Слайд 1Становление и современное состояние
российской гендерной системы
Слайд 2Теория гендерной системы Роберта Коннелла
Гендерная система – система отношений между
полам, охватывающая все стороны общественной жизни – приватной и публичной.
Гендерные режимы – «правила игры», определяющие гендерные взаимодействия в конкретных социальных институтах (гендерные режимы семьи, государства, улицы и т.п.).
Слайд 3 В различных общественных структурах формируются разные гендерные отношения, которые невозможно свести
к единой модели.
Коннелл выделяет 4 «структурные модели» гендерных отношений:
структура профессии;
структура власти;
структура эмоциональных отношений;
структура символических репрезентаций.
Эти модели автор рассматривает как равнозначные и автономные, в них во всех есть определенные гендерные режимы.
Слайд 4Сфера профессии
разделение на «мужские» и «женские» профессии – многие женщины
заняты в непрестижных и малооплачиваемых областях;
разделение между высококвалифицированным и низкоквалифицированным трудом – большая часть женщин по сравнению с мужчинами выполняет работу, не требующую высокой квалификации;
разница в оплате труда мужчин и женщин – за одинаковый труд женщины получают меньшую заработную плату, чем мужчины.
Слайд 5Сфера власти
Власть как легитимная сила неразрывно связана с маскулинностью.
Сфера эмоциональных отношений
Во
взаимоотношениях любой гетеросексуальной пары всегда существует «двойной стандарт» поведения.
Сфера символических репрезентаций
В различных символах, культурных и лингвистических практиках гендерные различия воспроизводятся, подчеркивая определенные отношения власти и подчинения (присваивание замужней женщины фамилии мужа, репрезентация пола с помощью одежды, макияжа, тональности голоса, стиля речи и т.п.)
Слайд 6Особенности советского гендерного порядка
Советская гендерная система имела значительную специфику, связанную, прежде
всего, с положением женщин.
Положение женщин в советском обществе всегда было очень противоречиво.
С одной стороны, приверженцы Советской системы неизменно указывают на достаточно прогрессивную и даже протекционистскую социальную политику по отношению женщинам.
С другой стороны, критики советской системы подчеркивают наличие вертикальной и горизонтальной сегрегации на рынке труда, незначительное участие женщин в политике и их загруженность домашней работой.
Слайд 7 М. Бакли отмечала, что в 20-е гг. были сделаны серьезные шаги
в направлении равенства между полами в области домашнего труда, материнства и сексуальных отношений.
В.З. Голдман писала, что большевистская политика 20-х гг. реально привела к полному освобождению женщин, но в дельнейшем картина была испорчена материальными обстоятельствами и подъемом сталинизма.
В 30-е гг. «освобождение женщин» завершилось. Как отметила И. Аристархова, «большевики пересмотрели позицию женщин в семье, на рынке труда и в обществе лишь для того, чтобы подчинить их коммунистическим порядкам».
Слайд 8 Участие женщин в общественном производстве было прагматической и идеологической задачей: для
подчинения женщин политическому контролю необходимо было разрушить традиционную семью, вывести их из подчинения родственникам-мужчинам и найти новую сферу деятельности. Женщины выделялись из сферы приватного, из-под зависимости мужчин под защиту государства.
Для решения грандиозных задач индустриализации просто необходима была женская рабочая сила.
Между 1928 и 1940 гг. абсолютное число работающих женщин увеличилось в 5 раз, а их доля в общей массе занятых увеличилась с 24 до 39%.
Слайд 9 Важной частью большевистских проектов было также «переопределение материнства». Было решено переместить
часть функций семьи в публичную сферу – открыты общественные столовые, прачечные, учреждения общественного воспитания детей.
В 1936 г. были запрещены аборты. Одновременно с запретом абортов начинается предоставление различных вознаграждений, прежде всего, многодетным матерям.
Коммунистическая гендерная политика была инновационной, трансформирующей, но, тем не менее, она базировалась на традиционной трактовке естественности и незыблемости половых различий.
Слайд 10 К 60-м гг. необходимости в широком вовлечении женщин в производство уже
не было, главное внимание стало уделяться другим моментам:
образованию женщин, чтобы более полно использовать их потенциал;
рождению детей (в особенности русских) – внушал тревогу низкий уровень рождаемости в России и высокий в мусульманских регионах.
Именно поэтому репродукция русских женщин стала рассматриваться как главный долг женщины, более важный, чем работа.
Слайд 11 В итоге к позднесоветскому периоду сложилось специфическое положение с занятостью работающих
матерей: многие из них работали на реальных рабочих местах, но имели практически фиктивные обязанности, позволяющие им в рабочее время заниматься своими делами. Реальная квалификация при этом часто не соответствовала их должности.
Был сформирован определенный тип гендерной культуры: большое количество работающих женщин, воспринимающих как свою работу, так и свое материнство как выполнение обязанностей перед государством.
Слайд 12Советская маскулинность
Несмотря на то, что женщины всячески поощрялись в СССР
к участию в общественном производстве, мужчины имели все условия к тому, чтобы занимать в этой сфере лидирующее положение: на всем протяжении существования советского режима они имели более высокий социальный статус и абсолютно доминировали на всех властных позициях во всех сферах общества.
Ведущей чертой советской маскулинности было общественное признание.
Слайд 13 Тем не менее, женщинам были даны определенные властные ресурсы по отношению
к мужчинам:
массовое вовлечение в общественное производство давало женщинам определенную экономическую и социальную независимость по отношению к мужчинам;
политизация материнства при относительном пренебрежении к роли отца легитимизировала контроль женщины над детьми и подрывала позиции мужчины в семье;
государство различными путями помогало женщинам контролировать поведение мужчин: женщины использовались как дисциплинирующая сила в борьбе за культурную трансформацию.
Слайд 14 В позднесоветские десятилетия (70-80-е гг.) эволюция гендерного прядка привела к ситуации,
которую Е. Здравомыслова и А. Темкина охарактеризовали как «кризис маскулинности» - состояние относительной депривации, в результате которой соответствующее поколение мужчин рассматривалось обществом как когорта неудачников.
Гегемонная советская маскулинность (служение родине, государству) оказалась в это время плохо действующим нормативом как в связи с изменением социальных ценностей, так и из-за реальных социальных изменений.
Слайд 15Трансформация гендерных отношений в постсоветскую эпоху
Крах советской системы лишил существующую систему
гендерных отношений институциональной поддержки:
женщинам больше не гарантируются рабочие места;
система социальных льгот не оказывает реальной помощи;
материнство стало частным институтом и частной же ответственности.
В таких условиях мужчины должны взять на себя оставленные государством традиционные мужские обязанности кормильцев, но происходит массовое падение реальной заработной платы, особенно в «мужских» отраслях
Слайд 16 Можно выделить следующие особенности постсоветских гендерных отношений:
значительная устойчивость гендерных образцов,
сложившихся в период существования советского гендерного порядка;
нарастание напряжения в отношениях между полами, поскольку государство практически устранилось от привычной роли посредника в этих отношениях;
незыблемое доминирование мужчин в публичной сфере;
ассиметричное распределение обязанностей в семье;
Слайд 17 проблемы как у женщин, так и у мужчин с выстраиванием
собственной гендерной идентичности;
новые гендерные сценарии широко репрезентируются в СМИ, но плохо соотносятся с жизненными реалиями большинства россиян;
гендерная сегрегация на рынке труда и ее острые социальные последствия;
высокий и образовательный уровень и относительная экономическая самостоятельность многих российских женщин.
Это дает основания предполагать, что имеющая свои уникальные черты российская гендерная система имеет определенный потенциал развития в направлении гендерного равноправия.
Слайд 18Гендерные контракты
Ряд авторов (И. Тартаковская, А. Темкина, А. Роткирх), указывают на
то, что понятие «гендерная система» тесно связано с понятием «гендерный контракт».
Гендерный контракт - доминирующий тип гендерных отношений, как практических, так и символически репрезентируемых на каждом данном этапе развития гендерной системы.
Смысл разделения понятий - в том, что если гендерная система в посткоммунистической России не претерпела принципиальных изменений по сравнению с советскими временами, то в области гендерных контрактов произошли изменения.
Слайд 19 Можно выделить 3 основных типа гендерных контрактов, сложившихся при советском режиме:
легитимный контракт
анти-легитимный контракт
промежуточный между ними теневой контракт.
Слайд 20Легитимный контракт в СССР
Подразумевал базовый тип гендерной социализации женщины как работающей
матери.
Контракт работающей матери с государством подразумевал, что женщина, со своей стороны, будет совмещать участие в общественном производстве с неоплачиваемой работой по обслуживанию своей семьи.
Государство же, со своей стороны, предоставляло ей для этого необходимые условия: оплачиваемый декретный отпуск, бесплатное медицинское обслуживание, детские учреждения и другие льготы.
Слайд 21 Господствующая гендерная роль работающей матери имела солидную идеологическую поддержку.
Был сформирован
определенный тип гендерной культуры: большое количество работающих женщин, воспринимающих как свою работу, так и свое материнство как выполнение обязанностей перед государством.
В то же время, существовали исключения из правила: жены офицеров и представителей высшей партийно-советской номенклатуры официально могли не работать. Одинокие или разведенные женщины лучше продвигались по карьерной лестнице. А в некоторых трудовых коллективах женщины с “несложившейся личной жизнью” представляли большинство и задавали тон, в этом случае дискриминации подвергались семейные женщины.
Слайд 22Анти-легитимный контракт в СССР
Является противоположностью первому, “официальному” контракту, и регулирует гендерные
роли, которые при советском режиме подавлялись и носили криминализированный характер: проституция, гомосексуализм, “дедовщина” в армии, отношения в исправительных учреждениях и т.п.
Их существование официально не признавалось, они могли обсуждаться только в рамках специальных профессиональных дискурсов (область криминалистики, сексопатологии). Тем не менее, отношения в этой сфере также подразумевали определенные правила игры.
Слайд 23Теневой контракт в СССР
промежуточный вариант между тем, что “написано на
лозунгах” и тем, за что “сажают в тюрьму”, реальная жизнь, в которой присутствуют явления прямо не запрещенные, но официально не признаваемые: сексуальные отношения (на уровне легитимного контракта имеет место лишь романтическая любовь и материнство); разводы; аборты; контрацептивы; супружеские измены.
Это все богатство разнообразных практик, к которым прибегают представители обоих полов, чтобы “наладить свою личную жизнь”.
Слайд 24Трансформации гендерных контрактов в постсоветской России
Легитимный контракт, подразумевающий доминирование гендерной
роли “работающей МАТЕРИ” (с акцентом именно на материнской функции) раскололся на две части: РАБОТАЮЩАЯ мать (уже с акцентом на работу) и собственно мать - домохозяйка.
Происходит важное смещение субъектов контракта: государство во многом устранилось от своих обязанностей. Женщина находится в “контрактных отношениях” прежде всего, со своей семьей или своими социальными сетями.
Слайд 25 Теневой контракт становится более выраженным, на его базе складываются новые модели
поведения. Имидж сексуальности символически репрезентируется и начинает активнейшим образом разрабатываться. “Реальная жизнь” проникает в сферу масс-медиа, становится предметом обсуждения.
Антилегитимный контракт в основном выходит наружу, многие его элементы (не связанные с насилием) перестают преследоваться в юридическом порядке (гомосексуализм, проституция).
Слайд 26 Новые типы гендерных контрактов:
Женщина, ориентированная на карьеру - контракт становится более
приемлемым с общественной точки зрения, получает определенную идеологическую поддержку и символически репрезентируется.
Домохозяйка - этот тип контракта может стимулироваться высокой женской безработицей, но часто является и результатом свободного выбора. По сути это - один из вариантов развития “теневого контракта”.
“Спонсируемая женщина”. - отчасти речь идет уже о легитимизации анти-легитимного контракта.
Слайд 27 Принципиальное значение для функционирования всей советской системы имел также гендерный контракт
государства с мужчинами:
1. Легитимный тип маскулинного контракта. Базовый маскулинный архетип солдата, воина - один из кирпичиков, на которых была построена крепость тоталитаризма. Профессия военного для мужчины была одной из самых престижных, а шанс стать его женой для девушек - один из самых удачных. Кинематограф, эстрада, литература, праздники “работали” на утверждение социальной привлекательности, а также биографической комфортности роли военного.
Слайд 282. Теневой маскулинный контракт. В реальной жизни большинство молодых людей призывного
возраста не стремились служить в армии, существовала и масса анекдотов про военных “с единственной кольцевой бороздой от фуражки”.
3. Антилегитимный контракт. Существовали и пользовались успехом “шикарные мужчины” с деньгами неясного происхождения.
Таким образом, и у мужчин в советской действительности существовали модели альтернативных гендерных контрактов или, скорее, прото-контрактов, которые были затем четко очерчены в посткоммунистический период.
Слайд 29 Изменение условий контракта в постсоветской России оказалось для мужчин не менее
резким, и даже более болезненным, чем для женщин.
Военные оказались одной из социально незащищенных категорий населения.
На первое место выдвинулась фигура антилегитимного контракта: мафиози, антагонист “строителя социализма”.
Между новыми моделями поведения мужчин и женщин существует, с одной стороны, определенное соответствие (“крутому бизнесмену” в пару хорошо подходит “женщина - Барби”), а с другой, достаточно сильное напряжение (работающие матери”, а особенно “женщины карьеры” вряд ли примирятся с жестким “маскулинным Ренессансом”).