Социология: история предметного самоопределения презентация

Содержание

Курганский филиал РАНХиГС Тематический план дисциплины: 1. Социология: история предметного самоопределения. 2. Структура и функции социологии, актуальные проблемы развития науки. 3. Социологический анализ общества: методы и категориальное обеспечение. 4. Общество

Слайд 1
Курганский филиал РАНХиГС
Социология

Ст. преподаватель кафедры ГМУ Шилова Т.С.
Направление подготовки
38.03.04 Государственное

и муниципальное управление
Квалификация: прикладной бакалавр,
Очное отделение, 108/50//18/32/21

Слайд 2
Курганский филиал РАНХиГС
Тематический план дисциплины:
1. Социология: история предметного самоопределения.
2. Структура и

функции социологии, актуальные проблемы развития науки.
3. Социологический анализ общества: методы и категориальное обеспечение.
4. Общество и культура.
5. Социальные институты.
6. Направления исследования социальной структуры и стратификации общества в современной социологии. Процессы социальной стратификации и мобильности в истории России.
7.  Проблема взаимодействия личности и общества в истории социологии.
8.  Процесс социализации личности в современном российском обществе: анализ противоречий.
9. Социальные изменения и социальная стабильность.
10.  Эвристический и прагматический потенциал социологии начала XXI века.

Слайд 3
Социология (франц. sociologie, от лат. socictas — общество и

греч. lógos — слово, учение; буквально — учение об обществе), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. 
Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений (Смелзер Н.)

Курганский филиал РАНХиГС

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 4
Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании

социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о  социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах  взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения (Ядов В.А.).
Социология – это наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов, организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и неосознанных мотивов поведения (Кравченко А.И.).

Курганский филиал РАНХиГС

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 5
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Основные предпосылки возникновения науки:

3

предпосылки
1. Промышленная революция в Европе XVIII - XIX в.в.
2. Французская буржуазная революция 1789 г.
3. Духовно-идеологическая революция в обществе.


Социально-экономические, политические, духовно-нравственные и научно-практические предпосылки формирования социологического знания.

Основатели социологии, европейские ученые XIX в. (краткое изложение их идей и теорий включено в отдельные главы этой книги), стремились понять и объяснить огромные перемены, происходившие в результате промышленной революции, развития демократических идей и институтов.


Слайд 6
Курганский филиал РАНХиГС
Выделилось три подхода:
За возвращение к относительно спокойному феодальному прошлому

– Т.Гоббс, Дж.. Локк (наследственная власть, жесткое религиозное регулирование поведения людей и т.д.).
Социалистические теории. А.Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и другие стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале, полагая, что для их реализации достаточно убедить правителей прекратить межчеловеческие раздоры и принять их “самый справедливый” способ обустройства жизни.
Третий подход образовал собственно основоположник социологии – О. Конт. Ученый сделал ставку на создании теории, основанной на эмпирических исследованиях реального общественного бытия, пытаясь выявить законы его развития, найти как причины возникновения деструктивных сил, раздоров и несправедливости, так и факторы порядка и прогресса, зарождения идеалов свободы и справедливости.

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 7
Курганский филиал РАНХиГС
Огюст Конт (1798 -1857)  (позитивист)
Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные

труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854). «Девиз позитивизма — Любовь, Порядок, Прогресс», — утверждает О. Конт.
Наука об обществе, идею которой обосновывал О. Конт должна была быть позитивной (положительной) как минимум в двух смыслах:
-опираться на положительные, т. е. достоверные факты, и
- приносить некоторые положительные результаты, т. е., служить благоустройству общества, его организации, а не дезорганизации.

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 8
Курганский филиал РАНХиГС
О. Конт прорицательно поднял проблемы и сегодня находящиеся в

фокусе социологической мысли, среди которых:
— валидность теории;
— гуманитарная составляющая развития наук;
— возможности социального планирования;
— социальное счастье и социальная патология;
— классовые, расовые и гендерные идентификации, их влияние на решение проблем социальной солидарности;
— роль политиков в обществе.

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 9
Курганский филиал РАНХиГС
«Социальная физика» - таково первое определение,

которое ученый дает социологии как позитивной науке. По аналогии с разделами физики
О. Конт подразделил социологию на:
«социальную статику»;
«социальную динамику».
Социология базируется на пяти принципах, выражающих суть позитивизма:
1) реальное в противовес химерическому;
2) полезное в противовес негодному;
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному .

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 10
Курганский филиал РАНХиГС
О. Конт обосновал ряд «законов»:


Закон «трех

стадий»,
закон классификации наук, определяющий иерархию позитивных наук,
закон двойной эволюции,

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 11
Курганский филиал РАНХиГС
Знаменитый закон «трех стадий», или «трех состояний» О.Конта
Общество и

человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:
Теологическая, или фиктивная, стадия (фетишизм, политеизм, монотеизм).
Метафизическая, или абстрактная, стадия (сущности или абстракции).
3) Позитивная, или реальная, или научная стадия (закон постоянного подчинения).

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 12
Курганский филиал РАНХиГС
Единство и иерархическая структура всего бытия

-
классификация наук- шесть основных наук:

-социология;
биология;
-химию,
-физику,
-математика;
астрономия.


1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 13
Курганский филиал РАНХиГС
О. Конт при создании науки об обществе

принял на вооружение эмпирические методы, характерные для естествознания:
— метод наблюдения;
— собирание, тщательное описание и объяснение фактов с целью выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями.
— метод эксперимента, имея в виду косвенный, опосре- дованный эксперимент в виде исследования общественных аномалий (войн, революций), полагая, что по болезни общества можно судить и о его норме;
— метод сравнения «различных последовательных состояний человечества».

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 14
Курганский филиал РАНХиГС
К. Г. Маркс (1818-1883) - основоположник научного коммунизма, системного

подхода, теории социального конфликта.
  Основные труды: «Капитал» «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и т.д. 
Автор биполярной универсальной классовой модели.
Исторический процесс представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций, неизбежно ведущую к переходу от классово-антагонистического общественного строя к бесклассовому коммунистическому обществу.

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 15
Курганский филиал РАНХиГС
К. Г. Маркс об обществе
Общество представляет

собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой.
«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу», - писал он.
Общество - это «продукт взаимодействия людей»; при этом люди не свободны «в выборе той или иной общественной формы».

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 16
Курганский филиал РАНХиГС
Сравнительный анализ подходов
О.Конта и К.Г.Маркса
Для Конта

«нормальное» социальное развитие предполагает преемственность, опору на традицию, отсутствие резких скачков и сдвигов.
Для Маркса, наоборот, «нормальное» социальное развитие - это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги.
По Конту, фундаментальные структуры общества в принципе неизменны, изменяется, в сущности, лишь социальная оболочка; развитие происходит как бы согласно французской поговорке «Чем больше меняется, тем больше остается самим собой».
У Маркса, наоборот, общество непрерывно изменяется в самой своей основе.

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 17
Курганский филиал РАНХиГС
Сравнительный анализ подходов
О.Конта и К.Г.Маркса
По Конту,

социальный прогресс носит мирный, непротиворечивый характер. Он, правда, признает критические фазы в социальном развитии, когда происходят революционные изменения и столкновение раз­личных социальных сил, но это для него все-таки скорее патология, чем норма.
Для Маркса, наоборот, социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода - источник социального развития.
Тема классов и классовой борьбы - центральная у Маркса.

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 18
Курганский филиал РАНХиГС
Периодизация этапов эволюции социологии.
Досоциологический период
Первые теоретические

представления об обществе, месте и роли в нем человека, о взаимодействии индивидов, групп и организаций в общественной жизни появились в самом начале возникновения и развития человеческих цивилизаций, примерно 8-10 тысяч лет тому назад. Более или менее развитые системы таких теоретических воззрений (Древняя Индия, Китай, Вавилония, Египет, Греция, Рим).
Сократ, Платон, Аристотель.

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 19
Курганский филиал РАНХиГС
Периодизация этапов эволюции социологии.
Досоциологический период
Западная Европа

- средневековые представления об обществе.
Аврелий Августин (Блаженный) «О граде божьем» и «Земной град»; деятели эпохи Возрождения - Данте Алигьери и Леонардо да Винчи, Т. Мор и Т. Кампанелла; Н.Макиавелли «Государь», «Искусство войны»;
XVII - XVIII в.в. – английский философ Т. Гоббс, французские философы XVIII века Ш. Монтескье, М. Вольтер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, Ж.Ж. Руссо и др.

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 20
Курганский филиал РАНХиГС
Периодизация этапов эволюции социологии.

Классический период в развитии социологии:

1 этап - с 30-х годов XIX в., эта новая область научного знания сформировалась сначала в качестве единой и нерасчлененной науки об обществе.
2 этап - с н.20 в. - теоретическая дифференциация социологии как единой науки, наряду с ее частными теориями и выделяется общая социология как наука, изучающая наиболее общие свойства и законы развития общества (Дюркгейм Э.).

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 21
Курганский филиал РАНХиГС
Периодизация этапов эволюции социологии.
В рамках нового этапа развития социологии


4 периода:
1этап - 1920-1930-е гг. -наступление эмпиризма.
2 этап - 1940-1960-е гг. - усиление теоретико-методологических построений.
3 этап - 1970-е - середина 1980-х гг.- попытка, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросоциологию, вывести науку на новый уровень теоретическою осмысления процессов.
4 этап - последние 10-15 лет, обнаруживаются принципиально иные тенденции, имеющие интегративный характер. период «постклассических» и «постнеклассических» построений.

1. Социология: история предметного самоопределения.


Слайд 22
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Понятие национальной школы в социологии.

Типология социологических школ.
В социологии - два направления в получении и накоплении знаний. Одно изначально ориентировалось на методы наблюдения и эксперименты, обосновав эмпирическое направление.
Другое направление - теоретическое, нацеленное на концептуальное осмысление реалий социальной жизни.
В контексте этих направлений в развитии социологии всегда существенную роль играли школы.
По определению известного американского социолога Э. А. Тирикьяна — это значительная группа ученых, объединенных общей идентификацией с конкретной теоретической ориентацией, большинство из которых имеют мало или даже не имеют личных контактов. Отметим некоторые наиболее известные школы.

Слайд 23
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Национальные школы социологии: французская школа

Французская школа социологии  представлена такими значительными учеными, как Г. Тард, Г.Лебон, Э. Дюркгейм.
В конце XIX в. именно во Франции заметно усиливается интерес к изучению явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов.
Интерес к психологии масс особенно усилился после французских революций 1789, 1848 гг. Франция - родина социологии.
Во французской культуре была впервые осмыслена потребность в светском мировоззрении и светском образе жизни. Здесь была сформулирована идея прогресса как поступательного движения общества по картезианства.

Слайд 24
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Национальные школы социологии: французская школа

Франция является родиной Просвещения – наиболее влиятельного интеллектуального движения в истории мировой культуры. Социология во Франции ориентирована на выяснение законов общества.
Для французской школы основными темами исследования были разделение труда, коллективное сознание и солидарность, религия и самоубийство, историческая динамика общества.
К середине ХIХ в. во Франции формируются такие направления мыслей, как опыт построения теорий прогресса (Ж. Кондорсе) и теории "социальной физики" (А. Кетле).
Э. Дюркгейм создает французское социологическое сообщество, организует первый французский социологический журнал. Он прокладывает пути к нескольким значимым направлениям французской социальной науки, среди которых структурная лингвистика, а далее, – французский структурализм.

Слайд 25
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Национальные школы социологии: немецкая школа


Социальная целостность – "тотальность" общества всегда выше, нежели человеческое существование.
Только в этой целостности, которая чаще всего обретает воплощение в государстве и нации, отдельный человек находит смысл своего существования.
Представители – Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд, К.Маркс.
Для представителей немецкой школы социологии главными темами исследований являлись отчуждение труда, рациональность и бюрократия, эволюция капитализма и развитие общества, религия, социальные институты и общности, мотивация экономического поведения. 

Слайд 26
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Национальные школы социологии: немецкая школа

С установлением нацистской диктатуры "социология закончилась". Огромное число представителей немецкой культуры эмигрировали в Великобританию и США.
Сложнее обстояло дело с Г. Фрейером, А. Геленом и Г. Шельским. Эти социологи поддерживали нацизм, но после освобождения Западной Германии войсками союзников и создания зон оккупации , они оказались полезными.
Характерной особенностью немецкой социологии 1990-х гг. становится эклектизм. Он характеризуется разрывом с традициями немецкой классической социологии и основательной американизацией немецкой общественной мысли. Характерной особенностью немецкой социологии 1990-х гг. становится эклектизм. Он характеризуется разрывом с традициями немецкой классической социологии и основательной американизацией немецкой общественной мысли.

Слайд 27
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Национальные школы социологии: немецкая школа


Франкфуртская школа социологии

Франкфуртская школа социологии соединила марксизм с психоанализом. В ее недрах зародилась так называемая критическая теория, которую еще именуют <тотальной диалектической критикой общества>.
Видными представителями Франкфуртской школы считаются Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас, а также Л. Левенталь и Ф. Поллок - первое поколение, А. Шмидт, А. Вельмер - второе поколение этой школы.
К теоретическим истокам школы относят марксизм и <левый> фрейдизм, принявший в Германии форму <фрейдомарксизма>, а во Франции-сюрреализма (А. Бретон).
Определяющее влияние на взгляды представителей этой школы оказали идеи Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, ранних Лукача, Корша, Блоха, позднее - герменевтика Гадамера, связанная с Гуссерлем и Хайдеггером.

Слайд 28
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Национальные школы социологии : английская

школа
Множество тех вопросов, которые были поставлены в континентальной культуре лишь в ХIХ в., в Англии рассматриваются в начале ХVII в.
Речь идет о В. Шекспире, сформировавшим своего рода образцы социально-психологического анализа мотивации поведения людей в борьбе за власть, наследство, в разрешении извечной проблемы долга и личной заинтересованности, противостоянии благородства и подлости.
Герберт Спенсер - английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.

Слайд 29
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Национальные школы социологии: развитие социологии

в США
Американская социология представлена именами многих ученых, прежде всего, именами Р.Парка, Ч.Кули, Д.Дьюи, Т.Парсонса, А. Смолла, У. Г. Самнера.
В США огромную известность приобрела Чикагская школа. В1892 г. возник первый в мире социологический университет, возглавляемого А.Смоллом, с которого началась институциализация университетской социологии.
Сам университет был основан семейством Рокфеллеров. Чикагская социологическая школа (Chicago School of Sociology) - явление в социологической науке действительно уникальное, не только вызывающее интерес у исследователей, но и имеющее безусловную значимость для развития социологии и ее утверждения как академической дисциплины. Ее основателем считается Р. Парк.

Слайд 30
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Национальные школы социологии: развитие социологии

в США
Чикагская экономическая школа (Г. Шульц, Дж. Л. Лафлин, Веблен, Ф. Найт, У. Митчелл), в середине 60-х гг. ХХ в. перешла на позиции неолиберализма.
Ее главные представители второго поколения - М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер - выступали за невмешательство государства в экономику, полагая, что рыночный механизм обеспечит ее функционирование. Чикагская психологическая школа (Л. Терстоун, Дж. Энджелл, Б. Рамп, Дж. Уотсон, Г. Лэдд, Г. Карр, Дж. Г. Мид) возникла в рамках функциональной психологии. Получили известность также Чикагская школа политических наук (Ч. Мерриам.Х. Госснелл, Лассуэлл, Л. Уайт, Э. Фройнд),
Чикагская антропологическая школа (Ф. Старр, Ф. Коул, Э. Сепир, Редфилд), Чикагская школа философии, ориентировавшаяся на прагматизм (Дж. Дьюи, Дж. Тафте, Э. Мур).

Слайд 31
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Особенности эволюции отечественной социологии (дореволюционный,

советский и постсоветский этапы).
В процессе становления российской социологии можно выделить шесть этапов.
1этап - 1860- 1890, позитивизм, марксизм. Социальная мысль России сливалась с общекультурным процессом (Н. Чернышевский и Н. Добролюбов, А. Герцен).
2 этап – 1890 г. — начало XX в. (народничество, марксизм, географический детерминизм, органицизм, концепция культурно-социологических типов, субъективная школа, психологическое направление; классический позитивизм (П. Лавров и Н. Михайловский, Н.Кареев).
3 этап – первая четверть XX в., период после 1917 г. и до конца 1920-х гг. - неопозитивизм достаточно широкое признание получили российские социологи Н. Бухарин и П. Сорокин, В.М. Бехтерев, С. Звоницкая, П.А. К.М. Тахтарев Г.П., Зеленый, В.В. Савич и др. Вводится ученая степень по социологии.

Слайд 32
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Особенности эволюции отечественной социологии (дореволюционный,

советский и постсоветский этапы).
4 этап – период сталинской догматики (1929-1953 гг.). К концу 30-х годов ХХ в. социологию упразднили.
5 этап - конец 50-х — 90-е годы XX в. "Оттепель", последовавшая за смертью Сталина, ознаменовалась возрождением социологии в 1960-е гг. (С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслов, В.А. Ядов Б.А. Грушин, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, А.Г. Харчев, В.Э. Шляпентох, В. Н. Шубкин и др.)
В 1969 был создан институт конкретных социологических исследований ( с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал “ Социологические исследования “.
6 этап в развитии отечественной социологии берет свое начало с рубежа 1980-х – 1990-х гг. Отраслевая социология, интегративная социология. П.Н. Федосеев, Г.Е. Глезерман. А.Г. Здравомыслов, Р.И. Косолапов, Н.В. Марков, Г.В. Осипов , Г.Е. Зборовский, Ж.Т. Тощенко и мн. другие.

Слайд 33
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Становление и развитие социологии на

Урале
Организуются региональные центры социологических исследований. Один из ведущих среди них — Уральский центр (организатор и руководитель Л.Н. Коган).
Существенным является вклад этого центра в развитие теорий среднего уровня:
социологии личности, социологии культуры, теории социальной структуры (Л.Н. Коган),
социологии средств массовой информации (В.И. Волков),
социологии молодежи (Ю.Р. Вишневский),
социологии труда (Г.Е. Зборовский, Екатеринбург),
социологии семьи ( Б.С. Павлов, Екатеринбург; А.А. Петраков, Ижевск),
региональной социологии (Ф.С. Файзуллин, Уфа),
социологии образования (Г.Е. Зборовский, Б.Ю. Берзин, Екатеринбург; Н.С. Ладыжец, Ижевск),
социального планирования (Н.А. Аитов, Алма-Ата),
социологии медицины (Э.М. Виноградова, Оренбург),
социологии села (А.А. Разин, Ижевск).

Слайд 34
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
В 1989 г.

было создано Российское общество социологов (РОС). За годы его существования на почетном посту президента побывали член-корреспондент РАН Н.И. Лапин, директор калужского Института социологии А.Н. Зайцев, президент компании “Инновационные системы” в г. Одинцово В.С. Дудченко. В 1993 г. президентом РОС был избран В.А. Ядов.
Развитие мировой теоретической социологии будет зависеть от особенностей тех или иных стран, в которых ей предстоит доказывать свою необходимость и полезность. Это связь с актуальностью проблем, волнующих данную страну.
Большинство социологов все же полагает, что социология страны или региона должна быть связана с национальными традициями, их историей и в то же время учитывать и использовать накопленный международный социологический опыт.           

Слайд 35
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.

Особенности неклассической социологии 21в.

(Россия):

1). Связь с достижениями естествознания;
2). Упор на человека, его соц. активность, культуроцентричность, анализ его жизненных сил;
3). Предметное поле – закономерности исторически конкретного способа жизнеосуществления человека как биопсихосоциального существа.
4) Проблемы глобализации и национальной безопасности.

Представители: Т. Парсонс, Н. Луман, Э. Гидденс, П. Бурдье,  В.Радаев, О. Шкаратан, М.Ф.Наумова, С.Г. Кирдина,  Заславская Т.И.,  И.В. Бестужев- Лада, Ю.А. Левада, Н.А. Аитов, Ж.Т. Тощенко, В.И. Добреньков и мн. др.



Слайд 36
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.

Особенности постнеклассичекой социологии (Россия):
1). Междисциплинарный

и комплексный подход к анализу социальной реальности;
2). Синтез социогуманитарного и естественно-научного знания;
3). Использование полипарадигмальных подходов;
4). Включение современных направлений системного анализа (синергетика, диатропика, фрактальный подход (нечеткость, ломанность, размытость соц. ялений);
5). Опора на традиционную восточную философию и русский антропокосмизм
6). Расширение представлений о предмете социологии и стирание междисциплинарных различий с социогуманитарными науками.

Слайд 37
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
1. Социология представляет собой

интеллектуальный продукт XIX века. Первыми предшественниками социологии были античные социальные философы Платон и Аристотель. Базовые идеи и концепции новой науки были разработаны в европейской социальной философии XVII–XIX веков – задолго до официального рождения социологии.
2. Основателем социологии считают Огюста Конта, который вначале называл эту новую науку «социальной физикой». В течение существенного времени социология развивалась в соответствии с разработанными Контом принципами позитивизма.
Первым фундаментальным принципом позитивизма является признание универсализма, т. е. универсальных законов развития и функционирования общества, неотделимых от законов природы.
Вторым краеугольным камнем позитивизма является признание необходимости и целесообразности использования в изучении общества тех методов, которые утвердились в естествознании.

Слайд 38
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
3. Важный вклад в развитие

социологической науки внес Карл Маркс. Он разработал универсальную схему аналитического исследования способа производства, призванную объяснить структуру общества и закономерности его эволюции.
В отличие от всех других социологов современной ему эпохи, которые отстаивали реформистские направления социального развития, Маркс выступал за революционный путь изменения общества. Маркс считается основоположником так называемой теории конфликта, поскольку он определял противоречия и конфликты в качестве важнейшего фактора социальных изменений, как движущую силу истории.
4. Выдающийся английский мыслитель Герберт Спенсер внес большой вклад в развитие мировой социологии, создав учение о социальной эволюции, на которую, в свою очередь, немаловажное влияние оказала эволюционная теория Дарвина. Основной закон социального развития, по Спенсеру, – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. кадры.

Слайд 39
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Спенсер разработал

идею о том, что все общества последовательно развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами.
Такое развитие эволюционно по своему характеру и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов – дифференциации и интеграции. Спенсер способствовал введению в науку важного социологического понятия «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности.
5. Институционализация социологии как особой научной и учебной дисциплины связана с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма. Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей основанной им французской социологической школы, является проблема социальной связи и, в частности, выявление различных видов социальной солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: механической солидарности (доиндустриальное и отчасти традиционное общество); органической солидарности (позднее доиндустриальное, а затем – индустриальное общество). профессиональные кадры.

Слайд 40
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Благодаря скрупулезному

социологическому анализу такого социального явления, как самоубийство, Дюркгейма считают пионером использования статистических методов в социологии.
6. Одним из наиболее заметных классиков социологии, оказавших серьезное влияние на развитие современной социологической мысли, считают Макса Вебера. Вебер сконструировал систему из четырех идеальных типов социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Кроме того, Вебер разработал практически все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии. Это учение о социальном действии и мотивации, общественном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании. Это основы социологии религии, социологии города, социологии социального господства, экономической социологии и социологии труда. Это теория бюрократии, концепция социальной стратификации и статусных групп, основы политологии и института власти, учение о социальной истории общества и рационализации, учение об эволюции капитализма и института собственности.

Слайд 41
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
7. В социологии вплоть

до Первой мировой войны доминировала немецкая социологическая школа. Одним из видных ее представителей был Фердинанд Теннис, который, в частности, предложил типологию человеческих сообществ, ставшую позже классической: Gemeinschaft – община, где господствуют непосредственно личные и родственные отношения, и Gesellschaft – общество, где преобладают формальные институты.
8. Еще одним выдающимся представителем немецкой школы считают Георга Зиммеля, учение которого часто называют формальной социологией – за то, что основным предметом изучения он считал «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие.
9. Важнейшую роль в развитии мировой социологической науки – как теоретической, так и эмпирической – сыграла американская социологическая школа, к числу наиболее видных представителей которой относят Альбиона Смолла, Уильяма Г. Самнера, Толкотта Парсонса и мн. других.

Слайд 42
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
10. В России теоретическая социологическая

мысль довольно успешно развивалась с конца XIX по начало третьего десятилетия XX веков.
Следует отметить имена таких выдающихся русских мыслителей, как М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, П. А. Сорокин. Однако после 20-х годов в российской социологии последовал продолжительный период затишья – на протяжении почти 30 лет в стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии, не проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога.
11. Первые шаги по возрождению социологии в России были сделаны в 60-е годы XX века. Возрождение российской социологии относят к концу 80-х-началу 90-х годов. В 1998 году в вузах страны насчитывалось около 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах страны успешно функционируют социологические факультеты, готовящие профессиональные кадры.

Слайд 43
Курганский филиал РАНХиГС
1. Социология: история предметного самоопределения.
Домашнее задание:
Чтение учебной и справочной

литературы на тему.
Подготовка докладов по теме на семинарское занятие:
Национальные социологические школы в классической социологии:
- французская (О.Конт, Г.Тард, Э.Дюркгейм);
- английская (Г.Спенсер);
- немецкая (К.Маркс, Г.Зиммель, М.Вебер);
- американская (Р.Парк, Ч.Кули, Д.Дьюи, Т.Парсонс);
- российская (Н.Михайловский, М.Ковалевский, П.Сорокин).
3. Составление словаря (социология, здравый смысл, отрасль социологии, позитивизм, проблемное поле науки, социальная проблема).



Слайд 44
Спасибо за внимание!
Курганский филиал РАНХиГС


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика