Слайд 1СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ
Подготовила студентка Жукова Мария
Группа Ю-1.1
Одинцово 2017
Слайд 2Что такое социал-дарвинизм?
Социа́льный дарвини́зм (социа́л-дарвини́зм) — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного
отбора и борьбы за существование, выявленные Чарльзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй мировой войны.
Слайд 3История появления
Теории социальной и культурной эволюции возникли в европейской философии в
эпоху Просвещения. Ещё в XVII веке Томас Гоббс отмечал, что многие процессы в обществе аналогичны тем, что происходят в животном мире.
Предшественником идей социал-дарвинизма считается Томас Мальтус, издавший в 1798 г. книгу «Опыт закона о народонаселении». В этом труде Мальтус утверждал, что в будущем человечество неизбежно столкнётся с проблемой нехватки продовольствия, вызванной перенаселением, в результате чего бедное население планеты вымрет от голода, а богатые выживут, т. е. случится «Мальтузианская ловушка».
Слайд 4Согласно Майклу Рузу, Дарвин был знаком с трудами Мальтуса и читал
его «Опыт о народонаселении» в 1838 г., то есть четыре года спустя после смерти учёного. Идеи Дарвина отличаются от идей социал-дарвинизма. Дарвин утверждал, что природные законы действуют на человека так же, как и на весь остальной животный мир, однако он подчёркивал, что давление, оказываемое на человека ограниченностью пищевой базы и перенаселением, только способствует возникновению новых умений и черт, наследуемых следующими поколениями. Согласно Дарвину, такие социальные инстинкты, как любовь или взаимопомощь, возникли у человека в процессе эволюции и обеспечили господство человека над природой. В 6 главе своей книги «Происхождение человека» Дарвин пишет: «В недалёком будущем, возможно, уже через несколько сотен лет, цивилизованные расы целиком вытеснят или уничтожат все варварские расы в мире», однако под варварскими расами Дарвин понимал те народы, которым не присущи положительные социальные инстинкты взаимопомощи.
Идеи Дарвина о естественном отборе никогда не выходили за рамки биологических процессов, в то время как социал-дарвинизм является попыткой перенесения идей о борьбе за выживание в сферу общественной жизни.
Слайд 5Социал-дарвинисты
Джон Фиске
Джек Лондон
Уильям Самнер
Слайд 6Гербер Спенсер
Общепризнанным инициатором и вдохновителем социального дарвинизма явился английский философ и
социолог Герберт Спенсер (1820 — 1903), рассматривавший борьбу за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленных в качестве не только биологических, но и социальных факторов. Спенсер был выдающимся ученым, и его творчество никоим образом не ограничивается рамками того, что принято обозначать ярлыком «социальный дарвинизм». Этот ярлык неприменим к нему хотя бы потому, что некоторые его идеи относительно эволюции человеческого общества Дарвин впоследствии распространил на мир растений и животных, так что, как справедливо было замечено, скорее не Спенсера, согласно укоренившемуся стереотипу, следует считать социальным дарвинистом, а, наоборот, Дарвина - биологическим спенсерианцем.
Слайд 7Во что превратился социал-дарвинизм в нашем времени?
Сторонники современного сатанизма описывают себя
как сторонников социального дарвинизма и евгеники. Сатанинская Библия создана Антоном Ла-Вей, основателем церкви Сатанизма в XX веке. Социал-дарвинистские идеи представлены всюду в этой Библии, Антон Шандор Ла-Вей описывает сатанизм как «религию, основанную на универсальных чертах человека», и люди описаны в его Библии как всецело плотские и как животные. Каждый из семи смертельных грехов описан им как естественный инстинкт человека и таким образом оправдан. Идеи социального дарвинизма имеют особое значение в книге Сатаны, где Ла-Вей использует идею Рагнара Редбёрда: «Сила есть право», хотя эту идею можно найти повсюду в ссылках на врожденную силу человека и инстинкт самосохранения. Сатанизм Ла-Вея есть «обобщение Маккиавелевского личного интереса». Интернет-страница Церкви Сатаны озаглавлена «Сатанизм: Религия, которую боятся». Питер Гилмор писал:
«… современный Сатанизм […] есть зверская религия элитизма и социального дарвинизма, которая стремится восстановить господство сильного человека над идиотами …»
«Сатанисты стремятся усилить естественное право, требуя содействовать практике евгеники».
Слайд 8Вывод (личное мнение студентки):
Как мы можем видеть, социал-дарвинизм подвергся колоссальным изменениям
с течением времени. Но всё же основные аспекты всё ещё остались, и, если честно, я могу себя отнести к социал-дарвинистам.
Почему? Потому что я считаю, что принципы «выживает сильнейший» или «власть достанется достойнейшим» мне очень близки по духу.
Да, звучит дико и не особо обоснованно, но всё же я останусь при своем мнение (законом не запрещено ☺ ).