрасту, располагаются от простых к сложным. Всего 10 методик
Для большего понимания я предоставляю 1 и последнюю методику:
1. Лови шарик!
задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.
Оборудование. Желобок, шарик.
Проведение обследования. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!". Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: "Кати!". Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.
Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.


Слайд 5
10. Порисуй!
задание выявляет уровень развития предметного рисунка, а также какая рука

является ведущей и наличия согласованности действий рук.
Проведение обследования. Ребенку даются листок бумаги и карандаши, просят нарисовать "дорожку". (Обучение не проводится).
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, отношение к задаче и результату деятельности, соответствие рисунка инструкции. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, соответствие рисунка инструкции.


Слайд 6Способы выполнения задания могут быть следующими: 1 - неадекватные действия; 2

- понимает цель, но самостоятельно действует без учета свойств и качеств предметов, т. е. хаотично; в условиях обучения действует адекватно, но самостоятельно задание не выполняет (даже после обучения); 3 - самостоятельно выполняет задание после обучения; 4 - сразу самостоятельно выполняет задание.
Кроме того, фиксировалось речевое сопровождение, которое в критерии оценки действий ребенка в данной работе не включено.


Слайд 7№ 4 РАННИЙ ВОЗРАСТ
Собранные в этом номере статьи обращены к периоду

второго и третьего годов жизни. В большинстве случаев именно в это время семья начинает ясно осознавать особенности и трудности психического развития ребенка и впервые обращается к специалистам. Соответственно, для специалистов крайне важно иметь адекватные возрасту методы обследования, четко выверенные критерии оценки, позволяющие определить наличный уровень развития, и его перспективы, создать оптимальную программу коррекционной помощи.

Слайд 8МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ (2-3 ЛЕТ): РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ

Необходимость ранней диагностики определяется таким важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования И.П. Павлова показали, что чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействие извне.

Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимания в трудах Л.С. Выготского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.


Слайд 9§ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Двигательная активность: от неосознанного взаимодействия

с предметами до узнавания, ориентирования и использования по назначению, плюс развитие перцептивных действий.
Речь: важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта и психическое развитие. В год ребенок знает 10-20 лепетных слов, а к 3 годам уже 400. формируется потребность в общении.

Предметная деятельность не формируется, у некоторых отсутствует интерес к игрушкам, равнодушие к результату действия.
Речь формируется к 3 годам и развита на столько слабо, что не способна осуществлять функцию общения.


Слайд 10§ 2. ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основными параметрами оценки

познавательной деятельности детей раннего возраста можно считать:
принятие задания;
способы выполнения задания;
обучаемость в процессе обследования;
отношение к результату своей деятельности.


Слайд 11АЛЬМАНАХ №7 НОВЫЕ ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Основными задачами

работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания (в дальнейшем Группа) являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.
Основная форма коррекционной помощи - индивидуальные занятия или занятия в малой группе (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей.
Дошкольник, поступивший в Группу, может обучаться в ней в течение 1 - 2 лет или 5-7 лет, т.е. до достижения им школьного возраста.  Далее ребенок отправляется на ПМПК где решается его дальнейшее обучение.
Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми. В указанном смысле интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Но оно оказывается невозможным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь прежде всего может идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий, т.е. о социальной, а не об образовательной интеграции.

Слайд 12
Этот выпуск альманаха посвящен научному наследию Клары Самойловны Лебединской (1925-1993) выдающегося

детского психиатра и дефектолога, ближайшей ученицы основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой. Уже первое исследование Клары Самойловны дает начало новому направлению в науке – детской психоэндокринологии, его результаты обобщены в вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания», которая и сегодня остается читаемой и цитируемой.

Слайд 13ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Полноценные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для успешной социализации. Их можно отнести к числу ключевых компетенций ребенка
Гипотеза исследования заключается в том, что качество изучаемых представлений определяется их структурированностью, находящей отражение в создаваемых детьми текстах и конструктивных продуктах. Для коррекции представлений об окружающем мире может быть эффективна индивидуализированная работа над их структурированием.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в области специальной психологии получены новые эмпирические данные об онтогенезе представлений об окружающем мире и механизме их совершенствования, который заключается в повышении структурированности и является общим для нормально развивающихся и имеющих нарушения в интеллектуальном развитии младших школьников; выявлены индивидуально-типические отличия в качестве представлений, зависящие от сочетания когнитивных и аффективных особенностей детей.


Слайд 14ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
1. Имеются общие закономерности формирования представлений у детей у.о. и

у нормально развивающихся – это схема необъеденяемые объекты ситуативные объединения тематические объединения.
2. Аффективные особенности влияют на представление об окружающем мире у у.о. дошкольников
3. Коррекция представлений осуществляемая путем составления смысловых связей эффективна (но гораздо больше у детей с ЗПР чем у у.о.).




Слайд 15ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОГРАММА, ОСНОВАННАЯ НА МЕТОДЕ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ
Н.С. Гращенкова
Статья знакомит со

специальной развивающей игровой программой, разработанной для детей с ОВЗ (детским аутизмом, синдромом Дауна, умственной отсталостью). Программа предназначена для занятий с малыми группами детей, посещающими ДОУ. Описаны этапы занятий, нацеленных на развитие эмоционального контакта, подражания, игровой инициативы, самостоятельности.


Слайд 16МАДОУ №53 г. Томска - это детский сад комбинированного вида, где

работают группы общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности. В группах компенсирующей направленности оказывается коррекционная помощь детям с интеллектуальной недостаточностью. Среди них дети с различными вариантами РАС, синдромом Дауна и разной степенью умственной отсталости.
Поступающих особенных детей, несмотря на характерные отличия в психическом развитии, объединяет схожесть в ряде моментов, которые, как правило, отмечаются при эмоциональных нарушениях. В целом их можно обозначить, как проблемы выносливости в социальных контактах и взаимодействии со средой.
Это и специфические проблемы в познавательно-исследовательской и игровой деятельности, и страх новизны и ошибки, и неготовность к взаимодействию со взрослым и сверстниками (от недостаточной восприимчивости к чувствам и состояниям другого человека до частичного или полного отвержения различных форм непосредственного контакта.

Слайд 17I ЭТАП – ИГРА СО ВЗРОСЛЫМ
Особую значимость первый этап программы имеет

для детей, игра которых примитивна, автономна и функциональна. Как правило, это малыши, отрешенные от окружающего мира или обладающие выраженным полевым поведением и низкой выносливостью в эмоциональном контакте (обычно, либо с I группой или переходной формой из I во II группу аутизма по классификации Никольской О.С., либо с тяжелой степенью умственной отсталости). Обычно их игра носит непроизвольный характер, а в качестве побуждающего мотива выступает удовольствие от приятных ощущений.

Слайд 18II ЭТАП – ИГРЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ
Цель считается достигнутой, когда ребенок

вовлечен в совместную игру на протяжении всего занятия, самостоятельно справляется с прежними и подражает новым игровым действиям, оперативно включается в новые игры, с интересом реагирует на новые материалы (наблюдает, исследует, удивляется, смеется), с готовностью откликается на игровые инициативы и сам проявляет инициативу в игре со взрослым и сверстниками. В связи с масштабностью цели, ради сохранения и развития достигнутых детьми результатов, игры второго этапа продолжаются до момента выпуска детей из детского сада.

Слайд 19III ЭТАП – ИГРЫ В КРУГУ
Через 1-2 месяца игр в кругу

в поведении детей с исходной I группой РДА и синдромом Дауна отмечаются новые феномены, указывающие на всплеск познавательной активности и стремления ребенка к реализации самостоятельно выработанного плана действий. Дети периодически отвлекаются от игр и пристально рассматривают окружающее пространство. Затем группируются и, улучив удобный момент, быстро выбираются за круг, чтобы произвести с предметами манипуляции, которые, судя по точности и целенаправленности действий, были заранее ими спланированы. После чего спокойно возвращаются в круг и снова включаются в игру.

Слайд 20 ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ С РАЗЛИЧНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян
В материалах статьи представлены варианты, отражающие различное содержание, объем и качество трудностей в развитии общения детей раннего возраста с ОВЗ и близких взрослых. Приводятся данные о частоте выделенных вариантов коммуникативного поведения у детей младенческого и раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения, синдромом Дауна и органическим поражением ЦНС.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика