Слайд 1
Тема 2: «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ»
П Л А Н :
1.
Понятие социального института и его типология.
2. Институт как нормативная система и социальная организация.
Слайд 21. Понятие социального института и его типология.
Социальный
институт выступает как ведущий компонент социальной структуры общества, вбирающий в себя и координирующий деятельность людей, упорядочивающий социальные отношения во всех сферах общественной жизни.
Этимология – термин «институт» в переводе с латыни означает «установление, устройство». Впервые определение социального института дал американский социолог и экономист Торстейн Веблен в книге «Теория праздного класса» (1899). Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. Считал, что институты возникают как способы реагирования на внешние изменения и стимулы.
Ч.Миллс считал, что институт – это общественная форма совокупности социальных ролей. Классифицировал их по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.).
Слайд 31. Понятие социального института и его типология
По
мнению Л.Бовье социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей и целей. Человек участвует в институте через механизм социальных статусов.
«Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» (С.С.Фролов)
Понятие институт имеет два значения:
Узкое техническое – название научных и учебных заведений…
Широкое социальное – совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений (напр. институт науки, брака, наследования, религии).
Слайд 4Понятие социального института
В наиболее общем виде социальный институт представляет собой:
Ролевую
систему, включающую нормы и статусы;
Совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
Формальную и неформальную организации;
Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
Определенный комплекс социальных действий.
Таким образом, социальный институт – крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Это совокупность символов, верований, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни (семья, религия, образование, экономика, управление и т.д.)
Слайд 5Формирование социальных институтов
Социальные институты формируются многие тысячелетия
в процессе культурной эволюции человечества. Они помогают личности и обществу приспосабливаться к окружающей реальности.
На первоначальном этапе человеческое стадо основывалось на эндогамии (греч. – внутрибрачная связь). Выбор партнера в другом стаде запрещен. Инцеста, гемофилия (царевич Алексей у Николая 2).
Затем экзогамия (наружная брачная связь). Это привело к появлению первого запрета – запрета кровосмешения. Появилась первая социальная норма.
Постепенно формируются правила человеческого общежития (Нагорная проповедь), институт семьи и брака. Любого злоумышленника, нарушающего социальные нормы и правила ждало суровое наказание.
Слайд 6Институционализация социальных институтов
Важную роль играет институционализация – процесс
определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему для удовлетворения общественных потребностей.
С момента зарождения общества существовали поединки, ссоры, драки – превратились в спортивные соревнования, беспорядочные половые отношения – институт брака и семьи, стихийные протесты – в политические партии. Это тот базис на котором держится социальный мир.
Однако наступает время, когда происходит институциональный кризис. Причиной – неспособность этого института выполнять свои функции. Кризис образования (США трижды в 60-е, 70-е и 80-е годы), политический кризис (Киргизия), (Россия – кризис образования, медицины, семьи).
Слайд 7Признаки социального института
= Установки и образцы поведения (привязанность, ответственность и уважение
в семье, субординация в государстве);
= Символические культурные признаки (флаг, обручальное кольцо, крест, икона);
= Утилитарные культурные черты (дом для семьи, фабрики для производства, аудитории для Вуза, храмы для религии);
= Устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
= Идеология (демократия, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или ислам в религии).
Внешние свойства. К ним относятся: объективность (не зависят от нашего существования), принудительность (служба юношей в армии), моральный авторитет и легитимность (применение государством силы для преступников, террористов).
Слайд 8Типология социальных институтов:
Главные, фундаментальные институты:
1) потребности в
воспроизводстве рода (институт семьи и брака); Семья существует около 500 тыс. лет.
2) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); Государству – 5-6 тысяч лет.
3) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство); Производство насчитывает 2 млн. лет, когда было создано человеком первое орудие труда.
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, науки и культуры); Образованию также как и государству 5-6 тысяч лет.
5) потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт идеологии, религии). Религия возникает 30-40 тысяч лет назад.
Слайд 9Типология социальных институтов:
Неосновные, частные институты
Они возникают
внутри главных институтов в виде практик, методов, приемов. В экономических институтах – конвертация валюты, защита собственности, маркетинг, рынок и т.д. В институте семьи и брака – отцовство и материнство, родовая месть, наследование и др.
В отличие от основных институтов неосновные выполняют специализированную задачу, обслуживают конкретный обычай или потребность. Например, среди неглавных политических институтов – паспортная прописка, судебная экспертиза, суд присяжных. В экономических отношениях – очередь за товарами.
Слайд 10Функции социальных институтов:
1. Универсальные функции, охватывающие все
стороны жизни общества:
= Удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества (безопасности, качества жизни, духовных запросов населения);
= Социализация людей;
= Регулирование взаимоотношений между людьми, государствами, народами;
= Интеграция населения, коллективов, обществ;
= Коммуникация людей и др.
2. Специфические функции, охватывающие деятельность лишь определенных институтов:
Воспроизводство населения (институт семьи);
Добывание средств существования (институт производства);
Наведение порядка в обществе (государство);
Слайд 11Функции социальных институтов:
Открытие и передача новых знаний (наука и образование);
Отправление духовных
ритуалов (культура и религия).
3. Дисфункции, когда обществу институтом приносится не польза, а вред. Хорошо организованное образование приносит пользу, плохо организованное – только вред. Деятельность церкви может также идти с разными знаками.
Любой институт общества на разных этапах может выполнять положительные функции, или привести к дисфункциям. Войны, революции, политические и экономические кризисы непосредственно связаны с функционированием социальных институтов.
Слайд 12Функции социальных институтов:
Функции и дисфункции бывают явные и латентные.
Явные, когда они официально заявлены, всеми осознаются и выполняются. Они ожидаемы и необходимы, формируются и декларируются в законах, кодексах.
Латентные – скрытые функции, приводящие, зачастую, к обратным последствиям. Таких примеров из нашей жизни множество: дискуссии о принятии законов о борьбе с пьянством и алкоголизмом, запрещении проституции, введении института смертной казни. Или обучение в университете – для одних – получение глубоких и прочных знаний, для других – отсрочка от армии, приобретение хороших связей и т.д.
Слайд 132. Институт как нормативная система и социальная организация
Анализ функционирования социальных институтов показывает, что они выступают как определенные компоненты общей системы. Это тот базис, который обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и управляемость.
Великие цивилизации прошлого и настоящего могли существовать благодаря прочности нормативной системы. Эта система обеспечивала духовное единство нации, этническое самосознание, способность народа к творчеству и созиданию.
В нормативной системе все элементы должны быть согласованы и взаимоувязаны. Если общество провозгласило ведущую роль норм целомудрия и верности, то на первый план выходит моногамный брак, равенство мужчины и женщины.
Слайд 14Институт как нормативная система
Социальный институт сегодня
трактуется как сложная конфигурация обычаев, нравов, условностей, этикета, традиций, предписанных норм.
Обычаи – представляют собой образцы поведения, пришедшие к нам из далекого прошлого и указывающие, как вести себя сегодня в повседневной жизни. (дни рождения, встреча нового года, празднование юбилея, встреча выпускников, благодарность, рукопожатие, пожелание здоровья и др.).
Усвоение обычаев начинается обычно с 2-летнего возраста и продолжается всю жизнь. Обучение детей гигиене и общей культуре при социализации.
Слайд 15Институт как нормативная система
Нравы – строго соблюдаемые
и ненарушаемые обычаи. Люди их соблюдают с оценкой правильности или неправильности. Если нравы нарушаются, то человека называют безнравственным, аморальным. Некоторые нравы имеют запретительный характер и называются табу. Воровство, обман, убийство и др…
Условности – связаны с обычаями и нравами и показывают необходимость вежливого обхождения с другими людьми, выполнением или попранием нравов.
Манеры одевания, соблюдение дресс-кода в определенных условиях и обстановки, использование украшений.
Слайд 16Институт как нормативная система
Этикет – формализованный кодекс
вежливого поведения. Часто путают с манерами. Можно хорошо знать этикет, но иметь дурные манеры. Есть разные этикеты в различных странах, но нет дурного этикета. Манеры могут быть. Есть этикет делового человека, этикет поведения в больнице, церкви, этикет телефонного разговора или поведения за столом.
Традиции связаны с обычаями, но не охватывают единичных явлений, а связаны с историческими, типичными явлениями. Национальные традиции, традиции гостеприимства, демократии. Отдельные институты имеют свои традиции – армия, школа, вуз, больница – чувства гордости, патриотизма, преданности.
Предписанные нормы – вводятся специальными постановлениями и закрепляются законодательно. Много в семье, экономике, политике. Меньше в культуре и религии.
Слайд 17Институт как социальная организация
Слово
«организация» - франц. – придаю стройный вид, устраиваю. Организация – форма или способ совместной деятельности людей, позволяющая скоординировать и систематизировать данный социальный институт.
Имеют свое название, устав, цели и задачи, сферу деятельности, порядок работы и др. В экономике – предприятия, банки, фирмы, в политической сфере – партии, союзы, правительство и государственная дума. Мы можем говорить и о семье, и преступной группе, и футбольной команде.
Слайд 18Формирование социальных организаций
Социальная организация – большая
социальная группа, сформированная для достижения определенных целей (Н.Смелзер).
Организационные структуры начинают формироваться задолго до нашей эры. Первыми примерами может служить армия.
Четкая организационная структура характерна и для церкви. Так, православная церковь включает 15 автокефальных церквей, каждая из которых имеет белое и черное духовенство и 3 ступени: епископство, священство и диаконство.
Слайд 19Институт как социальная организация
Любая социальная организация
имеет иерархию, т.е. систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при которых нижние контролируются и подчиняются верхним.
Каждый исполнитель имеет четко предписанный круг должностных обязанностей, роли и статусы, объединенные благодаря каналам коммуникации.
Любая социальная организация в миниатюре напоминает общество со своими ролями, типами и формами распределения власти, лидерства, престижа, карьеры, правил поведения и сложившихся традиций и обычаев.
Существуют и свои символы: для государства – флаг и герб, семьи – обручальное кольцо, университета – эмблема выпускника, предприятия – торговая марка.
Слайд 20Классификация социальных организаций
1. По роли и месту в системе общественных отношений:
=промышлеено-хозяйственные и финансовые;
=административно-управленческие;
=образовательные и научно-исследовательские;
=военные;
=культурно-воспитательные;
=социальные (здравоохранение, соц.обеспечение…)
2. По отношению к государству:
=государственные;
=негосударственные (общественные) – политические партии, ассоциации, творческие союзы, добровольные общества, клубы
Слайд 21Классификация социальных организаций
3. По интенсивности социального контроля:
=добровольные ассоциации (защита интересов людей);
= тотальные (защита общественных интересов – военные учреждения, тюрьмы, монастыри и т.д.)
4. По степени проявления личностных качеств:
= формальные (отношения формализованы);
= неформальные (спонтанно сложившиеся личные связи).
Слайд 22Институт как социальная организация
Динамика социальных институтов:
= жизненный цикл института
от момента зарождения до исчезновения. Включает три фазы: зарождение, фаза эффективности, дезорганизации.
= функционирование зрелого института. Если институт существует не для удовлетворения потребностей людей, а ради своего существования, то это гибельно для общества. Советская система образования в 60-е годы была самая передовая в мире, затем стагнация, сейчас снова подъем. Однако в этой организации накопилось много проблем, связанных с разрывом теоретической и практической фаз обучения…
= эволюция социальных институтов. Каждый институт прошел долгие стадии эволюции: производство, семья, религия, политика.
Слайд 23Институт как социальная организация
Так, в начале прошлого века основными чертами семьи
были:
патриархальная и авторитарная;
мало разводов;
возраст вступления в брак (22 года);
большая семья (4,3 ребенка в семье);
рождение последнего ребенка (31,9, а сейчас в 25,8)
постоянное место жительства;
женщина находится постоянно дома;
закрепощенное сексуальное поведение, строгие санкции к женщине за измену;
неформальное и плохо поставленное сексуальное воспитание в семье.
отсутствие планирования деторождения;
Все институты тесно взаимосвязаны между собой. Особую роль играет институт производства, который позволяет или нет развиваться динамично семье, образованию, политическим партиям и т.д.
Слайд 24Институт как социальная организация
Очень важно, насколько люди доверяют социальным
институтам. Уровень доверия к органам власти в нашей стране, как и везде, постоянно колеблется. Сегодня больше всего население в мире доверяет такому социальному институту как церковь (66,4% опрошенных). Значительно ниже доверие к государственным институтам.
Политическая элита должна не только постоянно замерять общественное мнение по поводу функционирования соответствующих институтов, но и направлять свои действия для поддержания в обществе политической стабильности и демократии.
Таким образом, социальный институт представляет собой определенную ролевую систему, включающую совокупность обычаев, традиций и правил поведения, формальную и неформальную организации, совокупность норм и учреждений, а также обособленный комплекс социальных действий.