Терапия, как технология социальной работы презентация

Что такое социальная терапия? Соц. терапия- это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, которые направленны на решения соц. проблем различного уровня организации. Сущность социальной терапии, как специфической технологии социальной работы, состоит

Слайд 1Терапия, как технология социальной работы
Юдаков А. Большаков М.


Слайд 2Что такое социальная терапия?
Соц. терапия- это комплекс решений, процедур, мероприятий и

действий, которые направленны на решения соц. проблем различного уровня организации.
Сущность социальной терапии, как специфической технологии социальной работы, состоит в том, что в ее основе лежит идея "лечения", то есть достижение максимально возможного уровня социального здоровья человека: достижение прежде всего нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального благополучия людей, неблагополучных в социальном плане. Социальная терапия вбирает в себя методики, применяемые в различных видах профессиональной деятельности: медицине, практической психологии и социальной работе.


Слайд 3Понятийно-категориальный аппарат
В качестве технологии социальной работы социальная терапия выполняет следующие функции:
-

лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);
- социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента);
- отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).
При этом основными задачами социальной терапии являются:
- исправление, коррекция поведения;
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития;
- самоутверждение личности.


Слайд 4Цель социальной терапии - помочь клиенту лучше распоряжаться собственной жизнью, мобилизуя

как собственные ресурсы, так и ресурсы окружающей среды. При этом одно из эффективных средств достижения данной цели - анализ собственной жизни.

Слайд 5Объектами социальной терапии являются: лица, которые вышли из мест заключения, мигранты,

трудные подростки, военнослужащие.
 Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д.


Слайд 6Этапы соц. терапии:
1.Знак-во с проблемой и взаимное приглашение к сотрудничеству.
2.Оценка проблемы

как будущий предмет труда спец-та.
3.Планирование и составление контракта. Выбирают стратегии будущих действий по решению проблемы.
4.Послед-ое осуществление соц-терап. мероприятий.
5.Оценка и анализ получение. результатов.


Слайд 7Методы соц. терапии:
1) Административные. Осн-ны на формал. соц. нормах. Осн-ми субъектами

явл-ся гос-е органы и учр-я. Они построены на принципах соц. иерархии господства и подчинения. Нап-р: гос-е администр. упр-е, руков-во, правовые методы.
2)Экономические методы: анализ и учет эконом. положения и эконом. интересов ч-ка или группы, связаны с деят-ю людей в экон-ой сфере общ-й ж-ни. Нап-р: конкр. оплата труда, право на труд, сист эк-их дотации и эк-ой помощи, система защиты эк-х интересов граждан.
3)Политические методы направлены на оптимизацию взаимоотн-й м/у соц. субъектами и властью. Эти методы строятся на учете полит-х интересов людей, предпол. участие опред-х соц. институтов и организаций.


Слайд 8По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую.
Индивидуальная терапия

применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности: изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким- то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групповой терапии. В последнем случае обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая часто бывает более эффективна.

Слайд 9Индивидуальная терапия
Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности:

изнасилование, семейные неурядицы и т.п. Кроме того, индивидуальная терапия применяется к тем, кто по каким- то причинам не может (например, при тяжелых заболеваниях) или не хочет участвовать в групповой терапии. В последнем случае обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая часто бывает более эффективна.
В индивидуальной терапии используется также метод самовоспитания, включающий самоизучение, самооценку, переоценку собственной личности, самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; создание желаемого образа «Я», использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, использование полученных результатов в повседневной жизни, общении и деятельности. Этот метод был заимствован из психоаналитической практики, и был приспособлен к потребностям социальной работы последователями неофредистского направления.
Одним из часто используемых в индивидуальной терапии методов является исповедальный метод. Он предполагает общение социального работника и клиента в ситуациях «один на один». Основной его целью является устранение психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод терапии доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных исследований.



Слайд 10Групповая терапия
Групповая терапия – это стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям

в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта).
Оптимальное количество участников группы – 6-8 человек; продолжительность занятий – от 1,5 часов в неделю. С.В. Тетерский выделяет такие виды групп, как учебные, основная цель которых получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем и т.д.; психотерапевтические; группы совместной деятельности, отличающиеся занятием одним делом, например, спортом, посещением театров с последующим обсуждением и т.д.; родительские; мужские и женские и др.
В.Н. Макаревич, в зависимости от целей и задач, выделяет два основных вида групп:
1) группы, созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели;
2) внутренне направленные группы, то есть созданные специально для работы с их членами и для решения внутригрупповых проблем.
Внутренне ориентированные группы также подразделяются на два вида:
- группы социализации, нацеленные на нормальное развитие своих членов;
- группы ресоциализации, и терапии, где основная цель – коррекция отклонений, возникших в результате каких-либо нарушений социализации и социально-психологическая терапия последствий этих нарушений.
Наиболее часто в группах проводится дискуссионная терапия. Как правило, ее динамика протекает через следующие ключевые этапы:
1) знакомство членов группы;
2) обсуждение ожиданий клиентов, их опасений;
3) переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью;
4) нарастание сопротивления по отношению к руководителю группы,
5) соотношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, ответственностью и активностью;
6) формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы;
7) анализ динамики развития внутригрупповых отношений с выходом на проблематику отдельного участника;
8) коррекция отношений, закрепление достижений;
9) обсуждение результатов терапии, подведение итогов;
10) рефлексия.


Слайд 11Социодрама – также метод коллективной, групповой терапии. Сущность его состоит в

том, что проблема социальных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно организованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбирательства, расследования и драматического изображения имеющихся социально-культурных различий.
Другим, очень близким по характеру, методом коллективной работы является психодрама – техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.
Такой вид социальной терапии, как арт-терапия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов: библиотерапия (с людьми, имеющими определенные интеллектуальные навыки); музыкотерапия; игротерапия; сказкотерапия; кинотерапия; песочная терапия и т.д.
Так, например, игровая терапия (иногда ее еще называют куклотерапией) – это форма терапии, используемая для облегчения общения. Участники пользуются игрушками для изображения ситуаций и конфликтов, которые невозможно или трудно вербализовать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается эффективной и в работе с взрослыми.
Такой эффективный вид социальной терапии, как трудовая терапия (трудотерапия) основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Она позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями, детей и подростков с девиантным поведением; она также является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Слайд 12Семейная терапия
Семейная терапия – это деятельность социального работника с группой членов

семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист должен стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, старается пробудить их к более гибкому поведению. При этом в основном используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия семьи.
Семейная терапия - одновременно и подход, и метод. Она представляет собой «подход к пониманию психологических проблем людей в их взаимодействии с другими. Индивид всегда рассматривается как член разных социальных систем, из которых семья, как правило, самая важная. В свою очередь семья рассматривается как система, находящаяся во взаимодействии с другими системами, такими как сообщество соседей, школа, работа и учреждения здравоохранения и социального обеспечения. В фокусе работы семейного терапевта находятся не проблемы отдельного какого-либо члена семьи («идентифицируемого пациента»), а структура и процессы семьи в целом. Работа ведется над созданием условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает реализацию потенциальных возможностей каждого члена семьи.
Существующие сегодня виды психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Одна из них -психотерапевтическая модель предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучия в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни, а как закономерный результат развития членов семьи и семьи в целом. В процессе развития исходные предпосылки: мотивация вступления в брак, поведение ребенка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль, отношение к людям и событиям, личностные характеристики и т.д. - порождают систему эмоциональных связей и взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы неадекватного реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолени
Семейный психотерапевт пользуется специальными методическими приемами, которые называются техниками семейной терапии. Большинство таких техник заимствовано из общей психотерапии. Но помимо этого разработаны оригинальные, в частности:
. «Циркулярное интервью» - психотерапевт спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях, такая техника дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье, и вследствие этого имеет хороший психотерапевтический эффект).
. «Позитивная коннотация» - положительное переопределение симптома, с которым приходит семья. Осуществляется семейным терапевтом таким образом, чтобы само знание о нем имело психотерапевтический эффект. Трудности и проблемы при этом не преуменьшаются, но семья побуждается к тому, чтобы рассматривать их как «друзей», указывающих выход из сложной ситуации.
. Включенное супервидение позволяет семейному терапевту в процессе работы с семьей посоветоваться с коллегами-советниками, которые находятся за односторонним зеркалом, и могут неявно наблюдать за происходящим.


Слайд 13Выводы
Среди основных типов задач социальной терапии на микроуровне выделяют: исправление, коррекцию

поведения и деятельности субъекта; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития субъекта; самоутверждение личности субъекта.
Первые три уровня социальной терапии являются сферой реализации социальной политики. На третьем уровне ведется социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников.
Практическая социальная работа, осуществляемая государственными учреждениями социального обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус.
Для большинства из них социальная терапия – это возможность восстановления или компенсирования тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную ситуацию, которая вызвала процесс их негативных социальных изменений. Поэтому необходимость широкого внедрения в практическую деятельность социальных служб и учреждений этой технологии социальной работы не может подвергаться сомнению.
В условиях современной системы социальной защиты далеко не каждый может рассчитывать на получение этого вида помощи. Объяснить это можно целым рядом причин. Во-первых, это связано с недостаточным финансированием социальной сферы. Во-вторых, причиной задерживания внедрения в широкую российскую практику социальной работы социальной терапии может стать нынешняя недостаточность достаточно подготовленных квалифицированных кадров. Социальная терапия является технологией, требующей высокого профессионального мастерства, наличия специальной теоретической и практической подготовки в различных областях социально-гуманитарного знания: социологии, социальной педагогики, психологии, психотерапии, медицины и др. И, наконец, в-третьих, методологическая неразработанность ее осуществления как технологической процедуры. Все эти причины способствуют тому, что на сегодняшний день социальная терапия как технология социальной работы в практической деятельности социальных служб пока еще почти не осуществляется. Развитие этого направления и вида социальной поддержки зависит от множества факторов и ресурсов: принятия соответствующих властно-управленческих решений, поддержания и развития научного интереса к изучению и разработке содержания и форм осуществления социальной терапии как технологии социальной работы.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика