Социологическая мысль в России презентация

Содержание

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ «Проникает» в Россию примерно в 40е-года ХIХ века 40е – 60е гг. ХIХ в. – предсоциологический этап 60е – 90е гг. ХIХ в. – первый этап

Слайд 1Социология
Лекция 6


Слайд 2СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ
«Проникает» в Россию примерно в 40е-года ХIХ века

40е

– 60е гг. ХIХ в. – предсоциологический этап
60е – 90е гг. ХIХ в. – первый этап
Начало ХХ в. – 1918 год – второй этап
20е – 30е гг. ХХ в. – третий этап
С 50х – до наших дней – четвертый этап


Слайд 360е – 90е гг. ХIХ в. – первый этап

Связан с концепциями

«народников», представителями субъективной школы, натуралистического и психологического направления
Основа социологической мысли – позитивистская теория О. Конта
Формирование географической школы, школы органицизма, психологизма, марксизма

Слайд 4Начало ХХ в. – 1918 год – второй этап

Происходит процесс институционализации

социологии

Распространение идей неопозитивизма (сочетание идей функционализма и эмпирические исследования)


Слайд 520е – 30е гг. ХХ в. – третий этап

Бурное развитие теоретической

социологии (А. Сорокин, М. Хвостов, Н. Бердяев)

В 1922 – высылка большой группы ученых, снижение уровня отечественной социологии

Слайд 6С 50х - до наших дней – четвертый этап

Возрождение интереса к

социологии

Расширение масштабов социологических исследований, социология приобретает прикладной эмпирический характер

Вторичный этап институционализации социологии

Современная социология – самостоятельная наука об обществе как целостной системе, её подсистемах и отдельных элементах

Слайд 7МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ

Теоретический уровень: анализ основных понятий, категорий и

законов социологии, наиболее общих проблем строения и функционирования общества

Эмпирический уровень: различные формы конкретной статистической, документальной информации об изучаемых социальных явлениях и процессах


Слайд 8ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Подготовка исследования

Сбор первичной социологической информации

Подготовка и обработка собранной информации

Анализ

информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций


Слайд 9СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с поставленными целями и выдвинутыми задачами исследования подразделяют

на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные обычно проводятся с научными целями

Прикладные имеют практические цели


Слайд 10СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В зависимости от глубины количественного и качественного анализа предмета исследования,

масштабности и сложности решаемых в его ходе задач различают:

Разведывательное
Описательное
Аналитическое


Слайд 11РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Охватывают небольшие общности
Основывается на упрощенной программе и простом инструментарии
Используется

в качестве предварительного этапа

Экспресс-опрос – одна из разновидностей

Слайд 12ОПИСАТЕЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Требует полной, подробно разработанной программы и методически апробированного инструментария

Обычно

применяется, когда объектом анализа выступает относительно большая общность людей

Слайд 13АНАЛИТИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Самый углубленный вид социологического анализа
Имеет особенно большую научно-практическую и

теоретическую ценность
Носит комплексный характер

Социальный эксперимент – одна из разновидностей


Слайд 14СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в

статике или в динамике, могут быть выделены:
1. Точечное (разовое, моментальный «срез» количественных характеристик объекта)
2. Повторное (средство сравнительного социологического анализа):
Лонгитюдное исследование (мониторинг)
Панельное исследование

Слайд 15СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В зависимости от условий проведения выделяют:
полевые исследования (осуществляются в естественной

для исследуемой общности обстановке)
лабораторные исследования (проходят в специально созданных условиях)

Слайд 16ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Функции: методологическая, методическая и организационная

Структура состоит из двух разделов:
методологический

– формулируются проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, интерпретируются основные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования, выдвигаются гипотезы
методический (методико-процедурный) – строится стратегический план исследования

Слайд 17СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема – форма научного отображения проблемной ситуации

Цель – это предполагаемый

конечный результат исследования; то, что должно быть достигнуто

Задачи (основные, неосновные) конкретизируют цель

Слайд 18СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект - подлежащее исследованию социальное явление, процесс
Предмет - свойства, стороны

и отношения объекта, которые подлежат изучению
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов:
гипотеза-основание / гипотезы-следствия;
описательные / объяснительные / прогнозные гипотезы;
первичные / вторичные гипотезы

Слайд 19ГЕНЕРАЛЬНАЯ И ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТИ


Слайд 20ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ
Случайная (вероятностная) выборка — это выборка, для которой каждый элемент

генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным

Разновидности:
Механическая (систематическая)
Стратифицированная (районированная)
Серийная (гнездовая или кластерная)

Слайд 21ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ
Отбор в невероятностной выборке осуществляется не по принципам случайности, а

по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д.

Разновидности:
Квотная
Метод снежного кома
Стихийная выборка
Выборка типичных случаев


Слайд 22Методы социологических исследований
Разделение базируется на разнице стратегий исследования (которые зависят от

многих условий)
Качественные - направлены на понимание смысла происходящего (почему?), чаще всего используются неформализованные методики, дающие уникальные данные
Количественные - направлены на измерение параметров социального явления (как?), чаще всего используются стандартизованные способы исследования, приводящие к статистическим распределениям, шкальным показателям, индексам и т.д.
Смешанные


Слайд 23ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
анализ документов;
контент-анализ;
социальное (социологическое) наблюдение;
анкетирование;
интервью;


метод экспертных оценок;
социометрический опрос;
социальный (социологический) эксперимент


Слайд 24АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Источник – документы

Позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение

которых уже невозможно

Один из подвидов – вторичный анализ данных


Слайд 25КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц

в тексте

Используется для перевода в количественные показатели массовой текстовой или фонетической информации с последующей статистической ее обработкой


Слайд 26СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений

Различают научное

и обыденное наблюдение
Познание социальной действительности всегда связано с личностными позициями ученого, с его ценностной ориентацией
Эмоциональное восприятие социологом объекта наблюдения
Сложность повторного наблюдения

Слайд 27СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Научное и обыденное
По степени формализации - структуализированные и неструктуализированные
По положению

наблюдателя - включенные и невключенные
По месту проведения и условиям организации проведения - полевые и лабораторные
По регулярности проведения - систематические и случайные
По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми – скрытое и открытое


Слайд 28АНКЕТИРОВАНИЕ

Возможно собрать в сжатые сроки большой объем информации

Обычно анкету заполняют сами

респонденты

Основные части – вводная, основная, паспортичка

Слайд 29АНКЕТИРОВАНИЕ


Слайд 30ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
Предполагает личное общение с опрашиваемым
Исследователь (или его полномочный представитель) сам задает

вопросы и фиксирует ответы

В зависимости от степени свободы исследователя выделяются интервью формализованное (стандартизованное), полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), неформализованное (неструктурированное, открытое)

Слайд 31ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС
Респондентами выступает особый тип людей — эксперты

Небольшое количество опрашиваемых

Высокое «качество»

опрашиваемых в требуемой сфере

Используется для получения специфических данных и знаний

Высокая важность уникальности знаний экспертов



Слайд 32СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД

Направлен на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в

малых социальных группах

Предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно определенного критерия


Слайд 33СОЦИАЛЬНЫЙ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ) ЭКСПЕРИМЕНТ
Основан на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в

заранее заданных условиях

По характеру экспериментальной ситуации – полевые и лабораторные

По логической структуре доказательства - линейные и параллельные


Слайд 34СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обработка данных:
Редактирование и кодирование информации, создание переменных
Статистический анализ

Результат социологического

исследования – исследовательский отчет

Слайд 35

Любая индивидуальная исследовательская деятельность является частью непрерывного исследовательского процесса


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика