Слайд 1Средства оценивания компетентности
Слайд 2Какие качества и способности необходимы современному человеку?
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Слайд 3Моделирование ситуации, в которой должна проявиться компетентность
Основная трудность оценки компетентности связана
с тем, что она формируется и проявляется только в деятельности студента, а следовательно при обучении и оценивании эту деятельность необходимо планировать и организовывать
Слайд 4Основные идеи компетентностного подхода
Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и
внешние ресурсы для постановки и достижения цели
знания
умения
навыки
способы деятельности
психологические особенности
ценности
информация
люди, группы, организации
Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов
Слайд 5Знания — это то, что человек знает, помнит на теоретическом, общем
уровне.
Умения — это то, что человек может сделать или произвести какой-либо продукт
Навыки — это умения, которые хорошо отработаны, частично переведены на уровень автоматизма и применение которых является высокоэффективным.
Знания, умения, навыки — это единицы культуры и общекультурных ценностей
Компетентности и компетенции — это единицы рыночной экономики и профессиональной деятельности.
Слайд 6Модельное представление компетенций
Слайд 7Все компетенции социальны по своему содержанию, так как вырабатываются, формируются и
проявляются в социуме и призваны помогать людям (специалистам) решать новые проблемы в знакомых и незнакомых ситуациях.
Они имеют сложную компонентную структуру:
• гностический компонент, характеризующий знания студента как основу компетенции;
• фундаментальный компонент, характеризующий умения выполнять определённые действия;
• ценностно-этический компонент, опирающийся на личностные качества и характеризующий отношение личности к осуществляемой деятельности.
Слайд 8Взаимосвязь компетентности, компетенции и структуры деятельности наглядна в подходе с выделением
четырёх уровней компетенции
1) «личностное ядро»;
2) профессиональная компетентность;
3) компетенции;
4) показатели результативности (эффективности) деятельности.
Слайд 9Первый уровень — «личностное ядро». В него входят личностные особенности и
индивидуальные способности человека. Это характеристики, которые либо являются врождёнными, либо сформированы у человека уже к 20-25 годам и во взрослом возрасте изменяются очень медленно.
В состав «личностного ядра» входят:
общие способности, способствующие успеху человека в любой деятельности (интеллект, обучаемость, креативность);
специальные способности, дающие человеку возможность достичь успеха (скорость реакции, музыкальный слух и др.);
«большая пятёрка» личностных характеристик, являющихся наиболее глобальными и универсальными личностными особенностями всех людей: стрессоустойчивость, лидерский потенциал, общительность и коммуникативные способности и две формы ответственности: локус- контроль — ответственность перед собой, а также нормативность — ответственность перед другими людьми.
Слайд 10Второй уровень — профессиональная компетентность, под которой понимаются все приобретённые в
ходе обучения и/или практической деятельности знания, умения и навыки.
К профессиональной компетентности можно отнести образование и программы повышения квалификации, которые дают человеку знания и частично умения, а также профессиональный опыт, напрямую влияющий на формирование навыков. В профессиональную компетентность также входят специфические особенности стиля мышления, восприятия и переработки информации.
Проблема диагностики профессиональной компетентности возникает, например, при приёме на работу, формировании резерва, а также при проведении процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности.
Слайд 11Третий уровень — сформированные компетенции.
1) область или сфера ответственности человека в
данной должности;
2) характеристика человека, влияющая на успешность профессиональной деятельности.
В широком смысле компетенцию понимают как характеристику человека, влияющую на успешность деятельности, а в узком смысле — как поведенческие особенности эффективности деятельности.
К особенностям компетенций можно отнести:
• поведение, приводящее к эффективному выполнению деятельности;
• специфичность для конкретной деятельности;
• личностные особенности человека за счёт приобретённых им знаний, умений и навыков.
Слайд 12Четвёртый уровень — показатели результативности (эффективности) деятельности. Под показателями результативности (эффективности)
деятельности понимают характеристики, отражающие результат профессиональной деятельности человека.
В англоязычной литературе используются следующие термины, обозначающие показатели результативности различного типа:
KPI ‒ Key Performance Indicators— «ключевые показатели эффективности», или «сквозные», текущие показатели деятельности;
MBO‒ Management by Objectives — «управление по целям», или «разовые» показатели достижения тех или иных конкретных целей, например внедрение чего-либо;
BSC‒ Balanced Score Card — «система сбалансированных показателей», под которой понимают систему показателей, комплексно учитывающих различные аспекты деятельности: производственные показатели, показатели в области охраны труда, экономические показатели, показатели управления персоналом.
Слайд 16В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое
сокровище» Ж. Делор сформулировал «“четыре столпа”, на которых основывается образование:
научиться познавать,
научиться делать,
научиться жить вместе,
научиться жить»
Слайд 17На основе анализа запросов работодателей выделено шесть наиболее важных кластера компетенций:
1) готовность
к разрешению проблем;
2)технологическая компетентность;
3)готовность к самообразованию;
4)готовность к использованию информационных ресурсов;
5)готовность к социальному взаимодействию;
6)коммуникативная компетентность.
Слайд 18По рабочей классификации проекта TUNING универсальные компетенции разделены на три категории:
инструментальные, межличностные и системные.
Инструментальные компетенции включают в себя: базовые знания общие и профессиональные; когнитивные способности; способности понимать и генерировать идеи и соображения; методологические способности разрешения проблем; технологические умения, связанные с использованием техники; коммуникативные и лингвистические навыки на родном и иностранном языках; компьютерные знания и навыки управления информацией, умения извлекать и анализировать информацию из различных источников; способности организовывать время, выстраивать стратегии обучения; способность организовать и спланировать работу, управлять окружающей средой.
Слайд 19Системные компетенции — это сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать,
каким образом части целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения в целях совершенствования системы и конструировать новые системы.
Межличностные компетенции — это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.
Слайд 20Когнитивные результаты по таксономии мыслительных операций
Слайд 21Содержание образования
специально конструируемые педагогические ситуации
Индивидуально-личностный результат ребенка
Слайд 22Дескрипторы уровней освоения компетенций
В Болонском процессе реализуются Дублинские дескрипторы, принятые в
Дублине (март 2002 г.) и являющиеся составной частью Европейской рамки квалификаций высшего образования. Разработанные международной группой экспертов в рамках Совместной инициативы качества и создания единой европейской зоны высшего образования они представляют собой согласованные требования к оценке результатов обучения на каждом цикле высшего образования
Слайд 23Выделяют пять наборов критериев:
1) приобретение знания и понимания;
2) применение знания и понимания;
3) формирование суждений
и осуществление выборов;
4) передача знания и понимания;
5) способность продолжать обучение.
Слайд 25Требования к уровням компетенций
Слайд 27Разработка критериев и показателей. Шкалы
Большинство компетенций имеют два, три или более
параметров измерений, поэтому разрабатываются и используются соответствующее число шкал.
Например, компетенция ОК: «Работа в команде»:
Шкала «A»: Способен взаимодействовать с одногруппниками
Шкала «Б»: Способен нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений
Шкала «В»: Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
Слайд 28Построение шкал оценивания
на примере ОК 7
Слайд 29Построение шкал оценивания
на примере ОК 7
Слайд 30Построение шкал оценивания
на примере ОК 7
Слайд 32Выделите возможные аспекты ОК 1: Владеет культурой мышления, способен к обобщению,
анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее решения
Слайд 33Формы и методы оценки компетенций
Контент-анализ
Интервью-собеседование
Структурированное интервью
Ситуационное интервью
Моделирование ситуации
Оценка по решающей ситуации
Групповые
дискуссии
Метод независимых судей
Ассесмент центр
Слайд 34Разработка процедуры оценивания компетенции
Формирование экспертной комиссии
Моделирование педагогической ситуации, в которой должна
проявиться компетентность студента
Формулирование показателей компетентности, которые могут быть выявлены в этой ситуации
Погружение студента в смоделированную ситуацию
Наблюдение экспертами за деятельностью студента
Получение усредненной экспертной оценки показателей, построение профиля компетентности
Сообщение результатов оценки студенту, анализ результатов, консультация по дальнейшему совершенствованию компетентности
Σ
Слайд 35Ассесмент-центр
комплексная процедура оценки, в структуру которой входят разнообразные методы и формы
диагностики, например:
бизнес-симуляция (представляет собой несколько взаимосвязанных упражнений – индивидуальных, парных и командных, объединенных одним сюжетным контекстном и моделирующих различные управленческие ситуации);
аналитический кейс (индивидуальное или групповое письменное задание);
специализированные тесты и опросники (как правило, это тесты интеллектуальных способностей и личностные опросники);
интервью по компетенциям и др.
Слайд 36Пример технологической карты ассесмент-центра
Слайд 37Пример технологической карты ассесмент-центра (продолжение)
Слайд 38Домашнее задание
Выбрать профессиональную компетенцию по профилю подготавливаемой специальности
Определить дескрипторы по выбранной
компетенции
Предложить критерии оценивания
Провести оценку по выбранной компетенции на практическом занятии у своих сокурсников
Показать полученные и обработанные результаты в виде профиля выбранной компетенции