Слайд 1Тема 7. Личность в системе социальных связей.
Слайд 2Основные вопросы:
1. Понятие «личность» в социологии.
2. Личность в системе социальных связей.
3.
Социализация личности как процесс усвоения социального опыта и социальной адаптации.
4. Социологические теории личности.
Слайд 3Что такое личность?
«Сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее
кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.»(К.Маркс)
«Личность — это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся или способный пользоваться определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в жизнь общества.» (В.П.Тугаринов)
Слайд 4Соотношение базовых категорий
Человек — родовое понятие (homo), отражающее неразрывную связь социума
с миром живой природы.
Индивид — единичный представитель вида homo с характерным только для него набором биологических и социальных качеств.
Личность — социальное свойство индивида, подчеркивающее его не природную, а социальную сущность.
Слайд 5В социологии личность рассматривается как:
1. Основной элемент социальных отношений, социальных общностей
и институтов.
2. Личность изучается как объект социальных отношений, то есть воздействие общества на личность в процессе формирования, социализации и воспитания.
3. Изучается социальная деятельность и активность личности, то есть личность рассматривается как субъект социальных отношений.
Слайд 6Социализация личности
Социализация - механизм включения отдельного индивида в систему социальных связей
и отношений.
Социализация - это процесс, благодаря которому отдельный человек приспосабливается к образу жизни своей группы и более широкого сообщества путем обучения тем правилам и изучения тех идей, которые содержатся в культуре.(П.Штомпка)
Социализация - врастание в общество.
Слайд 7Механизм социализации
Социализация — это двухэтапный процесс формирования действий людей через усвоение
культурных норм организации социальной жизни.
1 этап социализации — интернализация, усвоение человеком многообразия форм социального поведения других и формирование в нем многокультурной, космополитической компетенции.
2 этап социализации — экстернализация, проявление уже усвоенных отдельным человеком культурных сущностей в его социальном поведении, в действии.
Слайд 8Виды социализации
Первичная социализация — сфера межличностных отношений, отражающая положение индивида в
малых социальных группах — семье, дружеской компании, трудовом коллективе, школьном классе, спортивной секции и так далее. Здесь приобретаются навыки социальной жизни, усваиваются стереотипы, нормы, правила социального поведения.
Агенты первичной социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты первичной социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. В первую очередь это семья, школа и другие.
Слайд 9Виды социализации
Вторичная социализация — это сфера социальных отношений, которая охватывает вторую
половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, оказывающими как прямое так и опосредованное влияние на его жизнь.
Агенты вторичной социализации – представители различных администраций, официальных структур, то есть все те, кто занимает особое общественное положение и влияет на социальную деятельность индивида.
Институты вторичной социализации - производство, государство, армия, церковь, администрации, средства массовой информации и другие.
Слайд 10Виды социализации
Десоциализация - выход из системы старых ценностей, норм, ролей и
правил поведения.
Ресоциализация — следующий за десоциализацией процесс усвоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
При смене социальных сред, условий жизни индивида десоциализация и ресоциализация обеспечивают нормальную социализацию - адаптацию, то есть процесс усвоения индивидом основных элементов культуры - символов, ценностей, смыслов и норм.
Слайд 11 Ч.Х.Кули (1864-1929)
американский социолог,
автор
теории «зеркального Я»
- Считал признаком истинно социального существа способность выделять себя из группы, осознавать свое «Я».
- Человек соотносит свои действия с теми представлениями о его «Я», которые складываются у других людей.
- Другие люди - это «зеркала», в которых формируется образ «Я» человека.
- Личность - совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. Его собственное «Я» - воспринятое зеркальное отражение, сумма впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих.
Слайд 12Ч.Х.Кули считал, что «Я» состоит из:
1. представлений о том, каким я
кажусь другому человеку;
2. представлений о том, как этот другой оценивает мой образ;
3. вытекающего из этого специфического чувства «Я» вроде гордости или унижения, «самоуважения».
Стержень личности — самосознание есть результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя, как на объект, глазами других людей.
Личность — объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни.
Слайд 13
Дж.Мид (1863-1931)
американский
социальный психолог,
автор ролевой теории личности
- Происхождение «Я» целиком социально, главная его характеристика — способность становиться объектом для себя самого, то есть осознавать себя.
- Богатство и своеобразие индивидуальных реакций и способов действия «Я» зависит от разнообразия системы взаимодействий, в которых «Я» участвует.
- Структура «завершенного Я» имеет две подсистемы:
1. «I» - имеет автономный характер и является источником непредсказуемого, спонтанного поведения;
2. «Me» - это свойственная данному индивиду совокупность установок «других».
Слайд 14Ролевая теория личности
Личность — это функция от той совокупности социальных
ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то и личность есть результат от совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в них.
Социализируясь человек усваивает правила ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и таким образом становится личностью.