Социально-этнические процессы презентация

Содержание

Объективность этнических процессов/ субъективность выбора этничности нации - согражданства Этнос/социально-этническая общность – исторически возникающая особая форма коллективного существования, способная к устойчивому воспроизводству; Не случайно разграничение древними греками понятий «кайнон» (население),

Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Лекция
доктора социологических наук, профессора
Маликовой Наили Рамазановны


Слайд 2Объективность этнических процессов/ субъективность выбора этничности нации - согражданства
Этнос/социально-этническая общность – исторически

возникающая особая форма коллективного существования, способная к устойчивому воспроизводству;
Не случайно разграничение древними греками понятий «кайнон» (население), «демос» (народ в согражданстве) и «этнос» (осознание единства этнокультурных компонентов). Со времен Древнего Рима, имперское представление о «популус романос», до современного определения нации как согражданства («американцы», «россияне» и др.), не отменялось и сохранялось многообразие этнической идентификации и жизнедеятельности этносов (самовоспроизводящихся социально-этнических систем и/или?).
Впервые инструменталистская презентация «нации» - Э. Ренан в Пражском Университете – «понятие нация – это продукт Нового времени> <для ее формирования определенное значение имеют не общность языка, религии, расы, или династии, а возникновение единого духовного стремления людей жить вместе и претворять общую цель: «нация есть великая солидарность как результат священных чувств к принесенным жертвам и тем, кои в будущем еще будут принесены> <Существование нации есть ежедневный плебисцит» (Э.Ренан- «Что такое нация?» СПб. 1988,с/19).




Слайд 3Инструменталистский концепт разграничения этничности и нации
Распад Османской, Австро-Венгерской, Российской империй, формирование

наций-государств – интерес к национальному вопросу: Соц.-демократ Отто Бауэр- язык и культура не являются обязательной характеристикой НАЦИИ: «Итальянцы происходят от этрусков, римлян, кельтов, германцев и сарацин; современные французы – от галлов, римлян, бриттов и германцев: современные немцы – от германцев, кельтов и славян. Есть ли общность языка, которая объединяет людей в нацию? Но, англичане и шотландцы, датчане и норвежцы, сербы и хорваты говорят на одном языке, не представляя собой единого народа…» (О. Бауэр- «Национальный вопрос и социал-демократия». СПб, 1909.с.17)
Территория, вначале выступает как непременное условие формирования Э., перестает быть строго обязательным фактором сохранения этничности;
Язык, также первоначально являющийся условием формирования этноса, символом этнической принадлежности, может стать и становится достоянием иноэтнических групп.
Традиции, устойчивость материальной и духовной культуры (обычаи, обряды, народное искусство, религия, нормы поведения)- изменения/аккультация/инновации;
Особенности этнической психологии - специфика ценностных ориентаций, вкусов, оттенки поведения, также подвержены трансформации, внешнему воздействию.



Слайд 4Воспроизводство Этноса и динамика этнического развития
Воспроизводство этноса – преимущественное заключение этнически

гомогенных браков (передача языка, системы социально-культурных ценностей и норм);
Массовый характер, частота, длительность, всесторонность межэтнических контактов, рост числа межэтнических семей – следствием изменений становятся ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Изменения этно - демографической структуры населения –вследствие преобразований в социально-экономической и политико - идеологических сферах, в ЭС определяют как ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ/Социально-этнические ПРОЦЕССЫ.
Современные этносоциальные процессы – следствия изменений в жизнедеятельности этносов и этнических групп под воздействием факторов социально-экономических, коммуникативных, социально-культурных.


Слайд 5Типология и факторы направленности этнических процессов
Два типа ЭП: ЭТНО разделительные

и объединительные процессы
1) Этноразделительные процессы – единый некогда народ делится на несколько самостоятельных этносов (вследствие миграции и чрезмерного увеличения их численности на других территориях) – этническая дивергенция и этническая ассимиляция (наиболее значительные изменения этнических свойств, билингвизм - утрата родного языка - к лингвистической ассимиляции);
2) Этнообъединительные процессы - этническая консолидация (объединение близкородственных этнических групп) и межэтническая интеграция (объединение разнородных)
Социальные факторы ЭП: объективные демографические причины (увеличение миграционной мобильности, численности, плотности расселения, этнической мозаичности, поло - возрастная структуры населения фертильного возраста); Экономические факторы - могут стать мощной базой для развития этнической консолидации и межэтнической интеграции.
Этнокультурные факторы - изменения в языковой, культурно-образовательной сферах с увеличением межэтнических контактов – к межэтнической интеграции;
Государственно-правовые и политико-идеологические факторы - российский опыт этнополитического федерализма (следствие - искусственное стимулирование процессов этнической консолидации у ряда народов, блокирование темпов естественной этнической ассимиляции, сужение возможностей для развития процесса межэтнической интеграции.






Слайд 6Этническая ситуация и этническая идентификация
Этническая ситуация зависит от интенсивноти фронта этнических

контактов; парадоксальные ЭС влияние на Этнопроцессы (близости в языковом и культурно-бытовом отношении - помехи для этнообъединительного процесса -украинцы и русские)
В би-этнических семьях также не происходит произвольная этническая миксация: влияние коньюктуры престижа этничности, смена этничности, уход от комплекса «этнического парии», либо напротив, в условиях этнополитического патернализма (льготы, преференции по этническому принципу) – выбор «резерватной» этничности.
Влияние этнопсихологических факторов: этнической симпатии/эмпатии/антипатии, избирательности ксенофобии, этнотолерантности, этнофобии - этнокультурная и этнопсихологическая дистанции.
Ситуативность иерархии этно маркеров, направленности ЭП в условиях глобализации - одновременное включение в разнонаправленные процессы этнической консолидации, этнической ассимиляции и межэтнической интеграции.


Слайд 7Социально-политические тенденции формирований капиталистических наций
В.И. Ленин верно выделил две тенденции в

национальном вопросе, соответственно двум стадиям развития капитализма: 1) пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств; 2) развитие и учащение всяческих отношений, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки» (Н.М. – тенденции, ведущие 1) к росту этничности/этнонационализму, а затем 2) к межэтнической интеграции; но, в социальной практике, смешали последовательность и обусловленность стадий развития капитализма и тенденций развития этнической жизнедеятельности).
Два основных варианта формирования наций в рамках единого государства: 1) возникновение изначально моноэтничных государств (в Западной Европе, путем этнической консолидации и трансформации уже сложившейся народности в нацию-согражданство) и 2) в ходе развития изначально полиэтничных государств (Россия, США).
Тормоз к процессу формирования нации - искусственное и произвольное определение этнических границ (во время колониальных захватов, этнонационально-государственного строительства)


Слайд 8ДИСКРЕТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ЭК и формирование наций (1-го типа) – возникновение

изначально моноэтничных государств

Дискретность процесса этнической консолидации: возрождение консолидационного ЭП поддержка усилиями союзников по антигитлеровской коалиции (Великобритании, США . СССР), сионистского проекта создания государства Израиль (создано на территории Палестины, территории под протекторатом Великобритании, до того в имперской зависимости Османской империи, еще ранее Арабского халифата, еще ранее-Римской империи, а до того Египта и Ассирии) организована массовая репатриация евреев, бывших гражданами разных государств Европы, иудеев из Азии и Африки, реконструктуирован из ограниченно социо-функционально языка религиозной обрядовости (иврита) – государственный, многофукциональный язык общения для разноязычных граждан Израиля - ревитализированы этнообъединяющие компоненты, необходимые для ускоренного восстановления прерванного этноконсолидационного процесса.
Этническая консолидация (с У1 века) кхмеров Камбоджи: с конца Х1Х в.–1-ой пол. ХХ века - капиталистические отношения, но функции зарождающейся буржуазии - вьетнамские и китайские предприниматели, постоянно проживающие в Камбодже; став, на 70 лет колонией Франции, кхмеры, оставались в рамках целостной территориально – политической единицы (незначительные диалектные различия), а этноконсолидационный процесс был жестко прерван не столько французской колонизацией, а тоталитарным режимом (Пол-Пота/ Йенг Сари), уничтожили > 3-х млн.; лишь после свержения фашизоидной диктатуры - предпосылки для восстановления естественного развития ЭП в Камбодже.
В Европе: ассимиляция чехов в Австрийской империи, лишь вследствие борьбы славянофилов - возрождение чешского языка, культуры, этнического самосознания, восстановление ЭКП; асинхронность ЭКП хорватов (государственность 1Х - ХП вв,), затем под властью венгерских королей, Габсбургов, под властью венецианцев и турок-османов), ЭКП затянулся


Слайд 9 Формирование европейских наций 2-го типа (объединение этно/лингвистических общностей на основе макроэкономики)
Французы -

образовались в процессе этнической консолидации двух родственных народностей -обитателей южного Прованса и северных франков (Ф.Энгельс - в средние века провансцы были не более родственны французам, чем поляки русским и лишь »).
Италия – население в ХШ-Х1У вв. раздробилось на множество мелких народностей, обособленных этносоциальных организмов (генуэзцы, флорентийцы, сицилийцы); ХУ1-ХУП в.в. - упадок итальянских торговых республик и политическая зависимость от Испании, Австрии, Франции - заблокировали развитие процесса ЭК; лишь в ходе национально-освободительной борьбы и объединения страны – тенденция к этнической консолидации.
Германия - политическое объединение земель сопровождалось формированием буржуазной нации и сложным путем этнической консолидации (от трансформации политической раздробленности немецких княжеств, локальности этнического самосознания к формированию германской метаэтнической общности, с устойчивой современной моделью территориального федерализма/ федерализма земель
Примечание: Но, этническая консолидация формирования наций 2-го типа, сопровождалась этнической ассимиляцией (в Италии, проживающих на севере фризов, в Германии –полабских славян).





Слайд 10Этническая дивергенция и миксгенация
3-ий тип ЭП - этническая дивергенция переселенческих наций (франко-канадцы

(ХУП-ХУШ вве.) –практически без этнической миксации.
Северная и Латинская Америка – 4-ый смешанный тип этнического процесса, в основе которого лежали дивергенция+миксация: результат консолидации прибывших мигрантов в следующем этническом сочетании: 1) англоамериканцы (англичане+ другие европейцы); 2)англоканадцы (к. Х1Х в. – британцы в Канаде: 33,6% англичан+40,3% ирландцев+ 26,2% шотландского происхождения).
Североамериканская нация США - результат этнической дивергенции и этнорасовой миксации европейцев и представителей других рас (коренные индейцы, монголоиды эскимосы, алеуты+ негры+ иммигранты монголоиды - китайцы, японцы, вьетнамцы и др.) – «плавильный котел» - интеграция в социально- политическое и экономическое сложно структурированное сообщество, сохранив ряд не ассимилированных этнических групп.
Латинская Америка –60% смешанного населения (этнорасово) - большое значение имеет миксгенация (расовое смешение) представителей 3-х больших рас: в Бразилии за 50 лет (1835- 1890) доля негроидов < в 4 раза, а уд. вес метисов и белых > в 2 раза (в том числе и за счет иммиграции европейцев); сложились локальные этнорасовые варианты: на юге- с преобладанием европеоидных черт, а на востоке, где в прошлом было множество рабовладельческих фазенд, чаще негроидные черты; значительная доля индейско-португальской метисизации: в Центральной Америке - преимущественная мисгенация белых и индейцев, к началу ХХ века метисы-ладино составили треть населения.
Ассимиляционные и консолидационные процессы многократно усилились в Новом Свете после второй мировой войны.


Слайд 11Современные этносоциальные процессы
Парадокс нелинейности тенденций к межэтнической интеграции и этноконсолидации.
Процесс глобализации

носит объективный характер: предполагается, что в современном динамично развивающееся общество доминируют процессы межэтнической и транснациональной интеграции, страны, народы находятся в теснейшей и неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости, быстро прогрессирующей интернационализацией всех сторон жизни;
Это требует укрупнения масштабов основных этнических подразделений, расширения межэтнических хозяйственных и культурных связей, появление обширных транснациональных ареалов взаимодействия: усиление межгосударственной кооперации, ТНК, межрегиональной экономической интеграции, что в свою очередь потребовало свободного перемещения капитала, произведенной продукции, миграции населения.
СССР, в 40-е, 50-е, 60-е. 70-е гг. ХХ века - отмечались объединительные тенденции в развитии социально-этнических процессов, то с конца 80-х – начала 90-х гг. - поворот от сильной тенденции к межэтнической интеграции к стимулированию центробежной тенденции этнического изоляционизма.
В постсоветской России, искусственное стимулирование (начало 90-х) условий для этнической дифференциации и сепарации (создание новых этнонациональных государственных образований -Адыгея, Ингушетия), отклик на призывы к этнополитической субъектности – обусловил субъективный, идеологический, политизированный, не объективный характер направленности этнического процесса.
В некоторых странах СНГ, отдельных субъектах РФ, также как в бывшей Югославии, афро-азиатских странах - приоритет лояльности к своему этносу, племенному сообществу, трайбу, клану, роду - обусловила регресс в развитии этнических процессов

Слайд 12ЭТНОдемографический процесс как фактор формирования современных наций
УСЛОВНО моноэтничными считаются страны, где

95% населения - представители основного этноса (Бангладеш, Иордания, Италия, Норвегия, Польша, Португалия, Япония, большинство арабских стран).
Полиэтничные государства - можно сгруппировать по удельному весу основного этноса в составе населения: 1)Этническое большинство 80-94% - Франция (90% французы), Мадагаскар (88% - малагасийцы), РФ (русских 82%), Великобритания (англичан 80%), Кампучия (более 80% кхмеры), Ирак (арабов 80%), Кипр (греков 80%), Иран, Китай. 2) Этническое доминирование 50-79% - Бирма (бирманцев 73%), Шри Ланка (сингалов 71%), Швейцария (германоязычных более 65%), Бельгия (фламандцев 56%), Таиланд (тайцев более 50%), Малайзия (малайцев 55%). 3) Страны, где этническое большинство составляет больше трети, но менее половины населения: Канада (англоканадцев около 45%), Филиппины (висайя 41%); 4) Этнически мозаичные страны - среди десятков народов нет этноса, составляющего треть населения: Индия, Индонезия, Новая Гвинея (500-700 разноязычных этникосов); в Африке, страны с высокой степенью этнической мозаичности - Нигерия, Конго, Заир (мозаичность сочетается с наличием архаических, этноклановых образований);
Страны этнического дуализма – а) те, в которых помимо доминирующего по численности этноса есть еще один крупный этнос, составляющий не менее 15% населения (в 1-ой группе - в Иране (курдов 18%), на о.Кипр (18% турки); во 2-ой группе - Шри-Ланке (22% тамилов), в Канаде (около 30% франко-канадцев), Филиппины (тагалы- 21%); б) в первых 3-х группах, заметна роль нескольких этносов - в Великобритании (шотландцы-9%, ирландцы –2,6%, уэльсцы – 1,6%); в Бирме: карены (8%), шаны (7%), чипы(2%), моны (1,5%); в Испании: каталонцы (14%), галисийцы (7,2%), баски (2,2%); в) Этнокультурный и расовый плюрализм полиэтничных стран (в РФ, помимо преобладающего антропологического типа европеоидов, этносы, относящихся к монголоидной расе).


Слайд 13 Социальная обусловленность типа этнических процессов
В моноэтнических государствах – основной процесс этнической

консолидации: масштабы, глубина и интенсивность ЭП зависят от уровня социально-экономического и этно-социального развития: в урбанизированных обществах (Италия, Япония, Германия) в ходе этнической консолидации происходит завершение унификации бытовой культуры, стирание субэтнических различий; в архаических, традиционных обществах - локальные этнические группы (Бангладеш, Бурунди, Иордания) сохраняют значительные этнокультурные различия. Этническая консолидация сопровождалась зачастую этнической ассимиляцией (в Алжире и Марокко – арабизацией берберов, кабилов и туарегов; в Японии – айнов; в Норвегии-саамов и квенов; в Италии –фриулов).
В ряде полиэтничных стран - новые этнические общности, под воздействием современных социально-экономических условий трансформация родо-племенных структур (Танзания, из нескольких Э/банту- ньямвези (ок. 2-х миллионов).
Ассимиляционные процессы в полиэтничных странах - более значительные масштабы, чем в моноэтничных: в США белое европейское население ассимилировано англосаксонским большинством; в Индии ассимилировались малые народы (бирхоны, бхилы, коли, гонди, дубла, превращаясь, в низшие касты хинди, урду). Этнической ассимиляции подвержены иммигранты: (Германия- 3,5 миллиона, Франция – ок.3 млн,. в Великобритании свыше 1,5 миллионов, в Швейцарии – около 800 тысяч (ранее - в основном из менее развитых европейских стран, рост числа не европейцев, «цветных иммигрантов» (в Великобритании - 1 млн); особая группа этнических мигрантов составляют хуацяо (выходцы из Китая, торговля), обособленность расселения в чайна-таунах; в Америке –трансконтинентальная и континентальная миграция (США, за короткое время пуэрториканцев - более 1,5 млн). Этническая ассимиляция на Кубе - растворение иммигрантов, включая негров и индийцев, среди местного населения.
Существенный фактор этноассимиляции - длительность проживания: вне процесса ассимиляции остаются временные трудовые или экономические мигранты, в максимальной мере подвержены ассимиляции те, кто прошел процедуру «натурализации» ( получение вида на жительство, а затем и гражданства).


Слайд 14Парадоксальный характер протекания этнических процессов
В Англии - ирландцы, самые ранние

группы иммигрантов, прибывшими из сопредельной территории, в минимальной мере подвержены этнической ассимиляции, устойчиво сохраняют этническую идентичность и обособленность (сила этнических предубеждений, из-за давних враждебных отношений с англичанами).
В Великобритании - по Закону о натурализации 1948 года, на жителей британских доминионов, территорий, находившихся в зависимости от британской короны, автоматически распространяется право на обретение британского гражданства (последними по времени этим правом воспользовались многие жители Сингапура). Для остальных иммигрантов процедура натурализации и обретения гражданства Британского Содружества предполагала: а) постоянное место жительства в Великобритании; б) служба британской короне не менее 12 месяцев (при условии 4-х летнего ПМЖ); в)хорошую репутацию; г) знание английского языка.
В РФ, до февраля 1996 года (продление до 1999 года) аналогичное право за бывшими гражданами СССР - пункт «Г» статьи 18-ой (по упрощенной схеме обретения российского гражданства, независимо от национальной принадлежности и ПМЖ)).


Слайд 15Специфика процесса социально-этнической адаптации иммигрантов
Переходный период этнической маргинальности –характерное состояние для

2-го, иногда и для 3-го поколения – Роберт Парк (“Marginal Man”).
Среди японских иммигрантов в США у различных поколений были выявлены определенные различия в ценностных ориентациях: конформистские представления, свидетельствующие о приверженности старому этнокультурному миру ценностей традиционной японской ментальности (1-е поколение –“Jssej”); маргинальные состояния этнического сознания у 2-го и 3-го поколений –”Njssej” и “Sansej,”уже у родившихся в Америке.



Слайд 16Этническая ассимиляция
Этническая ассимиляция, как правило предполагает растворение меньшего по своей численности

этноса в большом, то есть имеет односторонний характер. Иногда, небольшой этнос может ассимилировать представителей более крупного этноса, оказавшихся, в силу определенных обстоятельств, оторванными от основной массы своего этноса.
Социальные каналы этнической ассимиляции: 1) носят двусторонний характер; 2) язык, культура (подчас, существенно содействуют правовые нормы: в Швейцарии, каждый житель переселяясь в кантон с другим языком, должен выучить местный язык. Это не только ускоряет лингвистическую ассимиляцию иноязычных швейцарцев, но и способствует сохранению кантонального языка и культуры германо-швейцарцев, франко-швейцарцев и итало-швейцарцев.
Примеры насильственной этнической ассимиляции - недавняя история реализации этнонациональной политики (великоханьской)в КНР.
Восприятие потенциальной угрозы ассимиляции - обострение этнического самосознания, представлений о принижении статуса этничности: у басков в Испании; у шотландцев, уэльсцев – в Англии; у фламандцев – в Бельгии; у франко-канадцев – в Канаде и т.д.

Слайд 17Межэтническая интеграция
МЭИ -наиболее значимый и масштабный процесс, в условиях современной мультикультурной

реальности и социальной динамики - предполагает этнокультурное взаимодействие не родственных народов и этнических групп - результатом успешной межэтнической интеграции – формирование современных государственно-гражданский наций (полиэтничности согражданства), метаэтнических общностей (представляющих макросоциальный уровень интеграции этнических общностей)- американцы, россияне, британцы, испанцы.
Важная роль языка межэтнического общения и социального института образования, чаще всего - язык этнического большинства : русский, английский, испанский; в Эфиопии-амхара, в Танзании-суахили; либо язык бывшей метрополии (в Анголе-португальский, в Заире –французский). В свое время, на о.Сингапур национальным языком был объявлен малайский (малайцев 15%, китайцев -76% ), административным языком - английский, а китайский и тамильский были признаны официальными языками. В Индии распространен билингвизм, полилингвизм (наряду с родным языком, в ходу употреблении- хинди, урду, английский и др.языки), несмотря на то, что, официальным языком считается хинди, практическая сфера применения, социальные функции английского языка расширяются.
Создание новых социально-этнических общностей: в результате этногенетической миксации, этнической дивергенции, вследствие миграции и, межэтнической интеграции – в ЮАР, буры-африканеры.
Парадокс новейшего времени - одновременное усиление масштабов миграции и урбанизации, экономической, социальной, политической, культурной интеграции, в контексте глобализации, сопровождаемые ростом межэтнической напряженности, межэтнических столкновений.


Слайд 18 Дорогие студенты, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! “Dum docenum, discimus!” nrmalikova@mail.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика