Слайд 1Социальный учет, аудит и отчетность
Домрачев С.С., к.ф.н., доцент
Слайд 2Социальный аудит
При помощи социального аудита можно измерить степень корпоративной социальной ответственности.
В общем виде под социальным аудитом понимается инструмент регулирования социо-экономических отношений посредством добровольного социального диалога всех сторон, заинтересованных в достижении социального консенсуса.
С процессуальной точки зрения социальный аудит – это оценка, подготовка отчёта, повышение эффективности функционирования и стиля работы организации, средство измерения её воздействия на общество в целом. Им оцениваются, прежде всего, формальные и неформальные правила поведения внутри организации, мнения сторон, заинтересованных в деятельности компании, с целью выбора условий, благоприятных для менеджмента качества и развития человеческих ресурсов.
Подобно внутреннему финансовому аудиту, социальный аудит требует чёткой постановки критериев исследования: каких результатов компания стремится достичь, мнение каких групп общественности влияет на успех её бизнеса и в каких показателях будет измеряться её эффективность.
Слайд 3Социальный аудит
Объектом социального аудита являются социо-экономические отношения в контексте разработки, принятия
и реализации трех- и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой.
Предметом социального аудита является достоверная и объективная социо-экономическая информация, поступающая со всех уровней обследования социо-экономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные.
Слайд 4Социальный аудит
Принимать ответственность за своё воздействие на общество означает, что компания
должна отчитываться за свои действия, вести их учёт. Таким образом, концепция, которая описывает взаимосвязь социального и экологического воздействий экономической деятельности компании на определенные группы по интересам и на общество в целом, является важным элементом КСО.
Если в 60-70-х годах XX века в годовых отчетах и рекламных кампаниях стало часто фигурировать слово «экология», то в 80-е пришло время социальных аудитов.
Аналитики начали оценивать деятельность компаний еще и с точки зрения этичности их поведения по отношению к сотрудникам, клиентам, инвесторам и поставщикам. «Корпоративная социальная ответственность» стала одной из восьми позиций, по которым оцениваются кандидаты в список «Fortune-500».
Слайд 5Социальный аудит
Был разработан ряд руководств и стандартов отчетности, которые служат в
качестве основных принципов социального учета, аудита и отчетности:
· Стандарт ответственности института AccountAbility (Институт социальной и этической отчетности) АА1000, основанный на принципе отчетности с тройным итогом (3BL) Джона Элкингтона (John Elkington);
· Учет связанной с устойчивостью системы отчетности;
· Руководство по отчетности по устойчивому развитию Глобальной инициативы по отчетности;
· Руководство по мониторингу Verite;
· Международный стандарт социальной ответственности SA8000;
· Стандарт экологического управления ISO 14000;
· Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН обеспечивает добровольное техническое руководство по показателям экономической эффективности, отчетности по корпоративной ответственности и раскрытии информации о корпоративном управлении.
С 2001 года Газета Financial Times совместно с Лондонской фондовой биржей публикует индекс FTSE4Good, предоставляющий оценку эффективности компаний в области КСО.
В некоторых странах существуют законодательные требования к социальному учету, аудиту и отчетности (например, Bilan Social во Франции).
Слайд 6Социальный аудит в системе социального управления
На уровне предприятия в рамках социального
аудита исследуются следующие вопросы, касающиеся конкретных характеристик качества трудовой жизни:
1. Аудит трудового потенциала:
- профессионализм;
- образование;
- этнокультура;
- психофизическое состояние.
2. Аудит мотивационного поля:
- отношение к собственности;
- содержание труда;
- материальное стимулирование труда;
- моральное стимулирование труда;
- социальная защищенность труженика;
- эргономика;
- участие труженика в управлении;
- корпоративная культура.
Слайд 7Социальный аудит в системе социального управления
Изучается также психологический фон, имеющийся в
трудовом коллективе: положительный, который порождает энтузиазм, воодушевление, сплоченность, благожелательную атмосферу, желание к труду и т.д., и отрицательный, который приводит к безразличию, враждебности, намеренному замалчиванию проблем, неискренности и т.п.
Иными словами, анализируется влияние психологических особенностей людей на социальный климат и мотивацию к труду.
Следовательно, улучшение социального климата следует рассматривать как один из важнейших факторов увеличения эффективности деятельности предприятия, а социальный аудит является одним из важнейших факторов управления эффективностью деятельности предприятия.
Слайд 8Проведение социального аудита дает следующий эффект:
- сокращает операционные расходы;
- улучшает имидж
и репутацию, напомню вам, что сегодня только 30% рыночной стоимости предприятия отражаются в балансе, остальное – это имидж, репутация, организация труда, ноу-хау и т.д.;
- повышает продажи и лояльность потребителей;
- снижает текучесть кадров (здесь хотелось бы добавить, что организация ведения бизнеса на предприятии влияет на конкурентоспособность управления кадрами). При наличии выбора большинство потенциальных сотрудников, в том числе лучшие выпускники вузов, не будут заинтересованы в работе компаний, которые не придерживаются передовых стандартов корпоративного управления. В процессе выбора работы, при условии интереса со стороны конкурентов и нехватки квалифицированных специалистов, они сделают выбор в пользу компании с более высокими стандартами в работе;
- повышает лояльность персонала, повышает мотивацию сотрудников (система мер по мотивации персонала – это мощное оружие, позволяющее повысить прибыльность работы предприятия);
- сокращает давление со стороны проверяющих органов;
- предоставляет доступ к капиталу.
И в совокупности все это приводит к увеличению финансовых возможностей и показателей предприятия.
Слайд 9Социальный аудит
Социальный аудит при наличии государственной воли и общественной поддержки позволяет
создать реальную систему диагностики общественного прогресса и сформировать один из каналов адекватной информации для органов статистики!
Слайд 10С. Туркин предлагает следующую последовательность проведения социального аудита (десять шагов):
Шаг первый
– необходимо получить согласие и обеспечить вовлеченность руководства компании. Желание руководства провести социальный аудит возникает чаще всего тогда, когда в компании что-то не так, причем традиционными способами не удается выяснить, что именно и как с этим справиться.
Шаг второй – формирование управляющего комитета (steering committee) по проведению социального аудита. Как правило, этот комитет состоит из топ-менеджеров компании, представляющих ведущие подразделения, и из менеджеров, которые будут непосредственно участвовать в проведении социального аудита.
Шаг третий – создание команды аудиторов, ведущих менеджеров, экспертов по организационному развитию. Эти люди сообща разрабатывают методологию обследования и вопросник. Команда будет исследовать, насколько реальная практика компании соответствует ее видению и миссии.
Шаг четвертый – проведение диагностики корпоративной культуры и выявление функциональных областей, которые требуют анализа и улучшений: менеджмент качества, отношения с потребителями и персоналом, охрана окружающей среды, отношения с местными сообществами. В зависимости от потребностей компании целевые группы исследования могут быть расширены (например, отношения с инвесторами, местной и федеральной властью).
Слайд 11Шаг пятый – анализ миссии компании, выделение областей и обстоятельств, когда
заявленные миссия и цели компании не совпадают с реальной практикой.
Шаг шестой – поиск видимых и скрытых причин, по которым цели компании и реальная практика не совпадают.
Шаг седьмой – сбор необходимой информации о подобных проблемах среди конкурентов по отрасли, исследование подобных примеров по выявленным проблемам.
Шаг восьмой – проведение интервью с заинтересованными и вовлеченными в проблемные области стейкхолдерами (потребители, сотрудники, местные и федеральные чиновники) для выяснения их ожиданий от социально ответственного поведения компании.
Шаг девятый – сопоставление внутренних данных и внешних ожиданий.
Шаг десятый – составление финального отчета для управляющего комитета и менеджеров компании.
С. Туркин предлагает следующую последовательность проведения социального аудита (десять шагов):
Слайд 12Технология проведения социального аудита (по Т.В.Гришиной)
Разработка, конструирование любой социальной технологии, в
том числе, и социального аудита, имеет несколько этапов:
1) теоретический: определение цели, объекта технологизации; расщепление социального объекта на составляющие и выявление социальных связей;
2) методологический: выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации;
3)процедурный: организация практической деятельности по разработке социальных технологий.
Суть социального аудита, в конечном итоге, сводится к следующему: на основе собранной информации и последующего сравнения, сопоставления социо-экономических показателей конкретных предприятий, отрасли или региона с определенными эталонами, провести анализ фактического состояния этих показателей, выявить их динамику (положительную или отрицательную), определить воздействие на результаты деятельности объекта социального аудита, сформулировать выводы и рекомендации.
Слайд 13В качестве эталонов достижения социо-экономических показателей могут выступать:
лучшие результаты, достигнутые самим
объектом социального аудита в прошлые периоды времени;
плановые (рекомендуемые) уровни достижений, закрепленные в соответствующих документах (коллективном договоре, тарифном соглашении, плане социального развития предприятия или отрасли и пр.);
нормативные уровни показателей;
средние или лучшие результаты: для предприятия – у аналогичных предприятий в отрасли, регионе, стране; для отрасли в других отраслях и в стране; для региона – в других регионах и в стране;
оптимальные величины достижений у других объектов, аналогичных объекту социального аудита, т.е. те пределы, при достижении которых на этих объектах была получена наибольшая эффективность;
соответствующие нормы Международной организации труда;
подтверждение соответствия социо-экономических показателей действующему законодательству РФ.
Слайд 14Зачем нужен эталон?
Проведение подобного сравнения с определенным эталоном имеет цель проследить
динамику того или иного социо-экономического показателя, выявить и охарактеризовать его взаимосвязь со всей системой показателей, определить влияние на те или иные социо-экономические процессы, происходящие на объекте социального аудита, а в конечном итоге, оценить его с точки зрения влияния на всю деятельность объекта социального аудита.
Эта оценка является базовой в системе и последовательности дальнейших возможных аналитических процедур социального аудита:
· рассмотрение каждого социо-экономического показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данного предприятия, отрасли, региона;
· выявление факторов, повлиявших на величину конкретных социо-экономических показателей, и расчеты возможных изменений этих показателей при модификации того или иного фактора;
· прогнозирование необходимых величин социо-экономических показателей на перспективу и установление способов достижения этих величин;
· выявление взаимозависимости показателей социо-экономического состояния и обеспечения целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности в целом предприятия, отрасли, региона;
· обоснование гипотез развития соци-оэкономических показателей и состояния предприятия, отрасли, региона при соответствующем изменении условий их деятельности.
Слайд 15Технологии социального аудита
Технология проведения социального аудита вне зависимости от используемых методов,
имеет логическую систему последовательности действий и состоит из следующих шагов.
Как правило, на предприятиях, в отраслях и регионах должен использоваться внешний аудит. Руководство обращается к агентству социального аудита с приглашением провести экспертизу социального характера, например, при необходимости кардинального решения социальных вопросов при внедрении новой технологии, перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем, выявления причин недовольства сотрудников и пр. Социальный аудитор, осуществляющий такую работу, должен хорошо ориентироваться не только в социальной политике, но и в финансовых вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, знать трудовое и административное право.
Слайд 167 шагов при проведении социального аудита
При непосредственном проведении социального аудита основными
этапами деятельности социального аудитора являются:
1) знакомство с поставленной задачей (задачами);
2) определение границ своих действий;
3) изучение социального баланса и другой документации самого объекта социального аудита (предприятие, отрасль, регион) и нормативных документов;
4) составление вопросников и анкет;
5) подготовка детализированной рабочей программы;
6) реализация работы;
7) составление отчета.
Такая экспертиза одного или нескольких однопрофильных предприятий может потребовать, например, от одного до нескольких месяцев при работе команды социальных аудиторов из нескольких человек с привлечением по отдельным проблемам необходимых специалистов.
Слайд 17С чего начать социальный аудит?
Социальный аудитор должен начать проверку с изучения
и исследования результатов деятельности предприятия, отрасли или региона, чтобы с помощью справочных материалов и нормативных документов обнаружить все отклонения от норм и стандартов, если таковые имеются. Сравнение может быть проведено с лучшими достижениями, имеющимися у других предприятий, регионов, в целом по стране.
Особое внимание при этом уделяется нефинансовой и социальной отчетности, финансовым и бухгалтерским документам, данным аналитического и синтетического учета, результатам анкетирования, опроса, а также расходам на содержание персонала, на решение экологических проблем, на развитие социальных программ и т.п.
Слайд 18Индикаторы социального аудита
Для описания социальной политики нужно вычленить несколько наиболее значимых
индикаторов в зависимости от целей социального аудита в каждом конкретном случае. Например:
занятость (ее уровень, природа предложенного труда, обеспечение стабильности состава работников, влияние нововведений, практика продвижения по службе, гендерная политика, занятость женщин, лиц пожилого возраста и других уязвимых категорий работников);
оплата и стимулирование труда (относительный уровень вознаграждений, их виды, динамика и структура, нижний уровень заработной платы и т.д.);
безопасность и улучшение условий труда (вложение финансовых средств в эту область и оценка полученных результатов);
профессиональное обучение (объем, виды, содержание, продолжительность, стоимость);
экологическое состояние и т.п.
После анализа социальной политики на изучаемом объекте социального аудита формулируются его сильные и слабые стороны, ставится общий диагноз. Диагностика позволяет выявить принципиальные источники социальных рисков, связи и случайные нестыковки между различными сторонами социальной политики; зоны социальных издержек.
Слайд 19Очень важно!
Перед началом обследования социальный аудитор должен четко зафиксировать для себя
три основных отправных момента:
1) убедиться в том, что существует реальность создания равновесия между выгодой заказчика социального аудита и надеждами работников;
2) оценить возможность использования получаемых результатов для проведения в жизнь главных целей в области социальной политики;
3) определить тип социального аудита и объекты изучения.
Поэтому важно правильно классифицировать социальный аудит. В зависимости от сроков, характера, целей и др. параметров социальный аудит можно классифицировать следующим образом.
Слайд 20Классификация социального аудита
В зависимости от характера объектов управления социальный аудит проводится:
-
в целом по стране;
- в отраслях;
- в регионах;
- на предприятии, в организации.
По роли социального аудита в управлении социоэкономическими процессами:
- внутренний социальный аудит, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия, отрасли, региона;
- внешний социальный аудит, который проводится агентствами социального аудита, является составной частью нефинансовой отчетности и обеспечивает соответствующе не только руководство предприятия, отрасли, региона, но и внешних пользователей, в первую очередь, социальных партнеров.
Слайд 21Классификация социального аудита
По периодичности проведения социального аудита:
- перспективный социальный аудит, направленный
на разработку прогнозов социального развития предприятия, отрасли, региона;
- оперативный социальный аудит, проводимый в определенные сроки;
- текущий социальный аудит, который проводится в период подведения итогов деятельности предприятия, отрасли, региона за тот или иной период.
По субъектам управления социальными процессами социальный аудит проводится:
· руководством, профсоюзами, бизнес-сообществом совместно;
· руководством;
· профсоюзами;
· бизнес-сообществом, предпринимателями;
· агентствами социального аудита.
Слайд 22Классификация социального аудита
По содержанию и полноте изучаемых вопросов социальный аудит можно
подразделить на:
- полный, в случае исследования всей социоэкономической деятельности предприятия, отрасли, региона;
- локальный, когда исследование проводится только в отдельных подразделениях предприятия, на отдельных предприятиях отрасли или региона;
- тематический, когда исследуются отдельные блоки социоэкономической системы.
По функциональному содержанию выполняемых процедур социальный аудит можно подразделить на:
а) социальный аудит соответствия;
б) социальный аудит эффективности;
в) социальный аудит стратегический.
Слайд 23Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства
Социальный аудит в России начинает
формироваться в тесной связи с системой социального партнерства, прочная основа которого закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации, а также в законодательных актах большинства российских регионов.
Социальное партнерство можно определить как систему взаимодействия между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления и неправительственными организациями, направленную на достижение консенсуса в сфере социо-экономических отношений. Существует объективная основа непосредственной заинтересованности в социальном аудите прежде всего самого бизнес-сообщества и представляющих его организаций.
Слайд 24Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства
Основная заинтересованность профсоюзов в социальном
аудите состоит в том, что их участие в нем позволяет:
- значительно укрепить свои позиции в системе социального партнерства и более эффективно осуществлять защитную функцию;
- включить в объект аудиторского обследования условия различных коллективных договоров и соглашений, всех уровней и сфер, что, безусловно, повышает степень выполнения взаимных обязательств социальных партнеров;
- добиться равноправного диалога, в котором используются результаты независимого социального аудита, что дает профсоюзам возможность на основе аналитических результатов аудита достигнуть социального консенсуса всех заинтересованных сторон;
- усилить влияние на процесс сближения российской социальной системы норм и правил с мировыми стандартами, в т.ч. сближение российского законодательства по охране труда и здоровью работников с законодательством Европейского союза;
- повысить эффективность работы профсоюзной правовой инспекции труда.
Слайд 25Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства
Заинтересованность органов государственной власти и
местного самоуправления в применении системы социального аудита может быть выражена в том, что они имеют возможность:
- получить адекватную и объективную информацию об общественных отношениях в соответствующих сферах социоэкономической и экологической жизни общества на всех уровнях;
- вскрыть латентные формы социальной напряженности в национальной экономике и своевременно принять необходимые меры;
- более эффективно регулировать социоэкономические отношения через механизмы системы социального партнерства;
- постоянно проводить изучение, анализ и оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- выверить степень реализации национальных проектов социальной направленности;
- формировать адекватную требованиям жизни правовую основу, регулирующую социально-трудовые отношения и систему социального аудита.
Слайд 26Выводы:
Таким образом, привлечение к социальному аудиту институтов гражданского общества позволяет государству
выступать не в качестве контролера, а, преимущественно, как координатора социо-экономических отношений и тем самым придавать более гибкий характер системе регулирования отношений в социальной сфере.
Исходя из характерных черт и особенностей социального аудита в России, его можно считать эффективным инструментом социального партнерства, позволяющим осуществлять диалог между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного, независимого и объективного аудиторского обследования, имеющего целью достижение консенсуса в регулировании социо-экономических отношений.