Слайд 2СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ
«Проникает» в Россию примерно в 40е-года ХIХ века
40е
– 60е гг. ХIХ в. – предсоциологический этап
60е – 90е гг. ХIХ в. – первый этап
Начало ХХ в. – 1918 год – второй этап
20е – 30е гг. ХХ в. – третий этап
С 50х – до наших дней – четвертый этап
Слайд 360е – 90е гг. ХIХ в. – первый этап
Связан с концепциями
«народников», представителями субъективной школы, натуралистического и психологического направления
Основа социологической мысли – позитивистская теория О. Конта
Формирование географической школы, школы органицизма, психологизма, марксизма
Слайд 4Начало ХХ в. – 1918 год – второй этап
Происходит процесс институционализации
социологии
Распространение идей неопозитивизма (сочетание идей функционализма и эмпирические исследования)
Слайд 520е – 30е гг. ХХ в. – третий этап
Бурное развитие теоретической
социологии (А. Сорокин, М. Хвостов, Н. Бердяев)
В 1922 – высылка большой группы ученых, снижение уровня отечественной социологии
Слайд 6С 50х - до наших дней – четвертый этап
Возрождение интереса к
социологии
Расширение масштабов социологических исследований, социология приобретает прикладной эмпирический характер
Вторичный этап институционализации социологии
Современная социология – самостоятельная наука об обществе как целостной системе, её подсистемах и отдельных элементах
Слайд 7МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
Теоретический уровень: анализ основных понятий, категорий и
законов социологии, наиболее общих проблем строения и функционирования общества
Эмпирический уровень: различные формы конкретной статистической, документальной информации об изучаемых социальных явлениях и процессах
Слайд 8ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Подготовка исследования
Сбор первичной социологической информации
Подготовка и обработка собранной информации
Анализ
информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций
Слайд 9СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с поставленными целями и выдвинутыми задачами исследования подразделяют
на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные обычно проводятся с научными целями
Прикладные имеют практические цели
Слайд 10СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В зависимости от глубины количественного и качественного анализа предмета исследования,
масштабности и сложности решаемых в его ходе задач различают:
Разведывательное
Описательное
Аналитическое
Слайд 11РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Охватывают небольшие общности
Основывается на упрощенной программе и простом инструментарии
Используется
в качестве предварительного этапа
Экспресс-опрос – одна из разновидностей
Слайд 12ОПИСАТЕЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Требует полной, подробно разработанной программы и методически апробированного инструментария
Обычно
применяется, когда объектом анализа выступает относительно большая общность людей
Слайд 13АНАЛИТИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Самый углубленный вид социологического анализа
Имеет особенно большую научно-практическую и
теоретическую ценность
Носит комплексный характер
Социальный эксперимент – одна из разновидностей
Слайд 14СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в
статике или в динамике, могут быть выделены:
1. Точечное (разовое, моментальный «срез» количественных характеристик объекта)
2. Повторное (средство сравнительного социологического анализа):
Лонгитюдное исследование (мониторинг)
Панельное исследование
Слайд 15СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В зависимости от условий проведения выделяют:
полевые исследования (осуществляются в естественной
для исследуемой общности обстановке)
лабораторные исследования (проходят в специально созданных условиях)
Слайд 16ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Функции: методологическая, методическая и организационная
Структура состоит из двух разделов:
методологический
– формулируются проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, интерпретируются основные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования, выдвигаются гипотезы
методический (методико-процедурный) – строится стратегический план исследования
Слайд 17СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема – форма научного отображения проблемной ситуации
Цель – это предполагаемый
конечный результат исследования; то, что должно быть достигнуто
Задачи (основные, неосновные) конкретизируют цель
Слайд 18СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект - подлежащее исследованию социальное явление, процесс
Предмет - свойства, стороны
и отношения объекта, которые подлежат изучению
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов:
гипотеза-основание / гипотезы-следствия;
описательные / объяснительные / прогнозные гипотезы;
первичные / вторичные гипотезы
Слайд 19ГЕНЕРАЛЬНАЯ И ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТИ
Слайд 20ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ
Случайная (вероятностная) выборка — это выборка, для которой каждый элемент
генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным
Разновидности:
Механическая (систематическая)
Стратифицированная (районированная)
Серийная (гнездовая или кластерная)
Слайд 21ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ
Отбор в невероятностной выборке осуществляется не по принципам случайности, а
по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д.
Разновидности:
Квотная
Метод снежного кома
Стихийная выборка
Выборка типичных случаев
Слайд 22Методы социологических исследований
Разделение базируется на разнице стратегий исследования (которые зависят от
многих условий)
Качественные - направлены на понимание смысла происходящего (почему?), чаще всего используются неформализованные методики, дающие уникальные данные
Количественные - направлены на измерение параметров социального явления (как?), чаще всего используются стандартизованные способы исследования, приводящие к статистическим распределениям, шкальным показателям, индексам и т.д.
Смешанные
Слайд 23ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
анализ документов;
контент-анализ;
социальное (социологическое) наблюдение;
анкетирование;
интервью;
метод экспертных оценок;
социометрический опрос;
социальный (социологический) эксперимент
Слайд 24АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Источник – документы
Позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение
которых уже невозможно
Один из подвидов – вторичный анализ данных
Слайд 25КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц
в тексте
Используется для перевода в количественные показатели массовой текстовой или фонетической информации с последующей статистической ее обработкой
Слайд 26СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений
Различают научное
и обыденное наблюдение
Познание социальной действительности всегда связано с личностными позициями ученого, с его ценностной ориентацией
Эмоциональное восприятие социологом объекта наблюдения
Сложность повторного наблюдения
Слайд 27СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Научное и обыденное
По степени формализации - структуализированные и неструктуализированные
По положению
наблюдателя - включенные и невключенные
По месту проведения и условиям организации проведения - полевые и лабораторные
По регулярности проведения - систематические и случайные
По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми – скрытое и открытое
Слайд 28АНКЕТИРОВАНИЕ
Возможно собрать в сжатые сроки большой объем информации
Обычно анкету заполняют сами
респонденты
Основные части – вводная, основная, паспортичка
Слайд 30ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
Предполагает личное общение с опрашиваемым
Исследователь (или его полномочный представитель) сам задает
вопросы и фиксирует ответы
В зависимости от степени свободы исследователя выделяются интервью формализованное (стандартизованное), полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), неформализованное (неструктурированное, открытое)
Слайд 31ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС
Респондентами выступает особый тип людей — эксперты
Небольшое количество опрашиваемых
Высокое «качество»
опрашиваемых в требуемой сфере
Используется для получения специфических данных и знаний
Высокая важность уникальности знаний экспертов
Слайд 32СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД
Направлен на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в
малых социальных группах
Предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно определенного критерия
Слайд 33СОЦИАЛЬНЫЙ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ) ЭКСПЕРИМЕНТ
Основан на контролируемом взаимодействии исследователя с исследуемым объектом в
заранее заданных условиях
По характеру экспериментальной ситуации – полевые и лабораторные
По логической структуре доказательства - линейные и параллельные
Слайд 34СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обработка данных:
Редактирование и кодирование информации, создание переменных
Статистический анализ
Результат социологического
исследования – исследовательский отчет
Слайд 35
Любая индивидуальная исследовательская деятельность является частью непрерывного исследовательского процесса