Слайд 1Терапия, как технология социальной работы
Юдаков А. Большаков М.
Слайд 2Что такое социальная терапия?
Соц. терапия- это комплекс решений, процедур, мероприятий и
действий, которые направленны на решения соц. проблем различного уровня организации.
Сущность социальной терапии, как специфической технологии социальной работы, состоит в том, что в ее основе лежит идея "лечения", то есть достижение максимально возможного уровня социального здоровья человека: достижение прежде всего нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального благополучия людей, неблагополучных в социальном плане. Социальная терапия вбирает в себя методики, применяемые в различных видах профессиональной деятельности: медицине, практической психологии и социальной работе.
Слайд 3Понятийно-категориальный аппарат
В качестве технологии социальной работы социальная терапия выполняет следующие функции:
-
лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);
- социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента);
- отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).
При этом основными задачами социальной терапии являются:
- исправление, коррекция поведения;
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития;
- самоутверждение личности.
Слайд 4Цель социальной терапии - помочь клиенту лучше распоряжаться собственной жизнью, мобилизуя
как собственные ресурсы, так и ресурсы окружающей среды. При этом одно из эффективных средств достижения данной цели - анализ собственной жизни.
Слайд 5Объектами социальной терапии являются: лица, которые вышли из мест заключения, мигранты,
трудные подростки, военнослужащие.
Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д.
Слайд 6Этапы соц. терапии:
1.Знак-во с проблемой и взаимное приглашение к сотрудничеству.
2.Оценка проблемы
как будущий предмет труда спец-та.
3.Планирование и составление контракта. Выбирают стратегии будущих действий по решению проблемы.
4.Послед-ое осуществление соц-терап. мероприятий.
5.Оценка и анализ получение. результатов.
Слайд 7Методы соц. терапии:
1) Административные. Осн-ны на формал. соц. нормах. Осн-ми субъектами
явл-ся гос-е органы и учр-я. Они построены на принципах соц. иерархии господства и подчинения. Нап-р: гос-е администр. упр-е, руков-во, правовые методы.
2)Экономические методы: анализ и учет эконом. положения и эконом. интересов ч-ка или группы, связаны с деят-ю людей в экон-ой сфере общ-й ж-ни. Нап-р: конкр. оплата труда, право на труд, сист эк-их дотации и эк-ой помощи, система защиты эк-х интересов граждан.
3)Политические методы направлены на оптимизацию взаимоотн-й м/у соц. субъектами и властью. Эти методы строятся на учете полит-х интересов людей, предпол. участие опред-х соц. институтов и организаций.
Слайд 8По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую.
Индивидуальная терапия
применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности: изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким- то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групповой терапии. В последнем случае обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая часто бывает более эффективна.
Слайд 9Индивидуальная терапия
Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности:
изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким- то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групповой терапии. В последнем случае обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая часто бывает более эффективна.
В индивидуальной терапии используется также метод самовоспитания, включающий самоизучение, самооценку, переоценку собственной личности, самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; создание желаемого образа «Я», использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, использование полученных результатов в повседневной жизни, общении и деятельности. Этот метод был заимствован из психоаналитической практики, и был приспособлен к потребностям социальной работы последователями неофредистского направления.
Одним из часто используемых в индивидуальной терапии методов является исповедальный метод. Он предполагает общение социального работника и клиента в ситуациях «один на один». Основной его целью является устранение психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод терапии доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных исследований.
Слайд 10Групповая терапия
Групповая терапия – это стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям
в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта).
Оптимальное количество участников группы – 6-8 человек; продолжительность занятий – от 1,5 часов в неделю. С.В. Тетерский выделяет такие виды групп, как учебные, основная цель которых получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем и т.д.; психотерапевтические; группы совместной деятельности, отличающиеся занятием одним делом, например, спортом, посещением театров с последующим обсуждением и т.д.; родительские; мужские и женские и др.
В.Н. Макаревич, в зависимости от целей и задач, выделяет два основных вида групп:
1) группы, созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели;
2) внутренне направленные группы, то есть созданные специально для работы с их членами и для решения внутригрупповых проблем.
Внутренне ориентированные группы также подразделяются на два вида:
- группы социализации, нацеленные на нормальное развитие своих членов;
- группы ресоциализации, и терапии, где основная цель – коррекция отклонений, возникших в результате каких-либо нарушений социализации и социально-психологическая терапия последствий этих нарушений.
Наиболее часто в группах проводится дискуссионная терапия. Как правило, ее динамика протекает через следующие ключевые этапы:
1) знакомство членов группы;
2) обсуждение ожиданий клиентов, их опасений;
3) переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью;
4) нарастание сопротивления по отношению к руководителю группы,
5) соотношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, ответственностью и активностью;
6) формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы;
7) анализ динамики развития внутригрупповых отношений с выходом на проблематику отдельного участника;
8) коррекция отношений, закрепление достижений;
9) обсуждение результатов терапии, подведение итогов;
10) рефлексия.
Слайд 11Социодрама – также метод коллективной, групповой терапии. Сущность его состоит в
том, что проблема социальных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно организованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбирательства, расследования и драматического изображения имеющихся социально-культурных различий.
Другим, очень близким по характеру, методом коллективной работы является психодрама – техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.
Такой вид социальной терапии, как арт-терапия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов: библиотерапия (с людьми, имеющими определенные интеллектуальные навыки); музыкотерапия; игротерапия; сказкотерапия; кинотерапия; песочная терапия и т.д.
Так, например, игровая терапия (иногда ее еще называют куклотерапией) – это форма терапии, используемая для облегчения общения. Участники пользуются игрушками для изображения ситуаций и конфликтов, которые невозможно или трудно вербализовать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается эффективной и в работе с взрослыми.
Такой эффективный вид социальной терапии, как трудовая терапия (трудотерапия) основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Она позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями, детей и подростков с девиантным поведением; она также является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
Слайд 12Семейная терапия
Семейная терапия – это деятельность социального работника с группой членов
семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист должен стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, старается пробудить их к более гибкому поведению. При этом в основном используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия семьи.
Семейная терапия - одновременно и подход, и метод. Она представляет собой «подход к пониманию психологических проблем людей в их взаимодействии с другими. Индивид всегда рассматривается как член разных социальных систем, из которых семья, как правило, самая важная. В свою очередь семья рассматривается как система, находящаяся во взаимодействии с другими системами, такими как сообщество соседей, школа, работа и учреждения здравоохранения и социального обеспечения. В фокусе работы семейного терапевта находятся не проблемы отдельного какого-либо члена семьи («идентифицируемого пациента»), а структура и процессы семьи в целом. Работа ведется над созданием условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает реализацию потенциальных возможностей каждого члена семьи.
Существующие сегодня виды психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Одна из них -психотерапевтическая модель предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучия в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни, а как закономерный результат развития членов семьи и семьи в целом. В процессе развития исходные предпосылки: мотивация вступления в брак, поведение ребенка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль, отношение к людям и событиям, личностные характеристики и т.д. - порождают систему эмоциональных связей и взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы неадекватного реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолени
Семейный психотерапевт пользуется специальными методическими приемами, которые называются техниками семейной терапии. Большинство таких техник заимствовано из общей психотерапии. Но помимо этого разработаны оригинальные, в частности:
. «Циркулярное интервью» - психотерапевт спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях, такая техника дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье, и вследствие этого имеет хороший психотерапевтический эффект).
. «Позитивная коннотация» - положительное переопределение симптома, с которым приходит семья. Осуществляется семейным терапевтом таким образом, чтобы само знание о нем имело психотерапевтический эффект. Трудности и проблемы при этом не преуменьшаются, но семья побуждается к тому, чтобы рассматривать их как «друзей», указывающих выход из сложной ситуации.
. Включенное супервидение позволяет семейному терапевту в процессе работы с семьей посоветоваться с коллегами-советниками, которые находятся за односторонним зеркалом, и могут неявно наблюдать за происходящим.
Слайд 13Выводы
Среди основных типов задач социальной терапии на микроуровне выделяют: исправление, коррекцию
поведения и деятельности субъекта; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития субъекта; самоутверждение личности субъекта.
Первые три уровня социальной терапии являются сферой реализации социальной политики. На третьем уровне ведется социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников.
Практическая социальная работа, осуществляемая государственными учреждениями социального обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус.
Для большинства из них социальная терапия – это возможность восстановления или компенсирования тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную ситуацию, которая вызвала процесс их негативных социальных изменений. Поэтому необходимость широкого внедрения в практическую деятельность социальных служб и учреждений этой технологии социальной работы не может подвергаться сомнению.
В условиях современной системы социальной защиты далеко не каждый может рассчитывать на получение этого вида помощи. Объяснить это можно целым рядом причин. Во-первых, это связано с недостаточным финансированием социальной сферы. Во-вторых, причиной задерживания внедрения в широкую российскую практику социальной работы социальной терапии может стать нынешняя недостаточность достаточно подготовленных квалифицированных кадров. Социальная терапия является технологией, требующей высокого профессионального мастерства, наличия специальной теоретической и практической подготовки в различных областях социально-гуманитарного знания: социологии, социальной педагогики, психологии, психотерапии, медицины и др. И, наконец, в-третьих, методологическая неразработанность ее осуществления как технологической процедуры. Все эти причины способствуют тому, что на сегодняшний день социальная терапия как технология социальной работы в практической деятельности социальных служб пока еще почти не осуществляется. Развитие этого направления и вида социальной поддержки зависит от множества факторов и ресурсов: принятия соответствующих властно-управленческих решений, поддержания и развития научного интереса к изучению и разработке содержания и форм осуществления социальной терапии как технологии социальной работы.