[1] Вернадский В. И. Очерки геохимии. М.; Л., 1927.
[2] . Le Rоу Е.Les Оrigines Lumain et l’evolutions de intelligens. Parise. 1928.
[3]. Справедливости ради следует отметить, что десятилетнем раньше аналогичное представление выдвинул океанолог Дж. Меррей: «В пределах биосферы у человека родилась сфера разума и понимания, и он пытается истолковать и объяснить космос; мы можем дать этому наименование „психосферы"».
РРЭЦ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РОССИЯ ЗАЯВЛЯЕТ О СВОЕЙ ПОЗИЦИИ
Российский региональный экологический центр оказал поддержку экспертной группе по подготовке национального доклада, представленного российской делегацией на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (август - сентябрь 2002 г.). "Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию" была итогом десятилетнего периода выполнения Россией Декларации "Повестка дня на XXI век", сформулированной в 1992 году на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де Жанейро. Там же были приняты основополагающие документы, определившие направления перехода мирового сообщества к устойчивому развитию.
Целью "Национальной оценки" прогресса стал анализ основных процессов и тенденций, имевших место в Российской Федерации в области экономики, социального развития и окружающей среды за этот период. В докладе представлена роль России в системе глобальных экономических, политических и экологических отношений. Описаны институциональные преобразования и реформа законодательной системы в нашей стране, социальные и экономические аспекты перехода к устойчивому развитию. Доклад охарактеризовал факторы, тенденции и данные, отражающие прогресс в области сохранения природной среды и рационального использования природных ресурсов, а также укрепления потенциала устойчивого развития.
"Национальная оценка" является результатом совместной работы, проведенной органами государственной власти (Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации), общественными организациями, Российским региональным экологическим центром, деловыми и научными кругами.
РРЭЦ - РОССИЙСКИЙ СЕКРЕТАРИАТ ВОДНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ЕС-ВЕКЦА
В сентябре 2002 года на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге
Европейский Союз официально объявил о начале осуществления Глобальной водной инициативы
"Вода для жизни _ здоровье, благополучие, экономическое развитие и безопасность".
Политическая поддержка инициативы подкрепляется обязательствами по достижению ключевых целевых показателей, связанных с водой, и ЕС подтверждает обязательства внести свой вклад с тем, чтобы обеспечить:
к 2015 г. - сокращение вдвое доли населения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде и адекватной канализации;
к 2005 г. - подготовку во всех странах планов интегрированного управления водными ресурсам и эффективного использования водных ресурсов.
Расширение доступа к водоснабжению и канализации может внести существенный вклад в борьбу с нищетой, улучшение состояния здоровья населения, повышение качества жизни и охрану окружающей среды, но этот потенциальный вклад часто недооценивают. Достигнут лишь ограниченный прогресс в достижении целевых показателей в области водоснабжения и канализации (особенно в области канализации), и необходимо обеспечить более высокую приоритетность этих целевых показателей в рамках стратегий борьбы с нищетой и устойчивого развития.
Для разработки основ партнерства Водной инициативы ЕС в регионе стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) в Москве, в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, 5-6 марта 2003 года, в Международный год пресной воды, собрались высокопоставленные официальные лица из -министерств и ведомств стран региона, а также представители стран Европейского Союза, ряда международных и неправительственных организаций.
В ходе совещания высокого уровня была подтверждена приверженность сотрудничеству по водной проблематике между Востоком и Западом. Совещание приняло Резолюцию, которая была представлена на Третьем всемирном водном форуме в Киото, в День Европы, 21 февраля 2003 г. Водная инициатива ЕС-ВЕКЦА включает два основных тематических направления:
Городское водоснабжение и канализация, включая финансирование водной инфраструктуры;
Интегрированное управление водными ресурсами, включая проблемы трансграничных речных бассейнов и региональных морей.
Каждое из этих тематических направлений состоит из "строительных блоков", представляющих собой виды деятельности, которые должны осуществляться в процессе реализации Водной инициативы и которые в совокупности должны обеспечить достижение задач Водной инициативы ЕС-ВЕКЦА. Водная инициатива не является статичной, она будет развиваться во времени по мере включения в ее состав новых "строительных блоков".
