Слайд 1Задание на семинар
Общество как трудовой и меновой союз в работе А.Смита
«Богатство народов»
Образ будущего общества в работе Сен-Симона «Катехизис промышленников»
Типология обществ в исследовании Ф.Тенниса «Общность и общество»
Типы общественной солидарности в работе Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда»
Структурно-функциональная трактовка общества Т. Парсонса в работе «О структуре социального действия»
Развитие института семьи в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Слайд 2ТЕМА 3
Общество и социальные общности
Слайд 3Вопросы:
Генетические основы общественной жизни
Развитие взгляда на общество
Социальные общности
Многообразие форм семейной жизни
Слайд 4Вопрос 1
Генетические основы семейной жизни
Слайд 5Объединения животных
Некоординированные объединения
Простые координированные объединения
Сообщества
Свободны для входа и выхода
Связаны с
территорией
Выполнение согласованных функций
Отсутствие единого координирующего центра
Взаимодействие особей
Направленность на удовлетворение индивидуальных потребностей
Слайд 6Объединения животных: сообщества
Сообщества низшего типа
Сообщества высшего типа
Совместная деятельность, направленная на обеспечение
воспроизводство популяции
Вертикальная и горизонтальная дифференциация функций
Наличие средств коммуникации, обеспечивающих обмен информацией и взаимодействие
Слайд 7Пример сообщества высшего типа: термиты
Дифференциация:
Рабочие
Солдаты
Координаторы
Матка и термиты, способные заменить ее
Координация посредством
Слайд 8Объединения животных: сообщества высших позвоночных
Семьи
Семейные объединения позвоночных, ведущих самостоятельный образ жизни
Семейные
объединения позвоночных, ведущих стадный (стайный) образ жизни
Слайд 9Пример семьи: львиный прайд
Во главе – самец (пара самцов)
Ему подчинены самки
и щенята
Основная нагрузка по добыванию пищи и воспитанию щенят лежит на самках
Смена власти происходит путем изгнания (убийства) прежнего хозяина
Слайд 10Пример семейного объединения позвоночных, ведущих стайный образ жизни: волки
Волки моногамны
Семьи объединяются
в семейные группы
В состав группы входят:
пара вожаков (альфа-самец и альфа-самка)
их родственники
пришлые одинокие волки
Группы объединяются в стаи – до 40 особей
Слайд 11Инвариантные черты сообществ животных
В общем случае:
Дифференциация и разделение функций
Социальная иерархия
Общественное регулирование
поведения отдельных особей
У высших позвоночных:
Обозначение и защита территории
Явления опеки, воспитания, супружеской верности
У высших приматов:
Проявление чувств частной собственности
Квазирелигиозные чувства
Слайд 12Вопрос 2
Развитие взгляда на общество
Слайд 13Взгляды на общество: Платон
Совместное поселение людей, созданное с целью взаимопомощи и
удовлетворения потребностей - государство.
Функции таких совместных поселений:
защита общей территории
поддержание стабильности и порядка на ней
удовлетворение потребностей людей в пище, жилье, одежде и др.
Слайд 14Взгляды на общество: Аристотель
Существуют общественные структуры различного масштаба - структуры макро-
и микро-уровней.
Коренные отличия между ними:
На макро-уровне доминируют отношения, основанные на власти, господстве и подчинении
На микро-уровне усматривается другая плоскость отношений между людьми – этически и эмоционально окрашенные дружеские отношения.
Слайд 15Взгляды на общество: Гоббс
По традиции отождествлял общество с государством, но говорил
уже не о «государственном», а об «общественном» договоре.
Содержание концепции общественного договора:
для людей «естественным» является состояние «войны всех против всех», обусловленное «естественной свободой» и способностью людей наносить равный ущерб друг другу.
выход из этого состояния - мирный «общественный договор», в результате которого люди:
отказываются от посягательств на жизнь и свободу друг друга
передают часть своих «естественных» прав государству, которое гарантирует соблюдение коллективно выработанных правил поведения.
Слайд 16Взгляды на общество: Шефтсбери
Модель «естественного состояния» на самом деле «противоестественна» для
человека
Государство представляет собой образование, вовсе не диссонирующее с человеческой природой, а выражающее социальные и моральные чувства людей.
Слайд 17Взгляды на общество: Мандевиль
«Гражданское» состояние общества допускает проявление своекорыстных мотивов социального
действия индивидов ничуть не менее, чем «естественное».
Общество возникает не в результате альтруистических побуждений индивидов, а вследствие реально существующего механизма, соединяющего потребности отдельного человека с потребностями общественного организма.
В результате понятие общества очищается от этических аспектов, а его возникновение объясняется не результатом сознательного целеполагания отдельных индивидов, а действием независящих от воли людей законов.
Слайд 18Взгляды на общество: Смит
Общество - трудовой и меновой союз рациональных индивидов.
Суть
этого союза:
каждый, работая на себя, удовлетворяет одновременно интересы других, и наоборот
это становится возможным в условиях разделения общественного труда.
такой социально-экономический механизм обеспечивает бесперебойное функционирование общества вне зависимости от существования государства.
Слайд 19Взгляды на общество:
Сен-Симон
Общество будущего - огромное промышленное предприятие, созданное с
целью обеспечения людей жизненными благами. Такое общество он называл индустриальным.
Место человека в таком обществе и количество потребляемых благ должны определяться его реальным вкладом, соотнесенным со вкладом других людей.
Отношения между людьми в таком обществе должны будут строиться на принципах взаимной выгоды
Управление обществом должны осуществлять наиболее подготовленные для этих целей профессионалы - промышленники.
Слайд 20Взгляды на общество:
Спенсер
Функциональная дифференциация - инвариантное свойство всех живых организмов.
Развитие
общества - естественный процесс роста и дифференциации его частей и функций.
Между функционально дифференцированными организмом и обществом существует ключевое отличие:
части животного рассматриваются как «конкретное», т.к. все части существуют для целого
части общества – как «дискретное», т.к. целое существует для блага людей, обладающих рациональным сознанием и волей.
Слайд 21Взгляды на общество:
Теннис
Выдвигается дихотомия «общность» (гемейншафт) и «общество» (гезельшафт).
«Общность»
- тип социального образования, основанного на «сущностной» воле людей:
люди живут в соответствии с принципом коллективизма
важное значение придается обычаям
специализация ограничена и неразвита
в сознании людей доминируют религиозные ценности.
«Общество» - тип социального образования, основанного на «избирательной» воле людей:
люди живут в соответствии со стремлением к личной выгоде
проявляются их специализированные профессиональные роли
в сознании доминируют светские ценности
отношения между людьми основаны на принципе эквивалентности и формализованы.
Слайд 22Взгляды на общество:
Дюркгейм
Вводятся понятия «органической» и «механической» социальной солидарности.
Тип солидарности
определяется не волей, а объективными различиями в характере разделения труда.
«Механическая» солидарность организуется общими всем людям верованиями и чувствами
«Органическая» солидарность формируется отношениями между функционально дифференцированными частями.
Общественная солидарность высшего типавыполняет важную этическую функцию – она обеспечивает каждому человеку уникальное место в обществе и личную независимость, а, следовательно, «личную индивидуальность».
Слайд 23Взгляды на общество:
Парсонс
Общество - не совокупность людей, а совокупность безличных
отношений.
В основе отношений лежит единичное действие, их совокупность образует систему действия.
Системы действия состоят из подсистем, каждая из которых имеет две оси ориентации:
«внутренне – внешнее»
«инструментальное – консуматорное»
Значит, существует четыре инвариантных функциональных императива, которые решает любая подсистема:
целе-достижение;
адаптация или приспособление подсистемы к окружающей среде;
интеграция или организация коммуникаций между элементами подсистемы;
воспроизводство структуры и снятие напряжений в подсистеме.
В сложной дифференцированной системе возникают подсистемы, каждая из которых специализируется на выполнении определенного инвариантного функционального императива.
Слайд 25Взгляды на общество:
Луман
Простейшие социальные системы – «интеракции» – формируются на
основе взаимного согласования действий социальных агентов.
Социальная система имеет собственные законы развития:
удаление людей от межличностного общения,
дифференциация и автономизация крупных систем.
Соответственно, семья, государство, религия и т.д.:
существуют все более автономно друг относительно друга
во взаимодействии все более ориентируются не на «общественные», а на собственные критерии.
Общество «распадается», оставляя за собой лишь функцию обеспечения возможности повсеместного социального взаимодействия, обеспечивающего формализованные контакты атомизированных элементов в глобальном масштабе
Слайд 27Типология социальных общностей
Социальное множество
Социальный круг
Социальный слой
Класс
Сообщество
Группа
Слайд 28Типология социальных систем: социальный круг
Социальный круг – свободный союз индивидуумов, основанный
на контактах с очень слабой социальной связью
Слайд 29Типология социальных систем: социальный слой
Социальный слой – общность людей, ограниченная критерием
высоты общественного положения
Слайд 30Типология социальных систем: класс
Классы – большие группы людей, различающихся по их
месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и той доли общественного богатства, которой они располагают
Слайд 31Типология социальных систем: сообщество
Сообщество – территориальная общность, в рамках которой его
члены удовлетворяют свои основные потребности
Слайд 32Типология социальных систем: группа
Группа – определенное число лиц, связанных институтами, обладающих
общей системой ценностей, центрами объединения и отделенных от других общностей определенным принципом обособления
Слайд 33Вопрос 4
Многообразие форм семейной жизни
Слайд 34Понятие семьи
Семья – социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной
ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Слайд 35Этимология понятия семьи
Русское слово «семья» имеет индоевропейское происхождение и восходит к
значению территориальной общности (лит.: семья – Šeima, земля – Zeme)
В древнеславянском языке слово «семия» обозначало как семью вообще, так и домашнюю челядь
В современном русском языке под семьей обычно понимают группу родственников, чье родство может быть кровным (родители и дети, братья, сестры) и законным (муж, жена, отчим, мачеха и т.д)
Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».
Слайд 36Типология семей
Моногамная семья
Полигамная семья
Слайд 37Моногамная семья
Моногамия (от греч. μονος + γάμος = единобрачие) - историческая форма брака
и семьи, при которой в брачном союзе по правилу находятся два представителя противоположных полов.
Имеет две формы:
Разнополая
Однополая
Слайд 38Гипотезы возникновения моногамии
Фридрих Энгельс, Льюис Морган (конец XIX в.):
Моногамия возникает у
человека разумного
Ей предшествовал групповой брак, где о детях заботилась только мать
Условие возникновения моногамии – появление излишков и возникновение частной собственности
Только тогда отцы начинают заботиться о детях как наследниках
Оуэн Лавджой (начало XXI в.):
Исходная посылка: двуногость и редукция клыков появились гораздо раньше, чем большой мозг и изготовление каменных орудий
Основа моногамии: переход схемы отношений от «самок берёт сильный» к «самка предоставляет секс в обмен за еду»
Возникает забота о детях, и двуногость - как следствие перетаскивания пищи на большие расстояния
Слайд 39Полигамная семья
Полигамия (от греч. πολύς + γάμος = многобрачие) – форма семьи,
при которой брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола.
Имеет две формы:
Полигиния
Полиандрия
Слайд 40Полигамная семья: полигиния
Полигиния (многожёнство) — форма полигамного брака, при которой мужчина состоит
одновременно в нескольких брачных союзах. Наиболее часто полигиния реализовывалась в форме гарема
Виды полигинии:
сороральная
все жёны одного мужчины являются сёстрами
относительно стабильна
была распространена у некоторых индейских племён северо-запада Северной Америки (как правило была привилегией старейшин и искусных охотников, знати
несороральная
жены не являются родственницами
часто между женами наблюдается конкуренция
распространена в ряде стран, исповедующих ислам
Слайд 41Полигамная семья: полиандрия
Полиандрия (многомужество) — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит
в нескольких брачных союзах с разными мужчинами
Распространение:
до нач. XX века бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов
до сих пор сохранилась у некоторых групп в Южной Индии, на Тибете
Виды полиандрии:
Нефратернальная
мужья не являются родственниками
вступают в брак с женщиной, обладающей высоким социальным статусом
мужчины разделяют между собой экономические обязательства и право сексуального доступа к женщине
Фратернальная
мужья являются родственниками, как правило, братьями
возникает как правило в результате практики убийства новорожденных девочек