Российский региональный экологический центр по поручению МПР России и Датского Агентства по охране окружающей среды осуществлял функции секретариата Совещания Высокого уровня, включая период его подготовки, проведения и обработки результатов. В настоящее время осуществляется сбор и классифицирование "строительных блоков", поступивших от стран и организаций. Предполагается, что РРЭЦ, как временный секретариат, будет готовить необходимые материалы по Водной инициативе ЕС-ВЕКЦА для представления на Конференции министров в Киеве. На наш взгляд, очень важно сохранить преемственность в дальнейшей работе по Водной Инициативе ЕС - ВЕКЦА и после Конференции министров в Киеве.
КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: СКОРЕЙШАЯ РАТИФИКАЦИЯ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ
Известным для одних, наболевшим для других и актуальным для всех является сегодня вопрос о ратификации Россией Киотского протокола. Принятый в японском городе Киото в 1997 и подписанный сразу 84 странами, в том числе и Россией, Протокол об ограничении и сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу может вступить в силу лишь в случае ратификации его Российской Федерацией. Выступая 2 сентября 2002 года на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, Председатель Правительства РФ М.М. Касьянов заявил, что Россия готовится к ратификации Киотского протокола. Поэтому одна из первоочередных задач РРЭЦ - обеспечить поддержку скорейшему решению этого вопроса.
Проблема ратификации Киотского протокола - яркий пример, как деятельность РРЭЦ из набора мероприятий по стимулированию ее решения, превращается в интегрированную целевую программу действий.
"Выгоды России от реализации Киотского протокола" - это название семинара, проведенного Российским региональным экологическим центром 12 - 13 сентября 2002 года, то есть спустя несколько дней после Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Основной целью семинара было обсуждение возможных сценариев развития событий в связи с началом процесса ратификации Киотского протокола. По мнению наблюдателей, проведенный РРЭЦ семинар стал одним из самых значительных и масштабных мероприятий по тематике Киотского протокола за последние несколько лет.
В обсуждениях, проходивших в Государственном университете "Высшая школа экономики" и Энергетическом институте Российской академии наук, приняли участие более 120 представителей федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы Российской Федерации, фундаментальной, прикладной и университетской науки, российского бизнес - сообщества, неправительственных организаций и политических объединений. Широко были представлены российские регионы, принял участие ряд зарубежных и международных организаций. Семинар проводился при активном участии и поддержке американской неправительственной организации "Защита природы". Большую помощь в организации семинара оказало Представительство Европейской Комиссии в России.
Подводя общий итог семинара, следует отметить, что участники единогласно высказались за то, что Киотский протокол может принести Российской Федерации значительные и фундаментальные выгоды. Причем эти выгоды не будут ограничиваться только экономическим эффектом от участия в механизмах гибкости Протокола, но будут сопровождаться существенным улучшением экологической обстановки, что положительно скажется на здоровье населения страны.
Споры вокруг Киотского протокола во многом связаны с тем, что "запутанный" юридический язык ООН труден для восприятия. К сожалению, далеко не все "специалисты", обсуждающие недостатки Протокола, знакомы с первоисточником, текстом самого документа. Необходимая в подобных ситуациях просветительская, образовательная работа стала одной из задач Российского регионального экологического центра. Результатом этого направления деятельности можно считать издание буклета "Киотский протокол: миссия выполнима". Авторы буклета - Бердин В.Х., Данилов-Данильян В.И., Кокорин А.О., Кураев С.Н. - ведущие специалисты в области экологии, профессионально занимающиеся вопросом устойчивого развития, представители Российского регионального экологического центра, американской неправительственной организации "Защита природы" и Всемирного фонда дикой природы (WWF).
Буклет представляет собой адаптацию текста Протокола, последовательно передающую суть юридического документа. Хороший, ясный язык, наглядные примеры, приводимые составителями статистические медицинские данные и факты, заимствованные из различных научных исследований, делают издание понятным и общедоступным. Буклет обращается не только к истории мировых договоренностей по вопросам экологии и истории составления, подписания и ратификации Киотского протокола и его приложений, но и анализирует обязанности и выгоды России в случае его ратификации.
Подчеркивается особый характер Киотского протокола - в отличие от своих предшественников, он не является затратным, но, напротив, использует рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем, то есть несет в себе определенный финансовый потенциал. Экономическое решение экологического вопроса обеспечивается благодаря введению такой единицы, как квоты на выбросы Это означает, что, во-первых, развитые страны и страны с переходной экономикой смогут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одного из государств, а полученный эффект в "единицах выбросов" "делить" в определенной пропорции между собой. Во-вторых, Протокол предусматривает механизм "торговли квотами" на выбросы. Если одна страна не расходует свою квоту полностью, то может продавать ее свободную часть другому государству. Поэтому получается, что все страны делятся на потенциальных доноров, то есть имеющих в своем составе значительные неосвоенные природные территории, и потенциальных реципиентов. Поскольку Россия в первый бюджетный период не "выберет" отпущенную ей Протоколом квоту, то, начиная с 2008 года, сможет продавать ее часть странам, где объемы эмиссий превышают установленные обязательства. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес некоторые страны Европейского Союза, Норвегия, Канада.
Немаловажен и заключительный раздел буклета "Вопросы, критика, решения", где делается попытка опровергнуть наиболее распространенные ошибочные "мифы" по этой тематике (например, о том, что Киотский протокол без США - бессмыслица, что сельское хозяйство России может только выиграть от глобального потепления, что требования Киотского протокола способны тормозить экономическое развитие нашей страны и др.).
В настоящий момент РРЭЦ работает над подготовкой нового проекта, углубляющего начатые исследования в области регулирования выбросов парниковых газов. Предполагается, что на следующем этапе основное внимание будет уделено деятельности предприятий, направленной на сокращение выбросов парниковых газов. Планируется подготовка совместной с WWF научно-популярной брошюры, посвященной проблеме влияния изменения климата на здоровье населения.
СТРАТЕГИЯ ПО ПЕРЕХОДУ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В декабре 2001 года Европейская Комиссия поручила региональным экологическим центрам Новых независимых государств (ННГ), подготовить проект по переходу их стран к устойчивому развитию. Методика проведения исследования, разработанная Российским региональным экологическим центром, предусматривала, в соответствии с пожеланием Заказчика: во-первых, сочетание общего и дифференцированного анализа возможностей государств этого региона перейти на путь устойчивого развития, и формирование максимальных и минимальных требований к устойчивости для разных групп стран. Во-вторых, в качестве обязательного элемента Проекта рассматривалась разработка предложений по конкретным действиям по достижению сформулированных требований.
Координационным центром по выполнению проекта Европейская Комиссия выбрала Российский региональный экологический центр. Была сформирована межнациональная группа экспертов, отобранных региональными экологическими центрами, которую возглавил профессор А.Ю. Ретеюм (Россия). Итогом проекта стал доклад "Предложения по переходу к устойчивому развитию стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии" (термин ВЕКЦА заменил сочетание ННГ). Презентация доклада исполнительным директором РРЭЦ состоялась в апреле 2002 года на "Зеленой неделе" в Брюсселе. Осенью 2002 года документ был обновлен с учетом решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге.
В рамках проведенной работы были обнаружены и проанализированы имеющиеся сходства и различия в социальной, экономической и экологической сферах Новых независимых государств. Были сформулированы первоочередные проблемы, затрудняющие процесс перехода к устойчивому развитию.
"В странах ННГ, с одной стороны, произошло резкое ослабление идеологической, информационно-образовательной и организующей функций государства", - было подчеркнуто в докладе, - "а с другой, еще не сложились необходимые институты гражданского общества. Идея устойчивости и самоподдерживаемости общества пока не стала руководящей, влиятельной или даже просто заметной. В обществе не сложился целостный образ желаемого будущего, и соответственно, нет четкого понимания жизненной необходимости перехода к устойчивому развитию. Весь комплекс понятий устойчивостисамоподдерживаемости еще не освоен политиками ННГ".
В то же время тенденцию перехода к устойчивому развитию новых государств во многом стимулирует наличие обширных территорий с естественной, нетронутой природой, выполняющих экосистемные функции. ННГ занимают выгодное географическое положение, благоприятное для создания евроазиатских транспортных коридоров, что также положительно сказывается на экономическом развитии государств.
Переход к устойчивому развитию требует определения основных областей деятельности. Опираясь на данные исследования, составители доклада выделили следующий ряд приоритетов процесса перехода к устойчивому развитию:
cоздание социально-политических, экономических и информационных условий для установления баланса между обществом и природой, обеспечивающих повышение качества жизни, сохранение и восстановление нарушенных экосистем;
cохранение и обогащение культурных традиций;
обеспечение здоровья населения;
сохранение почвенного плодородия, бережное использование леса и видов живой природы и поддержание биологического разнообразия;
охрана водных ресурсов от ухудшения качества и истощения;
вовлечение в оборот возобновимых источников энергии в объемах, приближающихся к истраченным ресурсам ископаемого топлива и др.
Реализация сформулированных приоритетов может осуществиться только благодаря активной деятельности в следующих сферах:
формирование экологической культуры;
укрепление институтов общества;
совершенствование порядка хозяйствования;
экологизация промышленности;
экологизация сельского, лесного и водного хозяйства;
улучшение качества жизни;
восстановление природных систем и стабилизация качества окружающей среды;
восстановление природных систем и стабилизация качества окружающей среды.
В основной части доклада описаны практические действия, или стратегия перехода к устойчивому развитию Новых независимых государств. Предложения по стратегии разработаны для каждой из выделенных сфер. В зависимости от экологической и социально-экономической обстановки в каждом государстве, следует говорить о различных подходах к выполнению стратегии. В докладе были предложены применительно к группам стран, наряду с общим описанием практических действий и формулировкой минимальных требований по переходу к устойчивому развитию, несколько этапов реализации программы по каждому из направлений.
Предложения по стратегии требуют адаптации к местным условиям конкретной страны, в то время как направление у всех государств должно быть одно - движение к экологически ориентированной экономике, к новому типу цивилизации. "Путь ННГ - не догоняющее, а устойчивое развитие", - утверждается в докладе.
Документ снабжен системой индикаторов устойчивого развития, позволяющей провести оценку исходной ситуации в стране, а также исчислить уровень прогресса. Комплекс используемых показателей был разработан в соответствии с научными рекомендациями и имеющимися в странах статистическими базами данных.
В свете решений Всемирного саммита по устойчивому развитию, прошедшего в августе - сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге, ведущая роль в переходе ННГ к устойчивому развитию должна принадлежать созданию гражданского общества и укреплению партнерских отношений между правительством, деловыми кругами и общественностью. Поэтому в доработанном варианте доклада большое внимание уделяется созданию смешанных инициативных групп. Сфера деятельности подобных групп на данный момент определяется вопросами энергообеспечения (энергосбережение и альтернативная энергетика), сохранения водных ресурсов, а также решением социальных проблем.
[1]. Вернадский В.И. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных тел биосферы. // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./Сост. Г.П.Аксенов. - М.: Современник, 1993.
[1] Вернадский В.И. Очерки геохимии. // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.
[2] Вернадский В.И. Общее понятие о биосфере. // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989.
[3] Соколов Б.С. Вернадский и XX век. // Природа. 1988, №2.
[1] Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. ст., коммент. М.С.Бастраковой, И.И.Мочалова, В.С.Неаполитанской. - М.: Сов. Россия, 1989..
[2] Соколов Б.С. Вернадский и XX век. // Природа. 1988, №2.
[1] Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. –C.43-74.
Система (общество)- экосфера
Живые системы (народонаселение, популяции)
2. Всё есть экология и всякое научное знание есть экологическое знание.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть